Конкретные полномочия по
управлению Банком в период между заседаниями
Совета управляющих переданы 25 исполнительным
директорам, которые работают непосредственно
в штаб-квартире Банка в Вашингтоне.[11] Исполнительные
директора образуют Совет директоров,
который возглавляет Президент Банка.
В Совет директоров входят пять исполнительных
директоров, представляющих интересы
государств-членов, обладающих крупнейшими
пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные
20 исполнительных директоров представляют
группы стран.
Совет директоров обычно проводит
свои совещания два раза в неделю и осуществляет
общее руководство работой банка, в том
числе отвечает за утверждение всех займов
и принятие других решений, затрагивающих
деятельность Банка:
утверждение займов и гарантий,
определение общих принципов
деятельности банка
утверждение бюджета Банка
выработка стратегий содействия
странам
принятие решений, касающихся
заимствований и других вопросов финансовой
деятельности.
Президент избирается Советом
управляющих на пятилетний срок и может
быть переизбран. Пять вице-президентов,
в том числе три старших вице-президента
(англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных
вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные
регионы, сектора, направления деятельности
и выполняют другие конкретные функции.
Всемирный банк имеет представительства
более чем в ста странах мира, в которых
работает около 10000 человек.[12]
Всемирный
банк и Россия
Россия стала членом этих организаций
в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное
представительство в Москве, в котором
в настоящее время работает около 70 человек,
в основном — российских граждан.
Всего России для структурных
преобразований по линии Всемирного банка
было предоставлено кредитов на сумму
свыше 13 млрд долл.[17]
В настоящее время Банк финансирует
25 проектов в России.[19]
Партнеры
Всемирный банк сотрудничает
с другими международными организациями,
донорами, частным сектором, гражданским
обществом профессиональными ассоциациями
и научными кругами с целью повышения
эффективности координации методов и
процедур оказания помощи на уровне конкретных
стран, на региональном и глобальном уровнях.
Действующие партнерства
- Глобальный альянс в поддержку
вакцинации и иммунизации(GAVI)
Охрана здоровья населения
стран мира при помощи широкого использования
вакцин.
- Консультативная группа по
международным исследованиям в области
сельского хозяйства (CGIAR)
За последние 30 лет создана
сеть научно-исследовательских центров,
способствующих повышению урожайности
в развивающихся.
Разработка эффективных, гибких
рыночных механизмов, позволяющих сократить
выбросы парниковых газов в соответствии
с Киотским протоколом.
Глобальный экологический фонд
(ГЭФ)
Предоставляет развивающимся
странам гранты для финансирования проектов,
способствующих улучшению экологической
обстановки и обеспечению общин стабильными
средствами к существованию.
- Инициатива по реформированию
и укреплению финансового сектора (FIRST)
В рамках этой инициативы обеспечивается
оказание гибкой, практической помощи
развивающимся странам в процессе укрепления
финансовых систем и внедрения международных
стандартов финансовой
Банк также сотрудничает
с донорами, многосторонними финансовыми
организациями и учреждениями по микрофинансированию
через Консультативную группу по помощи
беднейшим для организации микрокредитования;
с Продовольственной и сельскохозяйственной
организацией ООН (ФАО) и ПРООН с целью
спонсирования Консультативной группы
по международным сельскохозяйственным
исследованиям (КГМСИ); с Фондом братьев
Рокфеллеров — по проблемам солнечной
энергии. Банк также использовал кредитные
формы сотрудничества с частным и государственным
сектором, направленные на защиту 30 млн.
людей от речной слепоты и проведение
мелиорации миллионов акров продуктивных
земель. Подобные методы в настоящее время
применяются для борьбы с паразитическими
гвинейскими червями.
Ежегодные и весенние
совещания |
|
|
|
|
|
|
Каждую осень Советы
управляющих Группы Всемирного банка
и Meждународный валютный фонд (МВФ) проводят
Ежегодные совещания, на которых обсуждается
широкий круг вопросов, касающихся сокращения
бедности, международного экономического
развития и финансовой деятельности. Ежегодные
совещания служат форумом для международного
сотрудничества и дают Банку и Фонду возможность
более качественно обслуживать государства-члены.
Каждую весну МБРР
и МВФ проводят совещания, на которых обсуждается
деятельность Банка и Фонда. Как и на Ежегодных
совещаниях, в рамках Весенних совещаний
организуются мероприятия с участием
представителей СМИ, НПО и частного сектора.
