Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование формирования и функционирования валютной политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: исследовать современные теории валют, валютных систем и валютных курсов; определить качественные соотношения между категориями «валютная политика», «валютная система», «валютный курс» и характер их взаимодействия; исследовать роль валютной политики в условиях современной рыночной экономики; рассмотреть валютный курс России.
Объектом исследования является валютная политика Российской Федерации как важнейшая составляющая финансовой политики государства в условиях финансово-экономического кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика
1.1 Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития……………………………………………………………………………5
1.2 Валютная политика и ее формы……………………………………………..8
1.3 Валютный контроль и валютные ограничения как основа валютной политики………………………………………………………………………….14
2. Валютная политика России на современном этапе
2.1 Проблемы введения конвертируемости рубля…………………………….20
2.2 Валютные ограничения в сфере движения капиталов…………………….25
2.3 Политика валютного курса. Валютные операции и их участники……….27
3. Направления совершенствования валютной политики России
3.1. Основные направления либерализации валютной политики…………….41
3.2 Валютная политика через призму мнений……………………….………...50
3.3 Перспективы полной конвертируемости рубля…………………………...53
Заключение……………………………………………………………………..57
Список использованной литературы…………………………………………...59
- ограничение
перевода нерезидентами за
- лимитирование
вывоза валютных ценностей, в
том числе национальной и
При активном
платежном балансе могут
- запрет
или регламентация привлечения
резидентами иностранных
- ограничение
прямых и портфельных
- запрет
на выплату процентов по
- обязательное
депонирование банками на
- лимитирование
ввоза нерезидентами
Введение государством валютных ограничений в первую очередь зависит от таких факторов, как:
- уровень
экономического развития
- режим обратимости национальной денежной единицы;
- политика экономических приоритетов.
Таким образом, формирование механизма валютного регулирования и контроля в различных странах и отмена определенных ограничений непосредственно связана с конкретными внутренними условиями развития их национальных экономик, положением государства в системе международных экономических отношений, а также возможностью обеспечения максимизации связанных с отменой выгод и минимизации рисков.
Хотя системам валютного регулирования и контроля различных стран присущи свои особенности, мировой опыт позволяет выделить общие направления в ходе либерализации валютной сферы.
Ее началом было снятие ограничений по текущим операциям, затем смягчились и сокращались ограничения в отношении прямых иностранных инвестиций, коммерческих и товарных кредитов, операций с акциями: нерезиденты получали право приобретать акции и облигации за национальную валюту, в которой номинировались все эмитируемые ценные бумаги.
Контроль
за инструментами финансового
Последний этап связан с разрешением открытия счетов резидентов в банках нерезидентах. Обычно сначала отменялись ограничения на валютные операции юридических лиц и лишь затем – физических лиц.
Актуальным вопросом современной практики валютного регулирования является определение роли и места валютных ограничений в валютной политике государства и условиях либерализации валютных рынков.
Наиболее
либеральная валютная политика характерна
для стран с развитыми рынками,
круг мероприятий валютного
В то же время ослабление или отмена валютного контроля сопровождается совершенствованием порядка отчетности, созданием системы правового регулирования валютных операций, которая должна быть тем строже, чем более либерализован валютный режим в стране.
В странах
с переходной экономикой и развивающимися
рынками прямые формы валютного
регулирования и валютного
Дестабилизация любого из параметров, являющегося критерием экономической стабильности (устойчивость курса национальной валюты, состояние внешнеторгового баланса и т.д.), ставит под угрозу как финансово-экономическое положение страны на мировом рынке, так и ее экономический и политический суверенитет (особенно это актуально для стран, имеющих экспортно-ориентированную структуру экономики) [20].
2. Валютная
политика России на
2.1 Проблемы
введения конвертируемости
Стратегической задачей валютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия «валютные права» предприятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).
В условиях перехода к рыночной экономике был взят курс на формирование валютного рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизованного распределения валютных ресурсов стала снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропромышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для переводного рубля, что не стимулировало торговлю [38].
С началом
рыночных преобразований Россия ввела
внутреннюю конвертируемость рубля
по текущим международным
Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять операции с иностранной
валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения — в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. Допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно [9].
