Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Опираясь на результаты научных исследований и мнения ученых-экономистов, задачи моей курсовой работы можно свести к следующим:
- обобщение и систематизация результатов исследования, содержащихся в научной литературе;
- изучить влияние ТНК на развитие международных экономических отношений;
- проанализировать транснациональный бизнес в России;
- показать роль ТНК на международном рынке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Транснациональные корпорации: общая характеристика
Понятие и признаки ТНК;
Причины возникновения ТНК;
Структура и типы ТНК. Индекс транснационализации;
Правовой статус ТНК.
Глава 2. Влияние ТНК на развитие международных экономических отношений
Роль ТНК в международном научно-техническом сотрудничестве;
Роль ТНК в международной миграции капитала;
Воздействие ТНК на международную миграцию рабочей силы.
Глава 3. Транснациональный бизнес в России.
Глава 4. Система регулирования деятельности ТНК: на национальном и международном уровнях.
Заключение
Приложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вопросы частноправового  статуса ТНК объективно не входят в предмет регулирования системы  международного публичного права. Это  сфера частного права, и использование чуждых ей правовых инструментов неизбежно влечет трудноразрешимые теоретические и практические проблемы. Необходимо согласиться со следующим высказыванием профессора И.И. Лукашука: «Попытка слить воедино нормы с различными механизмами действия и с их помощью регулировать международные связи разного уровня способна лишь внести путаницу и снизить эффективность правового регулирования… При этом различные общественные отношения механически объединяются, а соответственно объединяются и нормы, относящиеся к различным правовым системам».

Наделение ТНК международной правосубъектностью, приравнивание их правового статуса  к правовому статусу суверенного  государства нарушает основные принципы, на которых основана система международного публичного права. Предлагаемые в доктрине юридические механизмы приспособления категорий и институтов международного частного права для регулирования частноправовых отношений с участием ТНК (концепция «квазимеждународного права», конструкция «кодекса зебры» в качестве основы принятия документов) не способны обеспечить эффективное правовое регулирование, поскольку основаны на механическом объединении норм и правовых принципов, относящихся к различным правовым системам.

Представляется, что международно-правовое сотрудничество государств в области правового регулирования деятельности ТНК должно основываться прежде всего на рациональном использовании тех традиционных способов, которые на сегодня хорошо проработаны. Речь идет о международно-правовой унификации норм о частноправовом статусе групп компаний.  Унифицированные таким образом нормы, входящие в ткань международного договора, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц. Этим путем без ломки устоявшихся принципов удается органично подключить к правовому регулированию как систему международного права, так и национальные правовые системы.

Нельзя не согласиться со следующим  высказыванием Б.И. Осминина: «Только  на базе взаимной увязки национальных и международных правопорядков  на национальном, региональном и универсальном уровнях может быть осуществлено эффективное правовое регулирование деятельности ТНК. Основа для него на универсальном уровне — не признание корпораций субъектами международного права и придание их договорам с государствами международно-правового характера, а тот факт, что ТНК не теряют принадлежности к государству. Несмотря на глобальную деятельность ТНК, центр принятия решений остается национальным. Следовательно, и регулирование деятельности ТНК… должно осуществляться через государства. Цель и задача международного права — выработать нормы, которые обязывали бы государства регулировать деятельность ТНК…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Транснационализация экономики –  один из наиболее влиятельных процессов  современности, обеспечивающий увеличение масштабов и эффективности производства, расширение географических рамок кооперационных связей, совершенствование механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития, унификацию экономического пространства в виде сближения «правил игры» и единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых брэндов и стандартов. В этой связи активное участие в процессе транснационализации отечественного бизнеса позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, сформировать дополнительные источники развития, обеспечить прорыв к производству и распределению мирового дохода. Но эффективность реализации процесса транснационализации может быть достигнута только на основе глубокого теоретического осмысления закономерностей и принципов последнего, особенностей его проявления в условиях различных стран.

Транснационализация экономики представляет собой противоречивый процесс: с  одной стороны, она формирует  новые источники и факторы  экономического роста, но с другой –  возникают серьезные опасения по поводу поддержания заданного направления экономического развития стран в условиях снижения роли национального структурирования экономики. В экономически развитых странах уход капитала из страны в поисках наиболее выгодных условий приложения приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджет, обостряется проблема занятости. В менее развитых странах проявляется обеспокоенность перераспределением все большей части мирового дохода в пользу ведущих глобальных игроков. Все это порождает противодействие процессу транснационализации со стороны государственных, общественных организаций и предпринимательских кругов отдельных стран.

Современные экономические отношения  характеризуются ускоряющейся глобализацией  мировой экономики, основными действующими субъектами которой выступают транснациональные корпорации. Именно ТНК играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей путем проведения глобальных стратегий, объединяющих национальные и региональные рынки. ТНК заслуживают государственной поддержки и стимулирования в полном соответствии с мировой практикой, так как способствуют повышению международной конкурентоспособности экономики России, благоприятно воздействуют на внешнюю торговлю, стимулируют товарный экспорт, обеспечивают наращивание производственных мощностей и увеличение числа рабочих мест.

ТНК для каждого конкретного  государства являются представителями  мирового хозяйства и имеют ограниченную различными правилами автономию. В  частности, они могут разрабатывать  глобальную стратегию и создавать центры по принятию глобальных решений. При этом все компании должны действовать в определяемых государствомюридических и сформировавшихся институциональных рамках. В силу своего транснационального характера ТНК приходится осуществлять свою корпоративную стратегию в различной культурной среде, одновременно в нескольких экономических, юридических и политических системах. Поэтому специфика структуры ТНК, их продукции и услуг должна соответствовать рынкам и юрисдикции стран, в которых они действуют.