Пленарные заседания Советов управляющих
Всемирного банка и МВФ проводятся только
осенью, во время Ежегодных совещаний |
В группу ВБ входят:
1. Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), созданный
в 1945 г. с целью предоставления кредитов
относительно богатым развивающимся странам.
2. Международная ассоциация
развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью
предоставления кредитов на особо льготных
условиях беднейшим развивающимся странам.
3. Международная финансовая
корпорация (МФК), созданная в 1856 г для
содействия экономическому развитию в
развивающихся странах путем оказания
поддержки частному сектору.
4. Многостороннее агентство
по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное
в 1988 г. с целью поощрения иностранных
инвестиций в развивающиеся страны путем
предоставления гарантий иностранным
инвесторам от потерь, вызванных коммерческими
рисками.
5. Международный центр
по урегулированию инвестиционных споров
(МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия
увеличению потоков международных инвестиций
путем предоставления услуг по арбитражному
разбирательству и урегулированию споров
между правительствами и иностранными
инвесторами.
Такая межгосударственная
инвестиционная группа превратилась в
крупнейший в мире инвестиционный институт.
На долю группы ВБ приходится не менее
половины общего годового объема средств,
выделяемых всеми межгосударственными
организациями развивающимся странам.
ВБ призван способствовать интеграции
экономики всех стран-членов с основными
центрами мировой системы хозяйства.
2.1 Международный
банк реконструкции и развития
(МБРР)
МБРР был создан в 1945
г. в результате подписания 28 странами
Соглашения в Бреттон-Вудсе (июль 1944 г.).
Цели МБРР:
- содействие реконструкции
и развитию стран-членов путем поощрения
капиталовложений для производственных
целей;
- поощрение частных
иностранных капиталовложений, предоставление
займов для целей производства;
- содействие долгосрочному
сбалансированному росту международной
торговли и поддержанию равновесия платежных
балансов путем поощрения международных
капиталовложений для развития производственных
ресурсов стран — членов банка.
Основным
направлением деятельности МБРР являются:
- предоставление
развивающимся странам долгосрочных займов
и кредитов для производственных целей:
развития сельского хозяйства и сельских
районов, энергетики; гарантирование погашения
задолженности соответствующим правительствам;
предоставление займов под конкретные
проекты;
- предоставление
займов развивающимся странам на создание
в них инфраструктуры: шоссейных и
железных дорог, электросвязи, городских
портов, энергетических установок, а также
на развитие образования, здравоохранения,
подготовку кадров. Обычно подобные займы
выдаются при соблюдении развивающимися
странами таких условий, как создание
благоприятного климата для деятельности
ТНК; девальвация национальных валют;
либерализация контроля над экспортом;
ликвидация субсидий потребителям; освобождение
иностранных вкладчиков капитала от налогов;
свободный вывоз прибылей; предоставление
гарантий от национализации и др.
- предоставление
займов тем развивающимся странам, которые
не в состоянии выплачивать процентные
ставки, близкие к рыночным; денежные
средства для этих займов поступают от
инвесторов, покупающих облигационные
обязательства, выпускаемые МБРР
- предоставление
долгосрочных займов и кредитов странам
— членам Банка, включая частные фирмы.
