Валютная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование формирования и функционирования валютной политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: исследовать современные теории валют, валютных систем и валютных курсов; определить качественные соотношения между категориями «валютная политика», «валютная система», «валютный курс» и характер их взаимодействия; исследовать роль валютной политики в условиях современной рыночной экономики; рассмотреть валютный курс России.
Объектом исследования является валютная политика Российской Федерации как важнейшая составляющая финансовой политики государства в условиях финансово-экономического кризиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика
1.1 Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития……………………………………………………………………………5
1.2 Валютная политика и ее формы……………………………………………..8
1.3 Валютный контроль и валютные ограничения как основа валютной политики………………………………………………………………………….14
2. Валютная политика России на современном этапе
2.1 Проблемы введения конвертируемости рубля…………………………….20
2.2 Валютные ограничения в сфере движения капиталов…………………….25
2.3 Политика валютного курса. Валютные операции и их участники……….27
3. Направления совершенствования валютной политики России
3.1. Основные направления либерализации валютной политики…………….41
3.2 Валютная политика через призму мнений……………………….………...50
3.3 Перспективы полной конвертируемости рубля…………………………...53
Заключение……………………………………………………………………..57
Список использованной литературы…………………………………………...59

Файлы: 1 файл

МВКО КУР.docx

— 517.21 Кб (Скачать файл)

- ограничение  перевода нерезидентами за рубеж  процентов и дивидендов по  вкладам и инвестициям в национальную  экономику;

- лимитирование  вывоза валютных ценностей, в  том числе национальной и иностранной  валюты, ценных бумаг.

При активном платежном балансе могут применяться  следующие виды валютных ограничений:

- запрет  или регламентация привлечения  резидентами иностранных финансовых  кредитов и займов, включая обязательную  конверсию привлеченных кредитов  в иностранной валюте в национальную  валюту;

- ограничение  прямых и портфельных инвестиций  нерезидентов;

- запрет  на выплату процентов по банковским  вкладам нерезидентов в национальной  валюте или установление отрицательной  процентной ставки по таким  вкладам;

- обязательное  депонирование банками на беспроцентном  счете в центральном банке  части или полной суммы средств,  привлеченных во вклады от  нерезидентов:

- лимитирование  ввоза нерезидентами национальной  валюты [15].

Введение  государством валютных ограничений  в первую очередь зависит от таких  факторов, как:

- уровень  экономического развития страны  и ее валютного рынка;

- режим обратимости  национальной денежной единицы;

- политика  экономических приоритетов.

Таким образом, формирование механизма валютного  регулирования и контроля в различных странах и отмена определенных ограничений непосредственно связана с конкретными внутренними условиями развития их национальных экономик, положением государства в системе международных экономических отношений, а также возможностью обеспечения максимизации связанных с отменой выгод и минимизации рисков.

Хотя  системам валютного регулирования  и контроля различных стран присущи  свои особенности, мировой опыт позволяет  выделить общие направления в  ходе либерализации валютной сферы.

Ее началом  было снятие ограничений по текущим  операциям, затем смягчились и сокращались  ограничения в отношении прямых иностранных инвестиций, коммерческих и товарных кредитов, операций с  акциями: нерезиденты получали право  приобретать акции и облигации  за национальную валюту, в которой  номинировались все эмитируемые  ценные бумаги.

Контроль  за инструментами финансового рынка сохранялся значительно дольше. Достаточно длительное время существовал срочный валютный рынок, на котором разрешались форвардные сделки с отсрочкой исполнения от шести месяцев до одного года, связанные с покупкой и продажей иностранной валюты за национальную и иностранные между банками-резидентами и нерезидентами. Затем максимальные сроки форвардных валютных сделок упразднились, и обеспечивалась полная либерализация режима валютных счетов резидентов в национальных банках.

Последний этап связан с разрешением открытия счетов резидентов в банках нерезидентах. Обычно сначала отменялись ограничения  на валютные операции юридических лиц и лишь затем – физических лиц.

Актуальным  вопросом современной практики валютного  регулирования является определение  роли и места валютных ограничений в валютной политике государства и условиях либерализации валютных рынков.

Наиболее  либеральная валютная политика характерна для стран с развитыми рынками, круг мероприятий валютного регулирования  и контроля в которых постоянно  сокращается в связи с переходом  этих стран к фактически полной конвертируемости своих валют, развитостью рыночных отношений во всех сферах экономики, созданием условий, адекватных развитию мировой валютной системы.

В то же время ослабление или отмена валютного  контроля сопровождается совершенствованием порядка отчетности, созданием системы правового регулирования валютных операций, которая должна быть тем строже, чем более либерализован валютный режим в стране.

В странах  с переходной экономикой и развивающимися рынками прямые формы валютного  регулирования и валютного контроля продолжают сохранять свое значение, поскольку валютные ограничения  рассматриваются как элемент  системы обеспечения экономической  стабильности и национальной безопасности.

Дестабилизация любого из параметров, являющегося критерием экономической стабильности (устойчивость курса национальной валюты, состояние внешнеторгового баланса и т.д.), ставит под угрозу как финансово-экономическое положение страны на мировом рынке, так и ее экономический и политический суверенитет (особенно это актуально для стран, имеющих экспортно-ориентированную структуру экономики) [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Валютная  политика России на современном  этапе

 

2.1 Проблемы  введения конвертируемости рубля

 

Стратегической  задачей валютной политики России стало  введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически  не существовало понятия «валютные  права» предприятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные  кредиты и резервные активы централизованно  использовались в основном в форме  бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов  было запрещено владеть иностранной  валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально  не подтверждалась законность получения  валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).

