Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 07:16, курсовая работа
Описание работы
Современное состояние мировой экономики демонстрирует необходимость образования международным экономическим сообществом и каждым государством в отдельности надежного механизма по обеспечению внешнеэкономических отношений между государствами, а также между субъектами хозяйствования разных стран. Стабильность во внешнеэкономическом сотрудничестве позволяет говорить о налаживании устойчивых взаимовыгодных связей, которые содействуют экономическому росту и процветанию государства, предприятий и населения. Особое место в данном процессе занимают международные отношения, а именно их часть - организация внешнеэкономической деятельности.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике 4 2 Разновидности свободных экономических зон 10 3 Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы развития 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Механизм особых экономических
зон позволяет наиболее эффективно применять
финансовые и административные ресурсы
для экономического развития не только
регионов, но и предприятий.
Перед российскими особыми
экономическими зонами технико-внедренческого
типа стоят задачи по эффективному обеспечению
предприятий инфраструктурой, по предоставлению
консалтинговых услуг в сфере рекламы,
маркетинга, финансового планирования,
по внедрение в систему научных исследований
уникальных приборов и оборудования через
создание центров коллективного пользования
оборудованием.
На сегодняшний день, особые
экономические зоны технико-внедренческого
типа призваны способствовать развитию
инновационных предприятий. Необходимо
создать российскую модель технопарка,
опираясь на опыт развитых стран, где подобный
вид особых экономических зон существует
давно и доказал свою эффективность.
Вокруг российских наукоградов
необходимо создать научную инфраструктуру,
привлекая к сотрудничеству ведущие российские
и зарубежные научные институты.
Необходимо создать и наладить
механизм взаимодействия органов власти,
бизнеса и ученых. Особые экономические
зоны технико-внедренческого нацелены
на решение самой серьезной проблемой
в сфере научных исследований – проблемы
недостатка финансирования. Помимо этого,
особые экономические зоны нацелены на
обеспечение бесперебойной работы научно-исследовательских
лабораторий. Являясь резидентом особой
экономической зоны, компании и лаборатории
могут пользоваться административным
аппаратом на льготных условиях или бесплатно.19
Для того, чтобы особая экономическая
зона «Дубна» была успешно реализована,
как инновационный проект, способный отвечать
требованиям программы инновационного
развития Российской Федерации, перед
властями стоит задача за 5-7 лет собрать
в Дубне более десяти тысяч специалистов,
чья работа будет способна довести объем
производства примерно до 535 миллионов
долларов США.20
Особые экономические зоны
технико-внедренческого типа на сегодняшний
день имеют огромные перспективы. Уже
в 2011 году общий объем инвестиций превысил
360 млрд рублей. Технопарки «Дубна», «Санкт-Петербург»
показывают очень хорошие темпы развития.
Например, на территории технико-внедренческой
зоны в Санкт-Петербурге удалось сформировать
ядро фармацевтического кластера.21
Также необходимо упомянуть
изменения в законодательстве об особых
экономических зонах, которые были приняты
за последний год. Во-первых, был увеличен
срок действия российских особых экономических
зон с 20 лет до 49 лет. Во-вторых, было законодательно
разрешено увеличение территорий особых
экономических зон с 20 кв.км. до 40 кв.км.22
Нужно также отметить еще одну
очень важную тенденцию. Можно наблюдать
постепенное размывание четких границ
между промышленно-производственными
зонами и технико-внедренческими зонами.
Для того, чтобы особые экономические
зоны стали не только привлекательными
площадками для инвесторов, но и чтобы
они были способны представить на выходе
продукт, результат работы ученых, промышленности
и бизнесменов.23 Чтобы продукция, производимая
на территории особых экономических зон
была применима не только для высокотехнологичных
отраслей, но и доступна для массового
пользования.
