2.3 Международная
финансовая корпорация (МФК)
Международная финансовая
корпорация создана в 1956 г. как самостоятельное
юридическое лицо со своим уставом и собственными
ресурсами. Фактически она является филиалом
МБРР и специализированным учреждением
ООН. Как финансовая организация входит
в группу ВБ. Членами МФК являются 171 государство.
Цели МФК:
- оказание содействия
в финансировании частного предпринимательства,
главным образом в развивающихся странах,
в целях экономического развития государств
членов;
- оказание помощи в
управлении предприятиями, созданными
с участием как иностранного капитала,
так и местных инвестиций;
- стимулирование притока
частного капитала в производственную
сферу;
- реализация принципа
рентабельности в сотрудничестве с частным
сектором. Общая сумма инвестированного
МФК капитала в 102 страны оценивалась в
1997 г. в 84,4 млрд. долл.
Основными
направлениями деятельности МФК являются
- финансирование предпринимательства
в странах-членах путем предоставления
займов непосредственно частным компаниям
и инвестирования в них собственных средств
МФК, не требуя гарантий со стороны правительства.
Займы предоставляются на срок от 7 до
12 лет по фиксированным или меняющимся
ставкам; погашение займов производится
в той валюте, в которой займ был получен;
- осуществление инвестиций
за счет собственных средств в обрабатывающую
и добывающую промышленность, сельское
хозяйство, коммунальные предприятия,
туризм;
- привлечение частных
финансовых средств для инвестиций в проекты
по развитию инфраструктуры, охране окружающей
среды;
- содействие развитию
предпринимательства в малом бизнесе;
- оказание содействия
частным и смешанным по капиталу предприятиям
в овладении современными методами управления
производством и др.
Финансовые
ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов
в соответствии с их подпиской на акции
МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой
за счет процентов с предоставленных займов,
финансовых сборов, дивидендов и участия
в прибылях, доходов от продажи акций;
дотаций и кредитов МБРР.
2.4 Многостороннее
агентство по инвестиционным
гарантиям (МАИГ)
Многостороннее агентство
по инвестиционным гарантиям создано
в 1988 г. как филиал Всемирного банка. В
финансовом отношении является независимым.
В качестве специализированного учреждения
входит в систему ООН. В составе МАИГ 134
государства-члена.
Цели МАИГ:
- предоставление гарантий
на инвестиции, направляемые на производственные
цели, преимущественно в развивающихся
странах;
- страхование и перестрахование
от некоммерческих рисков;
- содействие разработке
проектов и обеспечение их обоснованности
с точки зрения потребностей конкретной
страны;
- оказание технической
помощи в целях стимулирования притока
иностранных инвестиций в развивающиеся
страны;
- осуществление информационной
деятельности.
Основными
направлениями деятельности МАИГ являются:
- предоставление гарантий,
преследующих цели защиты от потерь, вызванных
следующими обстоятельствами: неконвертируемостью
местной валюты; экспроприации собственности
в стране пребывания; войной и гражданскими
беспорядками; нарушением контракта со
стороны контрагента страны пребывания.
МАИГ предоставляет выбираемым ею инвесторам
гарантии на инвестиции в странах-членах
(преимущественно развивающихся странах)
и странах с переходной экономикой от
некоммерческих рисках, что фактически
означает страхование от политических
рисков;
- осуществление операций
по совместному страхованию или перестрахованию;
- предоставление гарантий
международным консорциумам;
- оказание содействия
развивающимся странам в разработке проектов
и подготовке заявок на предоставление
гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими
обоснованиями, в частности, в финансовом,
экономическом, экологическом аспектах;
оказание содействия
развивающимся странам с целью привлечения
прямых иностранных капиталовложений.
МЦИУС Международный центр по урегулированию
инвестиционных споров
Целью МЦУИС является обеспечение
правовых возможностей для примирения
сторон и для арбитражных процедур в международных
инвестиционных спорах. Центр стремится
устранить внеэкономические препятствия
на пути частных инвестиций и рассматривается
как авторитетное международное арбитражное
учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами.
Центр возглавляют избираемые Председатель
и Генеральный секретарь.
Центр образован
для урегулирования споров в рамках международного
имущественного права. Имеются в виду
споры, возникающие между государствами,
с одной стороны, и иностранными физическими
и юридическими лицами-инвесторами, с
другой стороны. Такие споры рассматриваются
как частноправовые, но сложность в том,
что государства в силу их суверенности
обладают юрисдикционными и иными иммунитетами.
Цель Конвенции и резон создания Центра
- изъятие таких инвестиционных споров
из национальной юрисдикции и передача
их в международный арбитраж. Таким образом
элиминируется возможность государства
использовать свою юрисдикционную иммунность[2].
МЦУИС работает, руководствуясь
Конвенцией по урегулированию инвестиционных
споров. Конвенция рассматривает два основных
пути решения споров: примирение сторон
и арбитражное производство. В соответствии
с этим, конвенция содержит процедурные
правила для возбуждения дел, для слушаний
по вопросу примирения сторон и для проведения
арбитража. Обслуживание сторон в Центре
является добровольным и платным. Размер
платы утверждается Генеральным секретарем.
