Востоковедение. Африканистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Современная банковская система – эта важнейшая сфера национального хозяйства любого развивающегося государства, в стране именно она управляет системой платежей и расчетов. Ввиду исторических причин в структуре финансирования экономического развития Китая в основном доминируют банковское кредитование. Банковская система Китая является основным каналом финансового посредничества между сбережениями и инвестициями.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Банковская система Китая
Понятие банковской системы.
Структура и основы банковской системы Китая.
Глава 2. История развития банковской системы Китайской Народной Республики.
Глава 3. Реформирование банковской системы Китая.
Деполитизация и приватизация банков.
Защита депозитов и банковский надзор.
Рекапитализация и санация.
Глава 4. Нынешнее состояние банковского сектора Китая.
4.1. Проблемы банковского сектора Китая.
4.2. Мероприятия по улучшению состояния банковского сектора Китая.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Банковская система китая.docx

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

Особенностью банковской системы Китая является то, что на вклады идет около 40 процентов доходов населения, что является высоким показателем. Такую ситуацию можно объяснить бережливость китайских граждан с одной  стороны и то, что такое поведение китайцев прямую связано с состоянием экономики, потребности иметь сбережения на случай социальных потрясений и т.п. – с другой. А также отсутствие альтернатив сберегательным вкладам (альтернативой могли бы служить финансовые рынки и рынки капитала).

 

    1. Защита депозитов и банковский надзор. 

Ни в Китае, ни в Гонконге нет системы защиты частных сберегательных вкладов.  3/4 всех депозитов находятся в четырех государственных банках,  и сохранность их негласно гарантируется государством.

Есть две основные причины, по которым необходима система защиты частных вкладов:

  1. Проблему морального риска и справедливого распределения затрат по защите вкладов населения может решить только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов.
  2. Все сберегательные вклады, а не только те, что находятся в государственных банках, должны быть под защитой с помощью специального института.

Когда банки постепенно становятся самостоятельными, тогда и возникает вопрос об их надежности. Система защиты депозитов снижает вероятность возникновения рисков, способствует росту доверия по отношению к банкам, а также появлению конкуренции и созданию новых частных банков.

Реального банковского надзора не существовало до недавнего времени. Возник он лишь весной 2003 г. Органом банковского надзора стала государственная комиссия по банковскому надзору и регулированию. Он должен был быть в первую очередь адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу как китайских, так и иностранных кредитных организаций.

Для того, чтобы повысить прозрачность и борьбу с безнадежными долгами Народный банк Китая внедрил компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, такими же как используют в Немецком федеральном банке. Комиссии  призваны обеспечить более строгий контроль.

  1. 3.  Рекапитализация и санация.

 

  Вступление Китая в ВТО18 и конкурентное давление на банки стимулирует более интенсивное проведение реформ и вынуждает банки систематически совершенствовать технологи менеджмента и кредитного контроля. Управление банками стало самостоятельным, в тоже время для многих предприятий получить кредит стало гораздо труднее.

Большой проблемой является вопрос санкций. Существует несколько вариантов его разрешения:санация государственных банков путем списания безнадежных долгов; ежегодное снижение на 3% государственными банками суммы безнадежных долгов, чтобы через семь лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5 - 6%. Этот метод "взросления" наряду с общеэкономическим ростом и ростом кредитов предполагает получение прибыли, за счет которой можно бы было провести списание старых безнадежных долгов. Давно назревшая рекапитализация могла бы быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высоко прибыльными здоровыми предприятиями, а не со слабыми банками.

Неизбежным становится выделение особой статьи - «проблемные кредиты». В противным случае, банковский сектор станет слабым звеном и будет тормозить реформы. Только рекапитализация за счет государства может вывести банки Кита на международный уровень, чем и будет способствовать стабильности банковского рынка. Применимая на практике стратегическая концепция могла бы состоять из следующих мероприятий:

  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;
  • радикальное, но временное снижение налогового бремени;
  • опережающая либерализация процентных ставок;
  • ускоренное реформирование аудиторской системы специально для государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления "политических" кредитов и применения международных стандартов;
  • ускорение либерализации финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

Нынешнее состояние банковского сектора Китая.

