Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность деловой этики и уровней ее применения.
Задачи работы:
Изучить сущность деловой этики.
Рассмотреть уровни применения деловой этики.
Раскрыть специфику деловой этики на микроуровне
Проанализировать управление деловыми отношениями в компаниях
Выявить встречающиеся манипуляции в общении в организации и практику их пресечения
Проанализировать и обобщить правила деловых отношений в компаниях
Введение………………………………………………………………………………….…3
1. Природа и сущность этики деловых отношений………………………………………4
1.1 Сущность деловой этики и основные принципы этики деловых отношений………4
1.2. Уровни применения этики деловых отношений…………………………………….10
1.3. Специфика деловой этики на микроуровне ……………………………………..…..11
2. Деловая этика в компаниях ..……………………….. …………………………………17
2.1. Управление деловыми отношениями………………………………………………...17
2.2.Манипуляции в общении и правила их предотвращения……………………………18
2.3. Правила деловых отношений ………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………….…………………22
Используемая литература……………………………………………………….…………23
Стремясь учесть специфику деловой культуры Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений (см. таблицу). [1;300]
Наименование принципа |
Состав принципа |
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ |
1. Прибыль важнее всего, но честь
дороже 2. Уважай участников общего
дела - это основа 3. Воздерживайся от насилия
и угрозы при- |
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛА |
4. Всегда веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие, в нем
- основа пред- 6. Конкурируй достойно. Не доводи
деловые |
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА РОССИИ |
7. Соблюдай действующие законы
и подчиняй- 8. Для законного влияния на власть
и законот- 9. Твори добро для людей, а не
ради корысти и |
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА ЗЕМЛИ |
10. При создании и ведении дела
как минимум 11. Найди в себе силы противостоять
преступ- 12. Проявляй терпимость к представителям |
Общие этические принципы деловых
отношений должны быть использованы
для выработки любой
1.2 Уровни применения этики деловых отношений
В настоящее время деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях:
1. Мировой уровень
2.Макроуровень
3. Микроуровень
Мировой уровень - гипернормы- основываются на общелогических ценностях. Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы, например, в «Принципах международного бизнеса»- всемирным этическом кодексе, принятом в 1994г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Гипернормы, зафиксированы в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер определяют:
Гипернормы создаются как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и услуг во всем мире. Нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.
Макроуровень- нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономике. Этические постулаты этого уровня- также общие предписания, но в отличие от гипернорм реализуются на более низком уровне. Для этого создаются отраслевые или национальные кодексы этики бизнеса. В список этических норм макроуровня могут входить предписания об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискреминации на рынке труда и др. На макроуровне этические проблемы проявляются в отношениях между организациями (недобросовестная конкуренция), организациями и государством (допустимые границы контроля), производителями продукции и потребителями (недобросовестная реклама, навязанный спрос, утаивание информации о потребительских характеристиках), организациями и окружающей средой (сокрытие истинной информации, перенос производства в менее "строгие" регионы", подкуп чиновников).
Микроуровень- нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия; определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей. Например, доверие и отсутствии дискриминации в отношениях работников, честность и обязательность по отношению к поставщикам, клиентам, партнерам.
Таким образом, этические нормы устанавливаются на различных иерархических уровнях, пронизывают всю экономическую систему общества, регулируют отношения в бизнесе. В то же время наличие этических норм различных уровней вносит определенные трудности в их применении и использовании. Например, встречаются ситуации, когда микроуровневые нормы противоречат макроуровневым и гиперуровневым. При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. [4;59]
1.3 Специфика деловой этики на микроуровне
В практике сложилась точка зрения
на то, как должна вести себя организация,
чтобы считаться социально
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. [6,60]
Некоторые зарубежные организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанными с действиями организации.
Регулирование моральных отношений, которые не регулируются, как правило, законодательством, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности.
Этический уровень организации
характеризуется степенью ориентации
руководителей и рядовых
Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Этический кодекс выполняет три основные функции:
На сегодняшний день отсутствует единый методологический подход к созданию этических кодексов. Этические кодексы ведущих зарубежных и отечественных компаний очень не похожи друг на друга, отличаясь по своему содержанию, стилю и объему (от кодекса на одну страницу "Формулировка деловой этики" корпорации "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Ситикорп", изложенного более чем на 60 страницах). Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению встречающихся довольно часто этических вопросов. В то же время, как показывает практика, этические кодексы содержат порой слишком расплывчатые формулировки правил поведения и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.
Разрабатываются "карты этики"— набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.
Создаются комитеты по этике, обычно имеющие определенный набор функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции "социальной совести" организации.
Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны. [1;70]
Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации.
Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, которая действует в организации.
Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.
Умение разбираться в людях – одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.
Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Этичное поведение руководителя, умение слушать людей. Руководителю следует знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагировать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т.п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.
Следует подчеркнуть, что ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека — прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме давал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и просьб.Кроме того, руководителю следует четко помнить, что в процессе управленческой деятельности находит свое проявление закономерность искажения смысла информации. Язык, на котором передается управленческая информация, является естественным языком, понятийный состав которого обладает возможностями различного толкования одного и того же сообщения. При этом люди, которые участвуют в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, образованию, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации — это те шаги, которые помогут руководителю избежать обострения отношений между участниками информационного процесса. [4;66]