ТНК в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. Главной силой этого процесса выступают ТНК. Они представляют собой наиболее мощную часть корпоративного бизнеса, действуют в международных масштабах и играют ведущую роль в укреплении мирохозяйственных связей.

Содержание работы

ТНК, причины возникновения, структура, эффективность
Особенности современной стратегии ТНК
Воздействие ТНК на международные экономические отношения

Особенности деятельности ТНК на примере Европейского союза. Взаимозависимость региональной и корпоративной интеграции
Плюсы и минусы международной деятельности ТНК
Взаимоотношения ТНК с правительствами
Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций

ТНК в Кыргызской Республике
Кыргызстан и ТНК – географические направления и специализация деятельности иностранных ТНК в КР
Влияние иностранных ТНК на экономику Кыргызской Республики

Заключение
Список использованных литератур

Файлы: 1 файл

План работы.docx

— 154.96 Кб (Скачать файл)

План работы

  1. ТНК, причины возникновения, структура, эффективность
    1. Особенности современной стратегии ТНК
    2. Воздействие ТНК на международные экономические отношения

 

  1. Особенности деятельности ТНК на примере Европейского союза. Взаимозависимость региональной и корпоративной интеграции
    1. Плюсы и минусы международной деятельности ТНК
    2. Взаимоотношения ТНК с правительствами
    3. Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций

 

  1. ТНК в Кыргызской Республике
    1. Кыргызстан и ТНК – географические направления и специализация деятельности иностранных ТНК в КР
    2. Влияние иностранных ТНК на экономику Кыргызской Республики

 

Заключение 

Список использованных литератур

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

…Мы…  видим наглядно, как частные и государственные  монополии переплетаются воедино  в эпоху финансового капитала, как и те и другие на деле являются лишь отдельными звеньями империалистической борьбы… за дележ мира.

В.И. Ленин

 

….Если Америка хочет, чтобы функционировал глобализм, она не должна стесняться вести себя на мировой арене в  качестве всесильной сверхдержавы, каковой  она  на самом деле  и является. Невидимая рука рынка  никогда  не действует без невидимого кулака. И невидимый кулак……называется  армия, флот,  ВВС США.

New York Times Magazine 28.03.01

Для современной экономики  характерен стремительно идущий процесс  транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают  транснациональные корпорации (ТНК). Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное  производство товаров и услуг, которое  представляет собой выпуск продукции  материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации  производства. К концу 90-х годов  международное производство товаров  и услуг достигло 7% мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК  относятся к триаде: США, ЕС и Япония. Это три экономические центры нашей планеты, в которые мы постепенно пытаемся войти. В последнее время  активно развивают свою деятельность на мировом рынке ТНК новых  индустриальных стран. 

ТНК  играют ведущую роль в интернационализации  производства, получающем все большее распространение   в процессе расширения и углубления производственных связей  между предприятиями разных стран. Развитие  современной системы  экономических отношений проходит под воздействием  ускоряющейся  глобализации. Главной силой этого процесса  выступают ТНК. Они представляют  собой  наиболее мощную  часть корпоративного бизнеса, действуют в   международных масштабах и играют ведущую роль  в укреплении  мирохозяйственных  связей.

Проблематика  темы курсовой сегодня актуальна, потому что мировая экономика все более глобализируется, и ТНК в этом процессе играют одну из главных ролей. ТНК обретают все большую власть, как экономическую, так и политическую, используя феномен единства вкусов потребителей ТНК не ограничиваются, национальными рынками, они используют весь мир. И все говорит о том, что движение в этом направлении будет продолжаться, возможно, даже усиливаться.