Банковский сектор Китая сохраняет тенденции здорового и стабильного развития. Практически завершен переход крупных государственных банков на акционерную систему, а основные финансовые показатели приблизились к уровню международных банков. В настоящее время банки прилагают усилия, стремясь стать современными банками с достаточным капиталом, строгим внутренним управлением, безопасностью операций, высококачественными услугами, эффективностью и конкурентоспособностью.

С 2003 г. началось реформирование Банка Китая (ВС), Строительного банка (СВС), Банка «ЦЗяотун» (ВСМ), Промышленно-торгового банка (ICBC), Банка развития (CDB) и Сельскохозяйственного банка Китая (АВС).

Банки BC, CBC, BCM и DB успешно вышли на рынок акций Н в Сянгане и рынок акций А на территории КНР. В условиях международного финансового кризиса государство решительно приступило к реформе CDB и АВС, инвестировав в них соответственно 20 млрд. долларов США и 19 млрд. долларов США.

Банковский сектор Китая сегодня вызывает огромный интерес не только у иностранных инвесторов, стремящихся расширить свое присутствие на этом финансовом рынке, но и у экспертов, наблюдающих за развитием экономики Поднебесной. Обладая одной из самых массивных ресурсных баз, банковская система КНР испытывает значительные трудности в своем развитии, которые вселяют тревогу в иностранных инвесторов.

Банковский бизнес в КНР, безусловно, испытывает административное давление, исполняя задачи, поставленные компартией. Тем не менее, прозападные нотки в регулировании банковской деятельности видны уже сейчас. Народный банк Китая внимательно прислушивается к рекомендациям Базельского комитета и Международного банка расчетов. На британский манер в КНР отделили функцию банковского регулирования от Центробанка страны, создав несколько органов регулирования финансового рынка, которые легко могут быть интегрированы в единый мегарегулятор.

 

  1. 1. Проблемы банковского сектора Китая.

 

Хоть КНР и отошли от стопроцентного госкредитования, проблемные займы госпредприятий дают о себе знать, к тому же, государственные предприятия подают пример частным, к этим процессам разбавляются волной коррупции, данная волна давно накрыла четыре крупнейших государственных банка.

Дать статистическую оценку деятельности китайских банков на кредитном рынке очень сложно – официальные данные значительно отличаются от тех, что фигурируют в докладах S&P19 или Bloomberg20. Например, по официальным данным, доля проблемных кредитов, выданных в банках в 2003 г. составила около 20-30 процентов, а по оценке S&P, она составляет 50%.21

Рост кредитов – вторая проблема китайского финансового сектора. На протяжение трех лет (2000-2003 гг.) они росли в среднем на 15 процентов в год. На сегодняшний  день темпы их роста снизились, но значительная их часть превратилась в проблемные займы. Для решения проблемы невозврата кредитов необходимо оказать помощь банкам в размере более чем $ 100 млд., причем основная часть проблемных кредитов приходится на четыре крупнейших государственных банка.

 

Но меры предоставления денежных средств недостаточно, необходимо ее реформирование. Иначе микс из  государственной собственности на финансово-кредитные организации, плановой экономики и коррупции превратит банковскую систему Китая в средство для создания проблемных кредитов.

Вступление Китая в ВТО неизбежно оказывает на банковский сектор определенное давление и некоторое воздействие, связанное с рисками и рыночной конкуренцией.

Расширение степени открытости операций с национальной валютой неизбежно приведет к тому, что финансовая система Китая столкнется с крупными рисками, которые проявятся в следующих аспектах:

Риски, связанные с системой управления. Иностранные банки, в основном, организуют свою деятельность в соответствии с международными нормами и в целом не сталкиваются или мало сталкиваются с государственным воздействием. В то же время, китайская финансовая система, в силу длительного низкого уровня открытости и слабого знания международных норм и правил, не отвечает международным требованиям управления.

