Введение
Эффективность общения определяется
не только степенью понимания слов собеседника,
но и умением правильно оценить поведение
участников общения, их мимику, жесты,
движения, позу, направленность взгляда,
то есть понять язык невербального (вербальный
– «словесный, устный») общения. Этот язык
позволяет говорящему полнее выразить
свои чувства, показывает, насколько участники
диалога владеют собой, как они в действительности
относятся друг к другу.
В книге французского
психолога Франсуа Сюлже «Правда
о жестах» есть ряд интересных
фактов. Оказывается, при общении
люди придают словам лишь 7% значимости,
интонации – 38, а мимике и
жестам – 55%. Всего один жест
может полностью изменить смысл
произнесенных слов. Поэтому так
важно в деловом общении невербально
подавать и воспринимать информацию.
Понимание невербальных
средств общения позволяет более
точно определить позицию партнера
по контакту, уловить его скрытые
намерения, осуществить обратную
связь, которая играет определяющую
роль в процессе делового взаимодействия.
Изучив язык жестов, мимику, манеру
поведения и пр., можно не только
лучше понять собеседника, но
и определять, какое впечатление
произвело на него услышанное
еще до его высказывания.
Цель данной контрольной
работы – уяснить роль невербальных
средств общения, рассмотреть
их классификацию и функции.
1. Охарактеризуйте классификацию невербальных
средств общения
Невербальное поведение
человека неразрывно связано
с его психическими состояниями
и служит средством их выражения.
На основе невербального поведения
раскрывается внутренний мир
личности, осуществляется формирование
психического содержания общения
и совместной деятельности. Люди
довольно быстро научаются приспосабливать
свое вербальное поведение к
изменяющимся обстоятельствам, но
язык тела оказывается менее
пластичным и нуждается в постоянном
контроле. Это тем более важно,
что невербальная информация
«считывается» на 1/10 секунды быстрее
вербальной.
В социально-психологических
исследованиях разработаны различные
классификации невербальных средств
общения к которым относят все движения
тела, интонационные характеристики голоса,
тактильное воздействие, пространственную
организацию общения.
Существуют и более
подробные классификации невербального
общения. Например, Г.Е. Крейдлин в своей
работе «Невербальная семиотика» описывает
содержание данной науки и называет
те частные науки, из которых она
состоит:
• паралингвистика
(о звуковых кодах невербального
общения);
• кинесика (о жестах
и жестовых движениях);
• окулесика (о языке
глаз);
• аускультация (о слуховом
восприятии звуков и аудиальном
поведении людей);
• гаптика (о языке
касаний и тактильной коммуникации);
• гастика (о знаковых
и коммуникативных свойствах
пищи и напитков, о приеме пищи);
• ольфакция (о языке
запахов, смыслах, передаваемых
с помощью запахов);
• проксемика (о пространстве
общения);
• хронемика (о времени
общения);
• системология (о системе
объектов, каковыми люди окружают
свой мир).
Из невербальных средств
общения наиболее значимыми являются
кинестичекие – зрительно воспринимаемые
движения другого человека, выполняющие
выразительно-регулятивную функцию
в общении. Наиболее подробно
эта группа средств рассматривается
в следующем вопросе.
2. Назовите функции невербальных
средств общения
Невербальные средства
общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение
процесса общения, создавать психологический
контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые
словами, направлять истолкование
словесного текста;
3) выражать эмоции и
отражать истолкование ситуации.
Остановимся подробнее
на рассмотрении вышеуказанной
классификации невербальных средств
общения, чтобы наиболее полно
рассмотреть их функции.
Кинесика изучает внешние
проявления человеческих чувств
и эмоций. К ним относятся зрительно
воспринимаемые движения другого
человека (моторные знаки), выполняющие
выразительно-регулятивную функцию
в общении. К ним относятся
мимика, жестика, пантомимика.
Мимика связана с
движением лицевых мышц человека
и свидетельствует о его эмоциональных
реакциях. Выражение лица собеседника
обеспечивает постоянную обратную
связь, в соответствии с которой
можно судить, понял нас человек
или нет, хочет ли он что-то
сказать в ответ.
