Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа
Описание работы
Современная банковская система – эта важнейшая сфера национального хозяйства любого развивающегося государства, в стране именно она управляет системой платежей и расчетов. Ввиду исторических причин в структуре финансирования экономического развития Китая в основном доминируют банковское кредитование. Банковская система Китая является основным каналом финансового посредничества между сбережениями и инвестициями.
Содержание работы
Введение. Глава 1. Банковская система Китая Понятие банковской системы. Структура и основы банковской системы Китая. Глава 2. История развития банковской системы Китайской Народной Республики. Глава 3. Реформирование банковской системы Китая. Деполитизация и приватизация банков. Защита депозитов и банковский надзор. Рекапитализация и санация. Глава 4. Нынешнее состояние банковского сектора Китая. 4.1. Проблемы банковского сектора Китая. 4.2. Мероприятия по улучшению состояния банковского сектора Китая. Заключение. Список использованных источников и литературы.
В противовес этим четырем крупнейшим
банкам созданы 44 тысячи кредитных кооперативов,
которые расположены в деревнях и небольших
городах, в основном они функционируют
как сберегательные кассы.
Частные банки заняли место
между крупными банками и мелкими кредитными
организациями. Они созданы в качестве
акционерных обществ и работают с частным
и государственным капиталом.
Например, Миншен Банк его прибыль
в 4-5 раз больше, чем у конкурентов из государственной
сферы.
Приватизация таких банков
(со смешенной формой собственности) продолжается.
Подобные банки развиваются динамично,
и в большей степени зависят от хода реформ
в целом и монетарных реформ в частности,
чем четыре крупнейших банка КНР.
Так же на китайском финансовом
рынке присутствуют и около 200 иностранных
банков, они расположены в крупных городах
Китая и его прибрежных районах. Их деятельность
определена государственной лицензионной
системой со строгими ограничениями в
отношении клиентов и видов деятельности.
Следствием чего становится невозможность
существования настоящей конкуренции
между ними и местными банками. Из-за того,
что у них отсутствует полный объем деятельности
внутри страны их доля на рынке незначительна.
Но, несмотря на существующую систему
ограничений, надежду на усиление конкуренции,
как в банковском секторе, так и в экономике
в целом, создают такие факторы, как растущее
число валютных операций и вступление
КНР в ВТО.
Ситибанк (США) уже применяет
здесь дифференцированную политику в
работе с филиалами и китайскими частными
клиентами. Немецкие банки работают, преимущественно,
с зарубежными предприятиями. Сделки с
участием китайских компаний из-за высокого
риска немногочисленны. Депозитные сделки
с населением иностранные банки начали
осуществлять с начала текущего года.
Глава 2.
История развития
банковской системы Китайской Народной
Республики.
В своем развитии банковская
система КНР прошла через три этапа.
Первый
этап. (1848- 1911 гг.)
Этот этап начался в эпоху
правления династии Цин (1644-1911 гг.), когда
в Китае сосуществовали традиционная
и современная система. Традиционная банковская
система, несмотря на многовековую историю,
не могла обеспечить стабильное развитие
современной экономики, так как была феодальной.
Рыночные отношения не были регулятором
традиционной банковской системы. Банковские
сделки осуществлялись на основе древних
конфуцианских норм и обычаев, традиционные
банки носили название «банки Шаньси»,
и обслуживали в основном торговлю и работали
с векселями.
Первые современные банки в
Китае были филиалами иностранных банков.
На первом этапе филиалы банков Великобритании
имели практически неограниченную монополию
на банковские операции.
Первыми иностранными банками
в Китае били Oriental Banking Corp.6, год создания -1848. А так же Chartered
Bank of India, Australia and China7, а так же HSBC89.
К концу 1860-х гг. в Китае появилось
до десятка филиалов европейских и американских
банков.
Первый современный китайский
коммерческий банк открылся в 1897 г. Это
был банк с государственным участием,
который назывался Императорский банк
Китая и был призван финансировать строительство
китайских железных дорог. Первый современный
государственный китайский банк «Hu Bu»
был основан в 1905 г., впоследствии он стал
называться Да Цин, а затем - Банк Китая10. В 1907 г. был основан Communication
Bank, который обслуживал почту, телеграф,
железную дорогу и судоходство.
В результате неравноправных
договоров, навязанных Китаю Западом в
1842, 1860 и 1895 гг., иностранные банки стали
диктовать свои условия в банковском деле.
Второй
этап (1912 - 1948 гг.).