В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области
трансграничных инвестиций, приводится
ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения
инвестиционных споров.
Условием обращения
сторон в данный орган является их письменное
согласие на передачу споров на разрешение.
При этом ст. 25 гласит, что согласие, выраженное
уполномоченным органом договаривающегося
государства, нуждается в подтверждении
последним в момент передачи спора на
разрешение Центру, если государство заранее
при ратификации Конвенции не оговорит,
что такого одобрения не требуется. Данные
положения Конвенции, по словам французского
юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью
удовлетворить излишнюю чувствительность
государств, особенно проявляющуюся при
ратификации Конвенции, и направлены на
то, чтобы сохранить действие национальных
норм об иммунитете государства[3].
Обращение в МЦУИС
делается на добровольной основе, но, согласившись
на арбитражное разбирательство, ни одна
из сторон не может отказаться от него
в одностороннем порядке.
Первичная цель
МЦУИС состоит в том, чтобы создать необходимые
условия для примирения и арбитражного
рассмотрения международных инвестиционных
споров.
МЦУИС был создан
как беспристрастный международный орган,
обеспечивающий средства обслуживания
для решения юридических споров между
сторонами, через процедуры арбитража
или примирения.
МЦУИС играет
важную роль в области международного
инвестиционного и экономического развития,
доказательствами чего являются значительная
клиентура, а также многочисленные упоминания
и ссылки на его деятельность в инвестиционных
соглашениях и законах разных стран.
В соответствии
со ст. 25 Вашингтонской конвенции 1965 г.
"Об урегулировании инвестиционных
споров между государствами, физическими
или юридическими лицами других государств"
к категории "инвестиционные споры"
относятся споры, возникающие в связи
с прямыми иностранными инвестициями
между договаривающимся государством
и лицами других договаривающихся государств,
а именно:
а) инвестиционные
споры, которые вытекают из отношений,
связанных с иностранными инвестициями;
б) споры, возникающие
между договаривающимся государством
и иностранным частным инвестором;
в) правовые споры,
касающиеся сущности и объема юридических
прав и обязанностей сторон, условий и
размеров компенсации за нарушение обязательств
по данному инвестиционному контракту.
Услуги агентства для
заинтересованных сторон предоставляются
на добровольной основе. Для того чтобы
споры в случае их возникновения решались
при помощи МЦУИС, необходимо, чтобы соответствующий
пункт был внесен в соглашение между сторонами.
При этом специализация МЦУИС – международные
инвестиции. Арбитражные услуги агентства
платные.
Направления деятельности
Всемирного банка
1.
Всемирный банк является крупнейшим международным
источником финансирования образования
С 1963 года, когда было
начато финансирование образования, Всемирный
банк выделил около 31 млрд долл. США в виде
займов и кредитов и в настоящее время
финансирует 158 проектов в сфере образования
в 83 странах. Банк тесно взаимодействует
с правительствами стран, учреждениями
ООН, донорами, неправительственными организациями
и другими партнерами, помогая развивающимся
странам достичь цели всеобщего образования.
Эта цель заключается в том, чтобы к 2015
году все дети, особенно девочки и дети
из малообеспеченных семей, обучались
в начальной школе и имели возможность
получить начальное образование. Хорошим
примером выделения Банком кредитов на
цели образования является реализуемая
в Индии Программа начального образования
в районных школах, в рамках которой особое
внимание уделяется девочкам, проживающим
в районах, где процент грамотного женского
населения ниже среднего показателя по
стране. К настоящему времени этой программой,
на финансирование которой Банком выделено
до 1,3 млрд долл. США, охвачено более 60 миллионов
учащихся в 271 районе с низкими показателями
грамотности в 18 из 29 штатов Индии. В финансируемых
Банком проектах, реализуемых в Бразилии,
Эль Сальвадоре и Тринидаде и Тобаго, основное
внимание уделяется усилению роли местного
населения в повышении качества образования,
благодаря тому, что местное население
имеет возможность оценивать эффективность
работы местных школ и преподавателей.
2.
Всемирный банк является крупнейшим международным
источником финансирования в борьбе с
ВИЧ/СПИДом
Eжедневно 14 000 человек
становятся носителями вируса ВИЧ; причем
половина из них – люди в возрасте от 15
до 24 лет. Всемирный банк выделил более
1,7 млрд долл. США на цели борьбы с распространением
ВИЧ/СПИДа во всем мире. Банк заверил страны
в том, что ни одна страна, разработавшая
эффективную стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом,
не останется без финансирования и, совместно
с правительствами африканских стран,
разработал и приступил к реализации региональной
программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом (МАП),
в рамках которой выделяются значительные
суммы средств общественным организациям
и местным общинам. Во многих странах разработаны
качественно новые подходы к борьбе с
распространением ВИЧ/СПИДа, которые в
настоящее время перенимаются другими
странами и приспосабливаются к местным
условиям. В 2002 году сумма средств, выделенных
странам Африки в рамках МАП в порядке
оказания помощи в расширении масштабов
национальных программ профилактики,
лечения и ухода за больными, составил
1 млрд долл. США. Кроме того, Банк принял
решение выделить странам Карибского
бассейна 155 млн долл. США на цели борьбы
с ВИЧ/СПИДом и продолжает оказывать помощь
в реализации программ в данной области
деятельности в других регионах.
