Деловая этика и уровни её применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность деловой этики и уровней ее применения.
Задачи работы:
Изучить сущность деловой этики.
Рассмотреть уровни применения деловой этики.
Раскрыть специфику деловой этики на микроуровне
Проанализировать управление деловыми отношениями в компаниях
Выявить встречающиеся манипуляции в общении в организации и практику их пресечения
Проанализировать и обобщить правила деловых отношений в компаниях

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….…3
1. Природа и сущность этики деловых отношений………………………………………4
1.1 Сущность деловой этики и основные принципы этики деловых отношений………4
1.2. Уровни применения этики деловых отношений…………………………………….10
1.3. Специфика деловой этики на микроуровне ……………………………………..…..11
2. Деловая этика в компаниях ..……………………….. …………………………………17
2.1. Управление деловыми отношениями………………………………………………...17
2.2.Манипуляции в общении и правила их предотвращения……………………………18
2.3. Правила деловых отношений ………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………….…………………22
Используемая литература……………………………………………………….…………23

Файлы: 1 файл

Курсач по менедж-ту.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине: «Основы менеджмента»

 

на тему:  Деловая этика и  уровни её применения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….…3

1. Природа и сущность этики  деловых отношений………………………………………4

1.1 Сущность деловой этики и основные принципы этики деловых отношений………4

1.2. Уровни применения этики деловых отношений…………………………………….10

1.3. Специфика деловой этики на  микроуровне ……………………………………..…..11

2. Деловая этика в компаниях ..……………………….. …………………………………17

2.1. Управление деловыми отношениями………………………………………………...17

2.2.Манипуляции в общении и правила их предотвращения……………………………18

2.3. Правила деловых отношений ………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………….…………………22

Используемая литература……………………………………………………….…………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Этика происходит от греческого слова «ethos»--обычай. В общем случае этика определяет принципы и ценности, управляющие поведением людей, положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.

Деловая этика—многогранное  понятие, включающая не только нормы, регулирующие ежедневное общение сотрудников  предприятия между собой и  с непосредственным начальством, но и более глобальные отношения—между  организациями и предприятием на местном, государственном и мировом уровне. То есть  деловая этика рассматривается  на мировом уровне, макроуровне и микроуровне.

В данной работе   я бы хотела  подробнее остановиться на  рассмотрении деловой этики  на микроуровне. В последнее время этике деловых отношений уделяется все большее внимание.   Это отражается в том, что в первую очередь работодатели уделяют внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.    

Современные деловые  отношения чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения  необходима выработка определенных подходов, установление "правил игры", содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества.

Цель работы: раскрыть сущность деловой этики и уровней ее применения.

Задачи работы:

  1. Изучить сущность деловой этики.
  2. Рассмотреть уровни применения деловой этики.
  3. Раскрыть специфику деловой этики на микроуровне
  4. Проанализировать управление деловыми отношениями в компаниях
  5. Выявить встречающиеся манипуляции в общении в организации и практику их пресечения
  6. Проанализировать  и обобщить правила деловых отношений в компаниях

Объект исследования: деловая этика и уровни ее применения

Предмет исследования: деловые отношения между руководителем и подчиненными, между коллегами в компаниях.

 

 

1. Природа и сущность этики деловых отношений

 

1.1 Сущность деловой этики и основные принципы этики деловых отношений

        Под этикой  в широком смысле понимается  система универсальных и специфических  нравственных требований и норм  поведения, реализуемых в процессе  общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет  одну из сфер общественной жизни. Понятно, что этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности.[2;35]

Соблюдение этики деловых отношений  является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой  – либо организации норм и правил этики деловых отношений является «визитной карточкой» этой организации  и определяет во многих случаях тот  факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

        Еще раз мне бы хотелось подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой – либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Для установления деловых взаимоотношений, чтобы они были приятными и полезными, необходимо уметь четко и в то же время образно высказывать свои мысли, заинтересовать человека своими высказываниями, уметь обращать внимание на сущность вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, которые важны в повседневной жизни и важность которых возрастает в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы. С необходимостью их применения мы сталкивается повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке. [2;40]

       Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными правилами, определяемыми спецификой телефонного разговора по сравнению с очной беседой.    Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике, вне зависимости от того, какой разговор происходил – личный или деловой.

     Проведение бесед в любой обстановке подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей – либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

      Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые и этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики в широком смысле. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.

Основные принципы этики  деловых отношений:

         Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

        • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
        • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

             Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 году в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур. Инициаторами «Принципов бизнеса» были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций из США, Западной Европы и Японии.

Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов  международного бизнеса выделяется следующее:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • избегание противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами  социальной и экономической структуры  общества – организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне как правило приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также  ключевые принципы взаимоотношений  на микроуровне – организации  с покупателями, с владельцами (инвесторами), персоналом, с поставщиками, с конкурентами.

Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми  должны стать следующие принципы:

  • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
  • обходиться со своими клиентами честно всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
  • принимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

 Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

  • обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
  • обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
  • сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
  • с вниманием относиться к требованиям, предложениям, резолюциям владельцев и инвесторов.

Отношения организации  с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:

  • обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
  • быть честным в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
  • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
  • избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех местах, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

  • «золотое правило менеджера» - в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе со стороны окружающих;
  • авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие – его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
  • право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера (или рядового сотрудника организации) не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
  • справедливость во владении (приобретении) полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, определения сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
  • справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным – грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);
  • максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
  • терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
  • разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений;
  • постоянство воздействия (поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, а последние требуют, как правило, длительного применения для получения нужного результата, то для создания этичной атмосферы в организации требуются постоянные усилия). [2;50]

Информация о работе Деловая этика и уровни её применения