В условиях перехода к рыночной экономике был  взят курс на формирование валютного  рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением  в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизованного  распределения валютных ресурсов стала  снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропромышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для переводного рубля, что не стимулировало торговлю [38].

С началом  рыночных преобразований Россия ввела  внутреннюю конвертируемость рубля  по текущим международным операциям. Предприятия получили право в  известных пределах покупать и продавать  иностранную валюту на рубли по рыночному  курсу, владеть и распоряжаться  этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.

Одновременно  были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять операции с иностранной

валютой: открывать  валютные счета, покупать и продавать  иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать  свои сбережения — в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка  за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. Допускается при наличии  справки уполномоченного банка  о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного  контроля ввозиться в Россию неограниченно [9].

В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования  объема и структуры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные  лицензии, количественные ограничения  ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения  использовались с целью сдерживания  массированного вывоза, в первую очередь  сырья и топлива. Импортные тарифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий  и импортеров в целях оживления  производств в России. Однако в  ходе осуществления согласованных  с МВФ программ либерализации  внешнеэкономической деятельности в 1993—1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные — существенно понижены.

В условиях снижения темпа инфляции, ограничения  колебаний валютного курса в  рамках валютного коридора, увеличения золото -валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам разрешили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Острейший финансовый и валютный кризисы в  России в 1998 г. затруднили расширение сферы  конвертируемости рубля. В частности, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной  валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими  текущих операций с резидентами  и находящихся на корреспондентских  счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стабилизация экономики, финансов, денежного  обращения, кредитной системы, достаточные  золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно  увязать конвертируемость рубля  с общеэкономической политикой. Большая часть этих условий в  России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.

Термин  «конвертируемость» употребляется  достаточно вольно и, вероятно, потому чаще встречается в лексиконе политиков, нежели экономистов. Следуя определению МВФ, если государство исполняет Разделы 2 – 4 Статьи VIII Соглашения Международного валютного фонда, его национальная валюта считается конвертируемой [34].

Содержание  этих разделов может быть резюмировано следующим образом: за исключением специально оговоренных, как правило кризисных случаев, государство в лице фискальных и монетарных властей − не ограничивает платежи и трансферты для текущих операций (торговые сделки и процентные платежи),− не осуществляет дискриминацию в зависимости от валюты платежа и не практикует множественность валюты и/или обменного курса, − при осуществлении международных расчетов, обязуется не отказывать в принятии платежа в собственной валюте. Первые два пункта говорят об отсутствии определенных видов ограничений, связанных с движением капитала. Для экономических агентов – финансовых и нефинансовых институтов и граждан – это означает отсутствие рационирования (установленных государством ограничений) на розничном и оптовом валютных рынках: нерезиденты имеют право свободно обменивать рубли на любую валюту (внешняя конвертируемость или конвертируемость

платежного  баланса), а резиденты имеют возможность  неограниченно обменивать иностранную валюту за рубли и переводить рубли за рубеж (внутренняя конвертируемость) [9].

Чтобы избежать в дальнейшем проблем, связанных с традиционно вольной трактовкой понятия "конвертируемость", следует отметить, что данное понятие не имеет отношения к режиму обменного курса и к механизму формирования курса валюты на мировом рынке.

Конвертируемость  является необходимым, но не достаточным  условием использования валюты в качестве международного резервного инструмента. Конвертируемость может поддерживаться при любом режиме обменного курса – от фиксированного до свободно плавающего. Так, например, иена является свободно конвертируемой валютой и используется в качестве международного резерва несмотря на то, что японские власти систематически пользуются интервенциями для поддержания курса иены относительно американского доллара.

  

Виды  ограничений на операции, связанные  с движением капитала

(1) Административные:

i. ограничения  на право открытия счетов в  валютах,

ii. квоты  и лимиты на ввоз и вывоз

iii. запреты  на операции

iv. лицензирование  операций

v. требования  об уведомлении

(2) Фискальные:

i. налоги  на ввоз и вывоз капитала

ii. обязательные  требования о резервировании

iii. требования  об обязательной продаже валютной  выручки или поступлений

(3) Дискриминационные:

3 i. регулирование обменного курса влекущее изменение относительных цен (и, таким образом, перераспределение доходов или ренты)

ii. установления  множественных курсов для различных  операций (в т.ч. «двойного курса» отдельно для торговых операций и отдельно для операций с капиталом)

iii. использование  по отдельным операциям специальных  схем зачетов и учета без использования платежей в валюте

iv. необязательные  требования о резервировании [34].

Ограничения также могут быть статическими, т.е. введенными на определенный период или до того, пока не будут отменены специальным решением, и динамическими или условными. Динамические или условные ограничения объявляются без установления периода действия, но вводятся и отменяются в зависимости от ситуации. Например, если страна страдает от избыточного вывоза капитала, правительство может объявить о том, что если сальдо по счету капитала улучшится и достигнет –35 млрд. долларов в год, то норма обязательной продажи валютной выручки будет уменьшена, скажем, с 20 до 12%. В принципе, это условие может быть объявлено даже вне зависимости от текущей ситуации. За счет увеличения прозрачности, такой порядок способен значительно улучшить инвестиционный климат и снизить риски (разумеется, если пользуются доверием само правительство и его указы) [38].

Информация о работе Валютная политика России