Свободные экономиечские зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние мировой экономики демонстрирует необходимость образования международным экономическим сообществом и каждым государством в отдельности надежного механизма по обеспечению внешнеэкономических отношений между государствами, а также между субъектами хозяйствования разных стран. Стабильность во внешнеэкономическом сотрудничестве позволяет говорить о налаживании устойчивых взаимовыгодных связей, которые содействуют экономическому росту и процветанию государства, предприятий и населения. Особое место в данном процессе занимают международные отношения, а именно их часть - организация внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике 4
2 Разновидности свободных экономических зон 10
3 Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы развития 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

Можно перечислить еще ряд социально-экономических проблем, таких, как проблема уровня квалификации российских кадров (как рабочих, так и управленческих), огромное количество бюрократических препон, высокая коррумпированность госаппарата, сравнительная низкая развитость инфраструктуры и промышленности РФ, отсутствие системы и механизма защиты отечественных предприятий и, как уже упоминалось ранее, проблема доверия к власти и государственным финансовым механизмам.

Очень важно не забывать, что в дополнение к общим проблемам, перечисленным выше, у каждой СЭЗ есть свои собственные недостатки, связанные и с географическим положением (например, проблема высоких транспортных расходов для СЭЗ, находящейся в Находке), недостаточность сырьевой базы, экономические проблемы в самих регионах.

Среди социальных проблем можно отметить такие недостатки как проблемы привлечения квалифицированных кадров. Для того, чтобы специалисты ехали работать в регионы России, необходимо создавать социальную инфраструктуру. Строить жилье, школы, детские сады, больницы, поликлиники. Зачастую на это не только не обращают внимание, но даже не выделяют средств из бюджета.

Не рассматривая геополитический аспект деятельности СЭЗ, невозможно дать полное представление о тех трудностях, которые мы можем наблюдать в деятельности свободных экономических зон. Среди них можно отметить проблему политической нестабильности и преемственности политико-экономических решений. Очень часто решения о финансировании той или иной СЭЗ принимаются имея под собой определенную политическую подоплеку, таким образом, ставя различные зоны в неравное положение. Еще один очень важный аспект можно классифицировать как геополитическую проблему: это поддержание экономической безопасности государства на должном уровне.

Необходимо также отметить особое геополитическое положение различных зон. Правительство должно предусматривать различные меры по обеспечению жизнедеятельности региона, где находится та или иная СЭЗ. Оно должно поддерживать стратегически важные отрасли, такие как топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный комплексы, связь и телекоммуникации.

За последние 5-10 лет помимо экономического и промышленного развития у особых экономических зон появилась еще одна глобальная цель – это развитие научного потенциала Российской Федерации. Для этого создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Создаются они «сверху» то есть при финансировании из федерального бюджета. Этот подход имеет много преимуществ, среди которых можно отметить и создание благоприятных условий для ученых, для предпринимателей, которые занимаются коммерциализацией научных достижений, и поддержка государства в проведении научных исследований. К сожалению, сегодня в научной сфере наблюдается тенденция использования достижений прошлых лет без движения вперед. Именно поэтому государство выделяет огромные средства на создание наукоградов, технопарков и особых экономических зон. Однако главной проблемой тут является (как в принципе и в отношении особых экономических зон другого типа) тот факт, что мы пытаемся создать наукоград не там, где сосредоточены научно-исследовательские институты, а на отдельно взятом месте. Если вспомнить опыт США, то процесс формирования Кремниевой долины занял почти 60 лет. Ученых нужно растить, создавать им условия для работы и для жизни. В России есть много университетов, которые могут составить достойную конкуренцию иностранным научным центрам, однако и тут мы не используем свой потенциал на 100 процентов, не используем свои конкурентные преимущества. Мы пытаемся создать еще одну кремниевую долину, но забываем про то, в чем мы действительно сильны (космические технологии, ядерные технологии и тд). Например, мы пытаемся ввести в обширную эксплуатацию систему ГЛОНАСС, не уделяя должного внимания тому, что на сегодняшний день Россия – единственная страна, которая может запускать пилотируемые корабли тяжелого класса на орбиту, тому, что именно российские ученые – космонавты – уникальные специалисты. Недаром есть выражение: «английский язык – язык бизнеса и экономики, французский язык – язык дипломатии, русский язык – язык космоса».

Также, важным препятствием для наиболее эффективного функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа является проблема организации работы такого института. В России, не имея достаточного опыта управления такими структурами пытаются скопировать опыт более развитых стран. Однако не всегда для нас бывает эффективным то, что хорошо срабатывает в Соединенных Штатах Америки.