В транснациональных корпорациях права собственности распределены между сотнями активных собственников (крупнейшие акционеры, менеджеры, государство и другие институциональные структуры) и десятками тысяч пассивных, что свидетельствует о тенденции «социализации» собственности, сопрягающейся с увеличивающейся ролью государства в экономике. Государство контролирует значительную часть «пучка» прав субъектов частной собственности, устанавливая ограничения на их социальное, экологическое, культурное и т. п. воздействия на общество, является собственником многих общественных благ, значимость которых в постиндустриальной экономике возрастает, увеличивая долю государства в перераспределении ВНП до 35–55%. Это подтверждает тенденцию социализации собственности посредством постепенной передачи части прав от частного собственника государству как выразителю общественных интересов.

Российские компании стали полноправными  субъектами мирового рынка, о чём  свидетельствуют следующие тенденции: 1) субъекты крупного предпринимательства в России кредитуются преимущественно на международных финансовых рынках в форме заёмных средств, приобретения еврооблигаций или синдицированных банковских кредитов; 2) у многих российских компаний имеются крупные иностранные акционеры; 3) организационная структура российских компаний перестраивается под стандарты мирового финансового рынка; 4) российский крупный бизнес активно инвестирует за рубеж.

Мотивами инвестирования российских нефинансовых ТНК за пределы России являются: закрепление на определенном сегменте мирового рынка; улучшение имиджа фирмы; повышение конкурентоспособности за счёт снижения рисков нестабильности российской экономики; сокрытие активов от возможной национализации; расширение возможностей привлечения дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков; стремление собственников войти в мировую бизнес-элиту.

Зарубежные ТНК привлекают преимущественно три отрасли  российской экономики: обрабатывающая промышленность и оптово-розничная  торговля и ремонт — своей высокой рентабельностью и скоростью оборота капитала, при этом более 90% вложений в обрабатывающую промышленность направляется на производство конструкционных изделий, которые затем поступают на внутренний рынок, что свидетельствует о краткосрочности отношений ТНК с российской экономикой; и добывающая промышленность, привлекающая ТНК из развитых стран как источник ресурсов, где к настоящему времени накоплено 70,9% иностранных инвестиций. Транснациональные собственники скупают значительные объемы капитальных активов вне связи с этапами создания стоимости, выводя их из-под влияния российской институциональной среды, что не позволяет обеспечить долгосрочное управление активами и требует решения вопросов формирования источников долгосрочных сбережений и инвестиций, возникающих в связи с этим социально-экономических проблем и проблем национальной безопасности.

1. Ключевыми тенденциями на российском рынке слияний и поглощений при формировании и развитии ТНК являются: преобладание горизонтальных слияний и поглощений; ярко выраженные отраслевые стратегии сделок; продолжение процессов корпоративных захватов и недружественных поглощений; достаточно редкие сделки МВО.

2. Наиболее интенсивные процессы  развития ТНК происходят в  нефтяном и газовом секторах экономики России. Потенциалом формирования ТНК обладают алюминиевая, золотодобывающая, алмазная и никелевая отрасли промышленности. Проекты транснационализации реализуются в пищевой промышленности и страховании. Традиционным и перспективным направлением экспансии российских ТНК в силу исторически сложившихся хозяйственных отношений являются страны СНГ. Основными сферами приложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) российских ТНК являются отрасли минерально-сырьевого комплекса и телекоммуникаций.

3. Условиями, при которых прямые иностранные инвестиции, осуществляемые ТНК благотворно влияют на российскую экономику, являются: благоприятные экономические характеристики накопления ПИИ; нацеленность ПИИ на повышение эффективности иностранной ТНК; снижение технологического разрыва между страной базирования ТНК и Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица 1. Соотношение  притока прямых зарубежных инвестиций в участие в уставном капитале и количества стратегических альянсов

Год

Приток ПЗИ в мире (млрд. долл. США)

Инвестиции в участие в уставном капитале (млрд. долл. США)

Кол-во технологических СА (мир)

2000

1270,8

717,2

483

2001

735

404,3

607

2002

651

418,5

527

2003

560

372,8

695

2004

710,07

443,7

671

2005

916

499,2

685

2006

1306

715,7

726

2007

1979

1080

739

2008

1697

1028

-


 

Таблица 1.2 Технологические  альянсы в промышленности ЕС

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего в мире

483

607

527

695

671

685

762

739

с участием компаний из ЕС, в том  числе:

232

284

277

287

320

336

396

366

ИКТ

79

68

62

76

70

70

69

69

фармацевтика /биотехнологии

91

171

177

178

197

217

280

254

новые материалы

7

12

9

6

7

6

5

3

космос/оборона

5

17

13

11

9

7

6

4

химическая промышленность

30

10

4

8

15

13

12

11

автомобильная промышленность

28

12

12

18

22

23

24

25


 

 

Таблица 2. Примерное число зарегистрированных стратегических альянсов (ед. в год)

Год

Мир

ЕС

США

Азия

1990

3300

825-891

1122

1254

1995

9120

2280-2462

3101

3466

2000

10100

2525-2727

3434

3838

2005

11842

2961-3197

4026

4500

2006

12353

3088-3335

4200

4694

Информация о работе Транснациональные корпорации