Риски, связаны с ограничениями в деятельности банков. В соответствии с положениями "Закона о коммерческих банках"22 китайские национальные банки не имеют право развивать инвестиционную деятельность, что в определенной степени сдерживает дальнейшее развитие банковской сферы. В то же время иностранные коммерческие банки в значительной степени активно участвуют в управлении объектами смешанного хозяйственного типа, например, участие в капиталах коммерческих банков, инвестиционных банков, а также осуществляют операции по покупке-продаже акций на фондовой бирже, велика доля участия иностранного банковского капитала и в области предоставления услуг на рынке страховых операций.

Риски, связанные с ограниченностью банковского продуктового набора и услуг. Китайские банки традиционно сконцентрировали свои усилия на довольно узких хотя и важных сегментах банковской деятельности - привлечении депозитов и предоставлении кредитов; другие виды операции, как посреднические сделки, пока занимают небольшую долю в банковских операциях. Предоставление преимущественно таких банковских продуктов приводит к росту и концентрации финансовых рисков, продолжению ослабления конкурентоспособности коммерческих банков Китая.

Риски, связанные с "утечкой мозгов". Одним из важных аспектов повышения конкурентной борьбы между иностранными финансовыми структурами и китайскими национальными банками является привлечение профессионалов. Благодаря высоким окладам и лучшим условиям работы, иностранные банки смогли привлечь к работе значительное число банкиров-профессионалов. В результате этого осуществляется дополнительный отток ответственных работников из государственных банков, что в дальнейшем может еще более усилить разрыв между иностранными и китайскими национальными банками.

  1. 2. Мероприятия по улучшению состояния банковского сектора Китая.

Главная цель реформы Центрального банка – преобразование Народного банка Китая в организацию, которая осуществляет макрорегулирование в денежном обороте страны и финансовой сфере, при этом будет обеспечивать стабилизацию экономики и ее здоровое развитие. Важным результатом этой реформы – повышение независимости Центрального банка.

Для того чтобы в полной мере повысить уровень независимости центробанка необходимо осуществить два этапа преобразований.

На первом этапе внести изменения в «Закон КНР о Народном банке Китая»23 и определить функции НБК при разработке и проведении денежной политики, нацеленной на стабилизацию денежного курса; изменения состава Комитета денежной политики и т.д.; для осуществления эффективной денежной политики Центральному банку сохранить право проведения проверок деятельности коммерческих банков и других финансовых организаций; создать систему страхования вкладов совместно с государством в целях повышения ликвидности банковской системы и увеличения ее надежности, прежде всего для населения; повысить открытость денежной политики Центрального банка.

На втором этапе для того, чтобы усилить независимость Центрального банка необходимо предпринять следующие меры:

  1. Укрепление политического и экономического Центрального банка, повышение его экономической и политической независимости. А также ликвидация прямой зависимости Центробанка от правительства.
  2. Организация единой контрольной организации. В Китае существуют Комитет по контролю и управлению банковскими делами, Комитет по контролю над ценными бумагами, Комитет по контролю над операциями на рынке страхования. Их деятельность ограничена определенными отраслями. Такая модель подходит для управления моделью, которая была раньше. А сейчас необходимо расширение деятельности финансовых организаций в разных отраслях. Для этого нужен орган, который контролирует финансовые учреждения в целом.

 

Необходимо определить несколько путей улучшения денежной политики ЦБ.

В вопросе развития рыночной экономики возможны два способа качественного изменения. Во-первых,  необходимо  постепенное продвижение в вопросе применения рыночных рычагов денежной политики. В связи с этим, в первую очередь нужно либерализовать процентную ставку денежного рынка , затем процентную ставку по кредитам и на последнем этапе – процентную ставку по кредитам, что послужит отмене различного рода ограничений и контроля над процентной ставкой.

Во- вторых, нужна оптимизация регулирующего механизма денежной политики.

Мировой опыт показывает, что при наличии определенных знаний китайские госбанки могут эффективно понизить уровень невозвратных кредитов.

Информация о работе Востоковедение. Африканистика