Последним займы выдаются в случае предоставления
гарантий правительством соответствующей
страны; Банк должен убедиться, что необходимые
средства невозможно получить из других
источников на приемлемых условиях; использование
займов не может быть ограничено покупками
в какой-либо конкретной стране-члене
или странах-членах;
- оказание
технической помощи развивающимся странам, которая подразделяется
на следующие виды: 1) техническая помощь,
финансируемая как составная часть займов
и кредитов; бессрочные займы и кредиты
на техническую помощь; техническая помощь,
финансируемая через Фонд подготовки
проектов; 2) техническая помощь, предоставляемая,
но не финансируемая Банком — здесь Банк
выступает в качестве административного
органа и сюда включаются проекты, осуществляемые
под руководством Банка; к этому виду относятся
также программы оплачиваемой технической
помощи для богатых развивающихся стран,
например, нефтедобывающих стран, и для
Международного фонда сельскохозяйственного
развития; 3) техническая помощь, оказываемая
за счет административного бюджета;
- подготовка и реализация
финансируемых проектов, включающая: определение
объекта, проведение предварительной
подготовки и оценки стоимости проекта;
ведение переговоров и представление
проекта руководству Банка; практическое
осуществление проекта и контроль за его
окончанием; оценка результатов;
- проведение исследований
по экономической и научно-технической
проблематике; по вопросам разработки
и осуществления конкретных программ;
по вопросам кредитной политики, политики
инвестирования и оказания технической
помощи; оказание содействия развивающимся
странам в повышении их исследовательского
потенциала. Банк совместно с 40 другими
организациями оказывает поддержку 18
международным центрам сельскохозяйственных
исследований, которые разрабатывают
современные эффективные технологии производства
продовольствия;
- оказание содействия
политическому диалогу между Банком и
бедными странами-членами в связи с финансированием
отраслевых и общеэкономических планов
развития в особых условиях;
- финансирование проектов
и деятельности развивающихся стран по
охране окружающей среды из глобального
фонда окружающей среды, в котором банк
выступает в качестве попечителя и заказчика
проектов;
- сотрудничество на
национальном уровне с негосударственными
организациями, предоставляя им средства
на финансирование проектов и консультационную
помощь;
- организация и проведение
семинаров, учебных курсов для представителей
из развивающихся стран; издание и распространение
учебных материалов;
- деятельность в качестве
члена консультативного органа, созданного
Канадой, Францией, Нидерландами, США в
целях координации деятельности стран-кредиторов,
осуществляющих систематическое финансирование
программ в развивающихся странах;
- предоставление информации
о проектах в странах-членах, одобренным
Банком. Сюда входит проектная документация:
результаты экспертиз; национальные программы
охраны окружающей среды; информацию о
развитии отдельных стран и секторов экономики.
2.2 Международная
ассоциация развития (МАР)
Международная ассоциация
развития была создана в 1960 г. Формально
она считается независимой от МБРР, поскольку
имеет свой собственный устав и финансовую
базу, однако фактически она представляет
собой фонд ресурсов, которым управляет
МБРР, и является филиалом МБРР. Президент
МБРР является одновременно президентом
МАР.
Отличие МБРР и МАР
состоит в источниках приобретения финансовых
средств для кредитования и в условиях,
на которых они предоставляют займы развивающимся
странам. МБРР большую часть своих финансовых
средств получают на мировых рынках и
предоставляет займы развивающимся странам
под более низкий процент и с более длительными
сроками погашения, чем коммерческие банки;
МАР предоставляет развивающимся странам
беспроцентные кредиты за счет взносов
стран-доноров.
В состав МАР входят
159 государств-членов, которые разбиваются
на 2 категории: 26 экономически более развитых
стран, входящих в I категорию, и 133 менее
развитых стран II категории.
Цели МАР:
- предоставление долгосрочных
кредитов наиболее бедным развивающимся
странам;
- оказание содействия
экономическому развитию, повышению уровня
жизни в наименее развиты странах Ассоциации,
в частности, путем предоставления им
необходимых средств на финансирование
конкретных проектов, целесообразность
которых подтверждается экспертами МБРР;
- оказание содействия
повышению производительности труда в
странах с наиболее низкими годовыми доходами
на душу населения.
Основными направлениями
деятельности МАР являются:
- кредитование проектов
в беднейших и наименее кредитоспособных
странах в целях их экономического развития.
Страны, получающие кредиты, выбираются
по 4 категориям: 1) страна должна иметь
годовой доход на душу населения менее
1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной
экономической, финансовой и политической
стабильностью, чтобы оправдать предоставление
долгосрочных кредитов на цели развития;
3) страна должна испытывать серьезные
трудности с платежным балансом; 4) политика
страны должна быть нацелена на экономическое
развитие. МАР предоставляет кредиты,
как правило, на срок в 50 лет, с началом
погашения через 10 лет после получения
кредита. За пользование кредитом проценты
не взимаются;
- проведение экспертизы
финансируемых проектов для определения
эффективности использования финансовой
помощи;
- оказание содействия
странам-членам в проведении экономических
реформ; в обеспечении развития в сфере
экологии; в борьбе с нищетой.
Основная часть финансовых
ресурсов МАР поступает из трех источников:
1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала,
подписчиками которого являются ее страны-члены;
3) взносов более богатых членов МАР, включая
ряд стран со средним доходом на душу населения.