3.
Всемирный банк является одним из крупнейших
международных источников финансирования
программ здравоохранения
Обеспечение элементарного
медицинского обслуживания и питания
бедного населения имеет решающее значение
для сокращения бедности и содействия
экономическому росту. Несмотря на значительные
успехи, достигнутые многими странами
за последние несколько десятилетий, остаются
нерешенными сложные задачи. Из 11 миллионов
детей, ежегодно умирающих в развивающихся
странах, около 70 процентов умирают от
инфекционных заболеваний (таких как пневмония,
малярия, диарея, корь и ВИЧ/СПИД) и недоедания.
Всемирный банк ежегодно выделяет в среднем
1 млрд долл. США в виде новых кредитов
на финансирование реализуемых в развивающихся
странах проектов, имеющих отношение к
здравоохранению, питанию и народонаселению.
Выделяемые Банком средства помогают
бороться с малярией в 46 странах и с туберкулезом
в 30 странах. В Китае Банк помог обеспечить
более 90 процентов семей иодированной
солью, что способствовало существенному
сокращению количества случаев выкидышей
и мертворождений, физических уродств
и замедленного умственного развития
– проблем, возникающих в результате нехватки
йода. Кроме того, в Сенегале Банк помогает
матерям предотвращать и решать проблему
недоедания среди детей и содействует
принятию комплексных лечебно-профилактических
мер.
4.
Всемирный банк решительно поддерживает
облегчение бремени задолженности
В 1996 году Всемирный
банк и Международный валютный фонд (МВФ)
выступили с Инициативой в отношении бедных
стран с высоким уровнем задолженности
(ХИПК), которая представляет собой первый
комплексный подход к облегчению долгового
бремени беднейших стран мира, имеющих
наибольшую задолженность. В настоящее
время 26 стран получают помощь в виде облегчения
бремени задолженности, и, согласно прогнозам,
объем этой помощи должен со временем
достичь 40 млрд долл. США. В сочетании с
другими механизмами облегчения бремени
задолженности Инициатива ХИПК позволит
сократить внешнюю задолженность этих
стран на две трети, снизив ее до уровня,
который будет намного ниже среднего показателя
по всем развивающимся странам. В рамках
этой инициативы страны стараются переориентировать
свои бюджетные приоритеты на важнейшие
сферы социального развития и развития
людских ресурсов. Например, в Руанде установлены
целевые показатели увеличения числа
детей, зачисленных в начальную школу,
и найма на работу преподавателей. В Гондурасе
планируется обеспечить охрану здоровья
матери и ребенка и элементарное медицинское
обслуживание не менее чем 100 000 человек
из бедных общин. В Камеруне ресурсы используются
для повышения эффективности борьбы с
ВИЧ/СПИДом, в частности, путем разъяснения
населению, подверженному высокому риску,
важности использования презервативов.
5.
Всемирный банк является одним из крупнейших
международных источников финансирования
программ сохранения биоразнообразия
Начиная с 1988 года Банк
становился одним из крупнейших международных
источников финансирования проектов сохранения
биоразнообразия. Хотя сокращение биоразнообразия
представляет собой глобальную проблему,
в первую очередь страдает население сельских
районов в развивающихся странах, поскольку
оно в наибольшей степени зависит от окружающей
среды, обеспечивающей его продуктами
питания, крышей над головой, лечебными
средствами, средствами к существованию,
работой, а также способствующей сохранению
самобытности культуры местного населения.
Именно поэтому совместно с организацией
Conservation International, Глобальным экологическим
фондом, Фондом МакАртура и правительством
Японии Всемирный банк участвует в создании
фонда, который будет способствовать более
эффективной охране “горячих точек”
биоразнообразия в развивающихся странах.
В этих подвергающихся наибольшей угрозе
регионах, которые составляют лишь 1,4 процента
поверхности земли, обитают около 60 процентов
всех наземных биологических видов. Решение
проблем окружающей среды является неотъемлемой
частью стратегии Банка, имеющей целью
сокращение бедности. Помимо проведения
оценок потенциального воздействия на
окружающую среду и принятия мер предосторожности,
в центре внимания новой стратегии находятся
климатические изменения, сохранность
лесных и водных ресурсов и биоразнообразия.
В настоящее время общая сумма портфеля
проектов Всемирного банка, в рамках которых
установлены задачи охраны окружающей
среды, составляет 14 млрд долл. США.