Также можно отметить такие недостатки, как недополучение финансирования, большой процент «невыживания» научных идей, не всегда инвесторы считают целесообразным вкладываться в тот или иной проект. Нужно признать, что только 20 % идей и научных разработок получают возможность развиваться дальше и становиться коммерческим проектом, который приносит прибыль.

У промышленно-производственных зон тоже существуют свои недостатки. Во-первых, не везде функционирует инженерная и транспортная инфраструктура, отвечающая международным стандартам (что является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, на что и рассчитаны в конечном счете особые экономические зоны промышленно-производственного типа). Во-вторых, при создании промышленно-производственной зон на территории какого-либо региона, подразумевается, что этот регион обладает конкурентным преимуществом. Например, как в Липецкой области – в металлургии. Это приводит к тому, что создается своего рода «перекос» в экономике региона, специализация на чем-то одном.

Не смотря на то, что перед российскими особыми экономическими зонами стоят множество проблем, не смотря на то, чтобы они стали одним из наиболее конкурентоспособным инструментом международных экономических отношений, существует множество перспектив и возможностей для дальнейшего развития.

Сегодня особые экономические зоны можно рассматривать как своего рода «точки роста», которые в первую очередь поспособствуют процессу привлечения иностранных инвестиций в регионы, где они наиболее необходимы.8

На сегодняшний день перед государством стоит очень важная задача – упрощение системы управления и администрирования особых экономических зон. В 2009 году были приняты поправки в Федеральный закон «Об особых экономических зон», согласно которому был осуществлен переход к двухуровневой системе управления особыми экономическими зонами. До этого Министерство экономического развития выполняло нормативно-правовое регулирование, РосОЭЗ – административным управлением, а ОАО «Особые экономические зоны» - развитием инфраструктуры. После внесения поправок был осуществлен переход в двухуровневой системе: правительство упразднило РосОЭЗ.9

Упрощение администрирования в особых экономических зонах важно не только для оптимизации деятельности этого инструмента экономической политики, но и для увеличения потоков иностранных инвестиций. Налаженная система функционирования органов самоуправления, развитая инфраструктура – все это только поспособствует улучшению оперативности принятия решений, улучшению социально-экономического положения в регионах.

Необходимо проработать четкий регламент работы администрации и властей местного самоуправления непосредственно на территории особых экономических зон. Определить круг их прав,  обязанностей и компетенций.10

Еще одним немаловажным фактором является создание региональных и муниципальных особых экономических зон. Такие особые экономические зоны создаются не из федерального бюджета, а из регионального. Такой подход позволит сконцентрироваться не только на глобальных целях создания особых экономических зон, но и на конкретных проблем того или иного региона. Можно сказать, что региональные и муниципальные особые экономические зоны являются своего рода прототипом предпринимательских зон в США.

Основным преимуществом региональных особых экономических зон является то, что заявка на создание особой экономической зоны регионального уровня попадает не на федеральный конкурс. То есть тот или иной регион имеют больше шансов на введения льготного режима, а значит и на получение субсидий и инвестиций. Это отчасти решает проблему победы на государственном тендере, которая не дает нормально развиваться наиболее депрессивным регионам.

Так, на территории Липецкой области функционируют 8 особых экономических зон регионального уровня.

Также очень важно отметить, что создание особых экономических зон регионального уровня поспособствует повышению ответственности органов местного самоуправления и снимет часть бремени управленческих решений с федеральных органов государственной власти.

Инвесторам, которые собираются вкладывать свои деньги предлагается ряд льгот в принципе схожих со льготами федеральных особых экономических зон.

К сожалению, нормативно-правовая база федерального уровня (то есть общая программа для развития этого направления деятельности особых экономических зон) еще на разработана. Однако, 18 августа 2006 года в Липецкой области были принят соответствующий закон № 316-оз. В дальнейшем в него вносились поправки в 2007, 2008, 2010 годах).11

На сегодняшний день очень важно развивать особые экономические зоны не только для того, чтобы привлекать инвестиции на крупные проекты в регионах, но и с целью развития малого и среднего бизнеса. Отличительной чертой рыночной экономики является тот факт, что такие предприятия в основном и создают необходимые рабочие места. В рамках системы особых экономических зон малые и средние предприятия имеют возможность вести учет по упрощенной системе налогообложения. Кредиты становятся более доступными. Так что особые экономические зоны являются своего рода экспериментальной базы для апробирования федеральных и региональных программ по развитию малого бизнеса.12

 Однако, не стоит забывать, что крупный бизнес способен  сформировать вокруг себя необходимую  социально-экономическую среду. Именно  крупные предприятия, пользующиеся  массированной поддержкой из  федерального и регионального  бюджетов, имеют финансовую возможность  создания необходимой инфраструктуры, имеют возможность поддерживать  экономическую активность на  территории особой экономической  зоны. Помимо этого, они обладают  достаточными ресурсами для того, чтобы финансово поддерживать  малые предприятия.