Целью моей курсовой работы было рассмотреть транснациональные компании в качестве субъекта мирохозяйственных связей. То есть дать определение ТНК, определить их роль и место в мировом хозяйстве, обозначить источники эффективности, а так же рассмотреть основные современные стратегии, в общем, и частном, на примере нескольких крупных ТНК. Рассмотреть ситуацию на рынке Кыргызстана.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих  задач:

  1. Определение сущности, значения, эффективности ТНК.
  2. Характеристика взаимозависимости регионализации и интеграции (на примере ТНК в ЕС).
  3. Проблематика иностранных инвестиций в ЕС
  4. Проанализировать влияние деятельности иностранных ТНК на экономику КР в целом.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом  быстро развивающихся международных  экономических отношений, а с  другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно  воздействуя на международные экономические  отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые  отношения, видоизменяют сложившиеся  их формы. ТНК превратили мировую  экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его  направлениях: технического уровня и  качества продукции; эффективности  производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями.

В курсовой работе использованы материалы периодической печати, учебной литературы, сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТНК: причины возникновения, характеристика, структура, причины эффективной деятельности.

 

Теории  возникновения транснациональных  корпораций

Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия  для организации производства и  сбыта товаров и услуг. Большинство  международных компаний начинало  свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя  сравнительные  преимущества страны базирования и  конкретные преимущества компании, они  расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию  за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации  производства в принимающих странах.

Отмечая главную особенность  ТНК – наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров  и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи ТНК разработали  ряд моделей прямых иностранных  инвестиций.

Американский экономист  Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение  ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро - и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.    

Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в дальнейшем её развили Ч.П. Киндлебергер и др.. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают "правила игры" на своём рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранными инвесторами. Монополистические преимущества для иностранных фирм могут возникать за счёт использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; "эффекта масштаба", дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране.

Модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой теории любой продукт проходит 4 стадии цикла жизни:

  1. внедрение на рынок
  2. рост продаж
  3. насыщение рынка
  4. спад продаж1

Выходом из положения  при  спаде продаж на внутреннем рынке  служит экспорт или налаживание  производства за рубежом, что продлит  жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения  рынка издержки производства и сбыта  обычно сокращаются, что позволяет  снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличение объёма выпуска продукции  за рубежом.

Источники эффективной деятельности ТНК

Анализ деятельности ТНК  и теорий прямых инвестиций  позволяет  выделить  следующие основные источники  эффективной деятельности ТНК:


  • использование преимуществ владения природными ресурсами  (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НОИКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими потребности в заграничных ресурсах только путём экспортно-импортных сделок;
  • возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учётом размеров их внутреннего рынка, типов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
  • использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы американских корпораций в середине 90-х годов оценивались в почти 2 трлн. долл. Источниками их финансирования выступают не столько головные предприятия, сколько физические  и юридические лица из принимающих третьих стран (см. рис.1). Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающей страны и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании.2                    

Рис.1

1. Мировая экономика

45% - физические и юридические лица в принимающей стране

23% - физические и юридические лица из третьих стран

13% - головные предприятия

3%  - физические и юридические лица в США

16% - самофинансирование за счёт рефинансирования и прочие источники

  • постоянная информированность о конъюнктуре товарных и валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками;
  • рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется

Структура ТНК

Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное  руководство дочерней компании своими зарубежными филиалами и в  то же время давать возможность менеджерами  зарубежных филиалов самостоятельно принимать  решения  по удовлетворению спроса потребителей с учётом специфики  местного рынка и в соответствии с Законодательством принимающей  стороны.

Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В её функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении  новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование  долгосрочной производственной, инвестиционной  и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

Основные  формы зарубежных филиалов.

Дочерняя   компания - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором  головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия.

Ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стороне, в котором головное предприятие владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но не принимает участие в контроле над этим предприятием.3

Отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том числе и с местными предпринимателями и т.п.

Проблемы совершенствования  структуры управления руководство  ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они  выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на производстве однородной продукции, обычно строят структуру  управления по географическому принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации "Нестле" проводить единую технологическую политику для производства своей продукции по всему миру с учётом национального спроса в принимающих странах.( см. рис.2).4


 

                             СОВЕТ  ДИРЕКТОРОВ


 


 


 

                ПРЕЗИДЕНТ





 

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ


ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ  ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ


ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ФИНАНСАМ


Информация о работе ТНК в Кыргызской Республике