После демократической революции
1911 г. Новое китайское правительство оказывало
всякую поддержку двум банкам: Банку Коммуникаций
и банку Да Цинн. Тем не менее, оба упомянутых
банка находились под финансовым контролем
иностранного бизнеса, не располагая достаточной
финансовой мощью.
В 1928 г. Китайское правительство
основало третий банк - Центральный банк
Китая в Шанхае после объединения Китая
под властью гоминьдана и переноса столицы
в Нанкин. Этот банк был объявлен центральным
банком Республики Китай, получил особые
права на использование государственных
фондов и управления ими, выпуск банкнот,
чеканку монет и печатание казначейский
государственных билетов, а также ведение
расчетов по внешним и внутренним займам.
В 1928 г. Произошла очередная
реорганизация Банка коммуникаций, в обязанности
которому было вменено развивать китайскую
промышленность и торговлю.
Банк Китая специализировался
на внешней торговле и превратился в в
центр особой банковско-коммерческой
группы.
В 1935 г. Появился крестьянский
банк Китая11. Он был создан на основе Крестьянского
банка провинций. Данные четыре банка
сформировали так называемую "большую
четверку". Они контролировали политику
на национальном финансовом рынке. Всего
же на втором этапе действовало 164 банка.
Вместе с тем банковская система страны
была хаотичной и слаборазвитой. Четкое
разделение ее на два уровня не существовало.
Третий
этап (1949 - 1978 гг.).
На третьем этапе банковская
система Китая в целом развивалась и функционировала
по примеру советской модели.
1 декабря 1948 г. Был основан
Народный банк Китая - НБК на
основе слияния Северного китайского
банка, Банка Северного (Желтого) моря
и Северо-Западного крестьянского
банка. До победы народной революции
на территории всей страны
его главный офис находился
в г. Шицзяжуан.
После окончания КНР в октябре
1949 г. НБК монополизировал все функции
китайских и иностранных банков на территории
страны. НБК выполнял функции центрального
банка и национального казначейства, управлял
и наблюдал за действием всех специализированных
банков, небанковских финансовых институтов
и страховых компаний.
В течение 1949 - 1978 гг. НБК, созданный
по полной аналогии с советской моделью,
являлся основным кредитным, расчетным,
а также эмиссионным центром страны. НБК
выполняет следующие основные функции:
контроль за денежным обращением и эмиссией
национальной валюты; осуществление кассового
исполнения государственного бюджета;
краткосрочное кредитование народного
хозяйства под сравнительно небольшой
процент; выполнение расчетных операций
между государственными и кооперативными
предприятиями и учреждениями; исполнение
функций государственного казначейства;
привлечение сберегательных вкладов населения.
На протяжении 1949 - 1978 гг. норма
капиталовложений в Китае составляла
примерно 40%, и НБК размещал эти капиталовложения
в народном хозяйстве, в соответствии
с государственными пятилетними планами
90% инвестиций направлялись в крупные
государственные предприятия.
Глава 3.
Реформирование банковской
системы Китая.
В 1978 г. Дэн Сяопин начал проведение
реформ «четырех модернизаций» - реформы
в сельском хозяйстве, в промышленности,
военной сфере и в науке.
Изначально, не предполагалось
реформирование банковского сектора,
приоритет был отдан реформированию государственных
предприятий, при этом весь финансово-банковский
сектор находился под властью государства.
Результатом политики экономических
реформ стал значительный экономический
подъем, который продолжается несколько
десятилетий.
Государственный банковский
сектор оставался неизменным в течение
почти 20 лет. Его реформирование началось
только в 1997 г. Изменение стратегии в целях
оздоровления банковского сектора было
ориентировано на рыночную экономику.
Целью стала замена системы политического
регулирования системы косвенного управления
на основе директив сверху и работоспособной
системы банковского надзора.
Главной целью реформ и рыночных
нововведений было сохранение общей целостности
монетарной системы и стремление не допустить
финансовых, банковских и валютных кризисов,
которые в свое время произошли в Японии,
Аргентине и России.
Руководство Китайской народной
республики разработало целый комплекс
мер:
Коммерциализация банковского
сектора;
Создание компаний по управлению
активами;
Создание банков развития.
Под коммерциализацией следует
понимать добровольное повышение ответственности
банков и обязанность разработки ими реального
рейтинга кредитоспособности заемщиков,
в частности, государственных предприятий12. Такая независимость была
гарантирована государственным банкам
законом КНР о коммерческих банках от
1995 г13. Согласно которому, для укрепления
новой политики кредитования государственным
банкам:
В директивном порядке определяются
бюджеты,
Предписывается действовать
исходя из соображений рентабельности.14
В свою очередь банки должны
приспособить систему менеджмента к новым
условиям, сформировать политику кредитования
с использованием таких критериев, как
степень риска и рентабельность, к тому
же нанять и обучить необходимый персонал.