В результате
введения внутренней конвертируемости
рубля единственным механизмом регулирования
объема и структуры внешнеторговых
операций стал инструментарий торговой
политики: экспортные и импортные
лицензии, количественные ограничения
ввоза и вывоза, а также экспортные
и импортные тарифы. Экспортные ограничения
использовались с целью сдерживания
массированного вывоза, в первую очередь
сырья и топлива. Импортные тарифы
были направлены на обеспечение равных
условий для национальных предприятий
и импортеров в целях оживления
производств в России. Однако в
ходе осуществления согласованных
с МВФ программ либерализации
внешнеэкономической
В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золото -валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам разрешили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
Острейший финансовый и валютный кризисы в России в 1998 г. затруднили расширение сферы конвертируемости рубля. В частности, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стабилизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих условий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.
Термин «конвертируемость» употребляется достаточно вольно и, вероятно, потому чаще встречается в лексиконе политиков, нежели экономистов. Следуя определению МВФ, если государство исполняет Разделы 2 – 4 Статьи VIII Соглашения Международного валютного фонда, его национальная валюта считается конвертируемой [34].
Содержание этих разделов может быть резюмировано следующим образом: за исключением специально оговоренных, как правило кризисных случаев, государство в лице фискальных и монетарных властей − не ограничивает платежи и трансферты для текущих операций (торговые сделки и процентные платежи),− не осуществляет дискриминацию в зависимости от валюты платежа и не практикует множественность валюты и/или обменного курса, − при осуществлении международных расчетов, обязуется не отказывать в принятии платежа в собственной валюте. Первые два пункта говорят об отсутствии определенных видов ограничений, связанных с движением капитала. Для экономических агентов – финансовых и нефинансовых институтов и граждан – это означает отсутствие рационирования (установленных государством ограничений) на розничном и оптовом валютных рынках: нерезиденты имеют право свободно обменивать рубли на любую валюту (внешняя конвертируемость или конвертируемость
платежного баланса), а резиденты имеют возможность неограниченно обменивать иностранную валюту за рубли и переводить рубли за рубеж (внутренняя конвертируемость) [9].
Чтобы избежать в дальнейшем проблем, связанных с традиционно вольной трактовкой понятия "конвертируемость", следует отметить, что данное понятие не имеет отношения к режиму обменного курса и к механизму формирования курса валюты на мировом рынке.
Конвертируемость является необходимым, но не достаточным условием использования валюты в качестве международного резервного инструмента. Конвертируемость может поддерживаться при любом режиме обменного курса – от фиксированного до свободно плавающего. Так, например, иена является свободно конвертируемой валютой и используется в качестве международного резерва несмотря на то, что японские власти систематически пользуются интервенциями для поддержания курса иены относительно американского доллара.
Виды ограничений на операции, связанные с движением капитала
(1) Административные:
i. ограничения на право открытия счетов в валютах,
ii. квоты и лимиты на ввоз и вывоз
iii. запреты на операции
iv. лицензирование операций
v. требования об уведомлении
(2) Фискальные:
i. налоги на ввоз и вывоз капитала
ii. обязательные требования о резервировании
iii. требования
об обязательной продаже
(3) Дискриминационные:
3 i. регулирование обменного курса влекущее изменение относительных цен (и, таким образом, перераспределение доходов или ренты)
ii. установления
множественных курсов для
iii. использование
по отдельным операциям
iv. необязательные требования о резервировании [34].
Ограничения также могут быть статическими, т.е. введенными на определенный период или до того, пока не будут отменены специальным решением, и динамическими или условными. Динамические или условные ограничения объявляются без установления периода действия, но вводятся и отменяются в зависимости от ситуации. Например, если страна страдает от избыточного вывоза капитала, правительство может объявить о том, что если сальдо по счету капитала улучшится и достигнет –35 млрд. долларов в год, то норма обязательной продажи валютной выручки будет уменьшена, скажем, с 20 до 12%. В принципе, это условие может быть объявлено даже вне зависимости от текущей ситуации. За счет увеличения прозрачности, такой порядок способен значительно улучшить инвестиционный климат и снизить риски (разумеется, если пользуются доверием само правительство и его указы) [38].