Так, 1 января 2012 года вступили
в силу поправки к федеральному закону
об особых экономических зонах. Этот документ,
в котором вводится понятие «кластер»
(о чем речь шла выше), и дает первые толчки
к этому размыванию границ между разными
типами особых экономических зон. Кластер
определяется как «совокупность специальных
экономических зон одного или нескольких
типов, определяемая правительством и
руководимая одной управляющей компанией».24
Таким образом, наиболее приоритетным
вектором развития особых экономических
зон, и в частности инновационного сектора
станет создание комплексной технико-внедренческой
и промышленно-производственной системы
развития всех инновационно-научных объектов,
которые смогут сопровождать и способствовать
развитию высокотехнологичного сектора
от момента зарождения научной идеи до
ее коммерциализации и промышленного
производства. Ведь проект можно считать
эффективным и успешным не тогда, когда
промышленный образец или патент «пылиться
на полке» или используется только в высокотехнологичных
отраслях оборонной промышленности или
космической отрасли, а когда его промышленное
производство имеет определенную долю
и само устройство или технология имеет
определённый вес на рынке.
Технико-внедренческие зоны
занимают одно из самых главных мест в
стратегии перехода российской экономики
от ресурсно-сырьевой к инновационной
модели развития.25
Для наиболее успешного развития
не нужно ограничивать отдельной территорией
технико-внедренческие зоны общероссийского
уровня. Только в Московской области есть
более 20 городов, имеющих хорошую научную
базу (то есть исследовательские университеты
и научные центры, способные выполнять
возложенные на них задачи и проводить
исследовательские работы). Наиболее
удачной перспективой развития технопарков
– это создание комплексных, производственных
технико-внедренческих зон, которые способные
решить поставленные перед ними задачи,
сформированные по принципу технологической
совместимости.26
На сегодняшний день, очень
хорошей перспективой для экономики России
стало бы развитие проектов по созданию
комплексных приграничных международных
особых экономических зон.
В России уже предпринимались
попытки создания международной особой
экономической зоны. Это был проект развития
района бассейна реки Туманная (Туманганский
проект) на границах России, Китая и КНДР
в 1992 году. Планировалось, что особую экономическую
зону будут развивать в течение 20 лет,
при общей стоимости проекта около 30 миллиардов
долларов США. К 1996 году Российской Федерацией,
Китаем и КНДР в проект было вложено около
500 миллионов долларов США.27 Однако, к 1997 году возникли
споры вокруг «территориальной проблемы»
между государствами-участниками. Многие
из них до сих пор не решены.28 Россия и КНДР не поддерживали
позицию Китая по правовому и институциональному
оформлению программы развития этой международной
особой экономической зоны. К тому же наблюдалось
крайне негативное отношение к этому проекту
со стороны властей Приморского края,
которые видели в нем угрозу транспортно-транзитным
функциям региона и перспективам развития
специальной экономической зоны находка.29 Таким образом, попытка создания
международной особой экономической зоны
не увенчалась успехом.
Сегодня, можно говорить о том,
что существуют перспективы создания
международной особой экономической зоны
на территории Курильских островов. Эта
территория давно считается спорной. На
них предъявляют права Россия и Япония.
И именно создание на южных Курильских
островах особой экономической зоны с
привлечением инвестиций не только из
федерального бюджета Российской Федерации,
но и со стороны Японии могло бы поспособствовать
улучшению отношений между двумя государствами.
Япония таким образом получила бы доступ
в регион и к его ресурсам, а Россия получила
бы возможность создавать совместно с
Японскими производителями высокотехнологичное
производство. Помимо этого, на территории
островов можно было бы создать туристско-рекреационную
особую экономическую зону. Такое соглашение
пошло бы на пользу этому дальневосточному
региону России, который зачастую страдает
от нехватки инвестиций и финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особые экономические зоны
– это один из наиболее современных, успешных
и эффективных инструментов экономической
политики, чья деятельность нацелена на
улучшение не только экономических показателей
регионов и страны в целом, но и на улучшение
социальных условий.
В России особые экономические
зоны имеют сравнительно небольшую историю
и опыт развития. Однако, уже сейчас можно
говорить о положительной динамике. В
особенности это касается промышленно-производственных
зон, которые считаются наиболее успешными
особыми экономическими зонами в России.