С помощью коммерциализации
преследуется несколько целей:
Выведение оперативной деятельности
банков из-под влияния общегосударственной
политики, в то же время государство оставляет
за собой функции надзора и управления;
Приобретение банками экономической
независимости;
Оказание давления на нерентабельные
и слабые государственные предприятия
с целью их санации.
Коммерциализация подразумевает
под собой шаг в направлении рыночной
экономики в банковской и производственной
сферах. К тому же ставится задача освободить
банки от деятельности не экономического
характера, то есть от выполнения политических
установок.
В помощь четырем крупнейшим
государственным банкам были созданы
четыре компании по управлению активам:
"Хуажун", "Циньда", "Чан-чэн"
и "Дунфан". 15Из-за предоставленных им прав
эти компании стали акционерами соответствующих
им государственным предприятиям, которые,
к тому же, были крупнейшими должниками.
Им предстояло сменить руководство и взять
под свой контроль управление и принятие
решений, которые могли повлиять на процесс
производства и переход к рыночным отношениям.
Попытка применения реструктуризации
долгов для акционирования предприятий
не дала ожидаемых результатов, потому
что квота возврата наличных средств составила
лишь 30 процентов.
Из-за «принудительного» кредитования
государственных, региональных и местных
проектов в области инфраструктуры, у
государственных банков возникло значительное
количество несостоятельных долговых
обязательств.16
Для того, чтобы прекратить
такое «принудительное» финансирование,
ставшее причиной большей части безнадежных
долгов, были созданы три банка развития.
Именно они стали нести ответственность
за кредитование государственных проектов
в сфере инфраструктуры, вместо четырех
крупнейших банков. После этих преобразований
случаи невозврата кредитов могут возникать
только в результате собственной неспособности
банков распознать кредитные риски и управлять
ими.
Деполитизация и приватизация банков.
В настоящее время существует
смешанная система управления, которая
состоит из политических факторов, трудностей
производственного характера и недостатков
самих банков.
Политический
фактор. Банкам в рамках коммерциализации
была предоставлена большая свобода, сфера
ответственности расширена, на смену политическим
указаниям пришли директивы. От государственных
банков требуются разработки новых программ
для стимулирования ослабевшей конъюнктуры,
что находится в явном противоречии с
объявленной политикой коммерциализации.
Относительная
внутренняя слабость государственных
банков – следующий фактор. После коммерциализации
государственных банков были введены
новые правила менеджмента кредитных
рисков, в связи с чем, некоторые кредиты
больше не предоставлялись. Вместе с тем,
банкам не хватает внутренней надежности
и достаточного опыта и знаний современных
методов составления балансов и систем
оценок.
Производственный
фактор. Ограниченная рентабельность
государственных банков объясняется следующими
причинами:
общими недостатками системы
управления,
плохим внутренним контролем
за расходами,
слишком высокими налогами
и сборами.
Несмотря на эти трудности,
происходит процесс по подготовки к приватизации
государственных банков. Произошли изменения
в идеологии центрального банка Китая,
согласно которым, теперь стало возможным
преобразование государственных банков
в акционерные общества.
В течение последних десяти
лет государственные коммерческие банки
изменили свой имидж с точки зрения оборудования,
банковских технологий и архитектуры.
Они лучше оснащены капиталом, техникой
и хорошо обученным персоналом, по сравнению
с остальными китайскими банками.
К примеру, Шанхай перегружен
банками и более интернационален, чем
Пекин. Гонконг – образец динамичного
развития. Следует отметить, что между
центральными офисами банков и отдельными
провинциями существуют значительные
расхождения – это результат неоднородного
развития страны и несовпадающих друг
с другом региональных интересов. Так
же следует отметить, наличие некоторой
фрагментарности финансово-банковской
реформы и отсутствие единой стратегии
действий, а все изменения проводятся
с большой осторожностью, радикальные
преобразования считаются неподходящими
для Китая, и отвергаются.
Народный банк Китая тоже подвергся
реформированию. Поле проведения реорганизации
в 1983 г. и Закона «О Народном банке Китая»17, принятом в 1995 г., он взял на
себя функции надзора за банками и ответственность
за денежную политику, обеспечение народного
хозяйства деньгами и осуществление платежного
оборота. Важной задачей центрального
банка стала либерализация процентной
политики, введение свободных процентных
ставок по депозитам и кредитам, а также
разрешение рыночного ценообразования.