Еще одной перспективой, стоящей перед особыми экономическими зонами и перед правительством – это постепенное сокращение государственного финансирования и переход к увеличению инвестиционных потоков. Модель создания особых экономических зон «сверху» при финансировании из государственного бюджета имеет свои преимущества, однако, это является своего рода первой ступенью развития особых экономических зон в стране. Для того, чтобы получилось выйти на следующую стадию необходимо стимулировать приток иностранных инвестиций. Государство закладывает базу для успешного и эффективного функционирования особых экономических зон в России. Однако дальнейшее развитие (увеличение торговых потоков, коммерциализация научных идей и так далее) должно обеспечиваться иностранным капиталом.

Еще одной довольно долгосрочной перспективой развития особых экономических зон – это формирование кластеров. Эта тенденция будет способствовать инновационному развития промышленно-производственных зон в Российской Федерации.

Само понятие кластер, которое было введено Майклом Портером в книге «Конкуренция», означает группу соседствующих и связанных компаний и организаций, которые действуют в определенной сфере и осуществляют однородную деятельность и которые взаимодополняют друг друга.13

Формирование кластеров содействует пространственному развитию регионов, а за этим и усилению промышленности, формируется приоритетность сотрудничества предприятий кластера с цепочками поставок. Кластерный поход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику в сфере развития того или иного региона. Кластеры обеспечивают диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности, способствуют становлению высокотехнологичного производства, стимулируют развитие регионов.

В мировой практике существует двойственный подход к кластерам. Во-первых особая экономическая зона может быть частью кластера. А во-вторых, кластер может являться частью особой экономической зоны.14

На сегодняшний день развитие кластеров имеет огромное значение для улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации.

Одним из наиболее весомых преимуществ кластеров является тот факт, что малый и средний бизнес должен и может принимать активное участие в их функционировании. Выше уже было упомянуто значение особых экономических зон для поддержки малого бизнеса. Кластеры создают возможность делегирование малому бизнесу ряда функций, которые до этого выполнялись крупными предприятиями (то есть появляется возможность аутсорсинга для участников кластера). Помимо этого, организация кластеров в рамках особых экономических зон даст возможность малому бизнесу пользоваться довольно дорогостоящими консалтинговыми услугами в сфере маркетинга, финансового планирования, логистики и так далее.15

В России в 2007 году была принята Концепция кластерной политики. Согласно этому документу, действие которого распространяется на промышленно-производственные зоны Алабуга в Республике Татарстан и Липецк в Липецкой области, вся производственно-научная деятельность делится и контролируется по секторам: металлообработка, электротехническое производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство.

Результатом такого разграничения является взаимное усиление конкурентоспособности отраслей и территорий их базирования. Доказано, что применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов Российской Федерации. В России особые экономические зоны являются своего рода базой, подготовительной инфраструктурой для развития кластеров. Они являются одной из составляющих кластерной политики. Крупные предприятия, которые являются зачастую главными образующими элементами особых экономических зон, способны сформировать рынок, который в свою очередь и формирует кластер.

Такая схема создания кластеров в рамках инфраструктуры особых экономических зон имеет много преимуществ. Во-первых, это и оптимизации коммуникаций между властью и бизнесом. Во-вторых, это развитие налаженной цепочки взаимоотношений между производителями, поставщиками, финансовыми и государственными институтами, которые работают в рамках особых экономических зон.16

На сегодняшний день одним из наиболее важных приоритетов развития экономики России – это развитие инновационного сектора. Стратегия инновационного развития России до 2020 года предусматривает рост доли инновационной продукции в промышленном производстве с 5 % до 25-30 %. Основной целью данной программы является перевод российской экономики к 2020 году на «инновационный путь развития» посредством наращивания человеческого потенциала, увеличения инновационной активности бизнеса, повсеместного внедрения новейших технологий в сфере администрирования в органах государственной власти.17

Нужно отметить, что именно механизм особых экономических зон является одним из самых эффективных инструментов для развития инновационного сектора России.

Основным преимуществом технико-внедренческих особых экономических зон является тот факт, что режим СЭЗ содействует наиболее интенсивному и тесному межотраслевому содействию, и, как следствие, более эффективному внедрению инноваций на рынок.

Режим особых экономических зон, таможенные и налоговые льготы, возможность льготного и бесплатного пользования административным аппаратом значительно упрощает трудный процесс коммерциализации научных идей. А соседство и взаимодействие с крупными научно-исследовательскими институтами и научными центрами позволяет наладить цепочку взаимодействия между учеными и бизнесом от появления идеи до ее коммерческой реализации.18

Информация о работе Свободные экономиечские зоны