В ходе выполнения работы была
определена классификация особых экономических
зон. В России существуют пять видов ОЭЗ:
портовые, промышленно-производственные,
технико-внедренческие, туристско-рекреационные
особые экономические зоны.
У российских особых экономических
зон есть серьезный недостаток,
Это слабость нормативно-правовой
базы, что создает серьезные препятствия
для эффективного и нормального функционирования
особых экономических зон. То есть недостатки
федерального и регионального законодательства
в этом вопросе привели к тому, что Федеральное
агентство не имеет полномочий по координации
предпринимательской и инвестиционной
деятельности. Требования по раскрытию
информации, недостатки системы администрации
– эти факторы также способствуют тому,
что инвесторы не спешат вкладывать свои
деньги.
Помимо этого, многие международные
эксперты отмечают такие недостатки, как
коррупция, политическая нестабильность,
слабо развитая инфраструктура.
Правительство России активно
занимается оптимизацией системы администрирования
и восполнением пробелов в законодательстве
особых экономических зон. Помимо
этого, идет процесс внедрения в экономику
региональных особых экономических зон,
которые по классу наиболее близки американским
предпринимательским зонам, чья деятельность
будет направлена именно на улучшение
социально-экономического положения того
или иного региона.
Помимо этого, идет активная
работа по развитию технико-внедренческих
особых экономических зон. Приглашаются
иностранные специалисты, создаются филиалы
крупнейших международных и российских
научно-исследовательских институтов.
Все это способствует тому, что российские
технопарки постепенно становятся одними
из самых эффективных научных центров
в мире.
Российские особые экономические
зоны имеют огромный потенциал. Создание
кластерной системы поспособствует тому,
что достижения технико-внедренческих
зон, промышленно-производственных зон,
создадут крупный и эффективный инновационный
центр, где очень хорошо налажена система
коммерциализации и промышленного производства
товаров высокого качества.
Однако, в качестве еще одного
наиболее перспективного пути развития
особых экономических зон в Российской
Федерации, можно отметить тот тип зон,
который не был рассмотрен в этой работе
– туристско-рекреационные особые экономические
зоны. Они создаются и активно поддерживаются
государством в нашей стране. В России
существует множество мест с уникальным
природным комплексом, где при создании
благоприятных условий можно было бы сделать
места для отдыха мирового класса. Россия
– уникальная страна, на территории которой
есть практически все природные зоны.
Еще необходимо проделать огромную
работу, для того, чтобы особые экономические
зоны в России стали эффективным инструментом
экономической политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон Российской
Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации»
//Российская газета – Федеральный выпуск
№ 3831, 27 июля 2005 г.
Федеральный закон Российской
Федерации от 30 ноября 2011 г.
№ 365-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации» и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020
года. Инновационная Россия - 2020
Стратегия социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации,
расположенных на территории Дальнего
Востока и Байкальского региона на период
до 2025 года
Паспорт государственной целевой
программы «Развитие рынка труда и содействие
занятости населения Хабаровского края»
//Постановление правительства Хабаровского
край от 20 апреля 2012 года, № 125-пр
Барабанов И.П. Наукограды и особые экономические зоны в инновационной политике России
Васильев Л.И. Свободные экономические
зоны: от эйфории к продуктивной работе.
//Экономист, 1992 г., № 11-12
Волков А.В., Сатаненко О.А., Таймазов А.В. Особые экономические зоны: перспективы и проблемы функционирования //Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2008 г., № 8, стр.21-25
Гулидов Р.В. Проект «Туманган»: вымысел или реальность. //Пространственная
экономика, 2012 г., № 1, стр.90-108
Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: Юнити , 2005 г.
Иванов С.В., Белоусов В.И. Развитие
особых экономических зон регионального
уровня (на примере Липецкой области) //Проблемы
современной экономики, 2011 г., № 1 (37)
Лешина Е.И. Предпосылки и цели
создания свободных экономических зон.
//Проблемы местного самоуправления.