В специальной литературе
встречается более 20 000 описаний
выражения лица. Однако наиболее
ярко и скоординировано мимически
выражаются шесть основных эмоциональных
состояний: гнев, радость, страх,
страдание, удивление, презрение.
Жестика – это разнообразные
телодвижения, смысл которых понятен
для общающихся сторон. В деловом
общении не менее важно обращать
внимание на жесты собеседника или
партнера. Считается, что подделывать
или копировать жесты практически
невозможно, поскольку в течение
длительного времени нельзя контролировать
всю их совокупность и одновременно
еще и произносить слова. Умение
понимать популярные жесты собеседника
позволяет лучше разбираться
в людях, более эффективно организовывать
деловое общение.
Пантомимика изучает
моторику всего тела. К пантомимике
относится прежде всего поза человека,
которую он принимает во время делового
общения.
Общее количество различных
положений, которые может принять
человеческое тело, составляет около
тысячи. Поза наглядно показывает,
как данный человек воспринимает
свое положение в обществе, статус
по отношению к другим людям.
Лица с более высоким статусом
занимают более непринужденные
позы, чем их подчиненные.
Как правило, человек
поднимает плечи, когда он напряжен,
и опускает, когда расслаблен. Человек,
стоящий перед большой аудиторией
и намеревающийся сделать какое-то
сообщение или доклад, может получить
важную информацию о настроении
слушателей, наблюдая за положением
плеч и голов. Чем более негативно
настроена и напряжена аудитория,
тем больше там поднятых плеч
и опущенных уголков рта.
Такесика изучает прикосновения
в ситуации общения. К такесике
относятся: рукопожатия, поцелуи,
отталкивание, похлопывание и пр.
Использование в деловом
общении такесических форм определяется
многими факторами, среди которых
важное место занимает статус
партнеров, возраст, пол, степень
знакомства и т. д.
Особое место среди
такесического делового общения
занимает рукопожатие, которое
является непременной формой
любой встречи и прощания. Оно
может быть очень информативным,
особенно его интенсивность и
продолжительность.
Использование такесических
форм невербального делового
общения требует большого такта
и внутренней культуры человека.
Нельзя допускать, чтобы прикосновения
к человеку носили фамильярный
характер.
При переходе определенной
границы такесические формы могут
привести к обратному эффекту
и разрушить или помешать установлению
деловых отношений.
Проксемика исследует
расположение людей в пространстве
при общении. Это понятие ввел
американский антрополог Эдвард
Холл, один из первых исследователей
в области пространственных потребностей
человека, в 1969 г. он выпустил
книгу «Молчаливый язык». Слово
«проксемика» (от англ. proximity) означает
близость, т. е. та дистанция,
которую соблюдают люди, и это
биологическая закономерность. Исследования
Холла в этой области привели
к новому освещению отношений
между людьми.
В проксемике выделяют:
• ориентацию людей
относительно друг друга, которая
настраивает на определенную
позицию в отношениях между
людьми;
• дистанцию между
собеседниками, которая определяет
психический и этический комфорт
в процессе общения.
Ориентация людей в
пространстве несет определенную
смысловую нагрузку. Поэтому при
организации делового общения
необходимо обращать внимание
на пространственное размещение
собеседников и форму стола.
Есть несколько видов
относительного расположения собеседников
в процессе делового общения
за четырехугольным столом
Психический и этический
комфорт собеседников во многом определяется
дистанцией между ними. Знание дистанций
позволяет прогнозировать реакцию
другого человека в процессе делового
общения.
Просодика включает
в себя различные характеристики
голоса. Просодические средства
невербального делового общения
регулируют поток речи, экономят
языковые средства общения, выражают
эмоциональное состояние, дополняют
и предвосхищают высказывания.
Силой голоса, его звучанием
можно передать слушателям свое
отношение к предмету делового
общения, передать им свои переживания
или помочь точнее и ярче
воспринять смысл сказанного. Кроме
того, по различным просодическим
проявлениям можно оценить собеседника,
выявить его скрытые намерения
и в соответствии с ними
более эффективно организовать
деловое общение.
Основные просодические
формы невербального общения (образуют
манеру речи, посредством которой происходит
восприятие человека.
Экстралингвистика изучает
различного рода психофизиологические
проявления человека, к которым
относятся: паузы, плач, смех, покашливание,
вздохи и т. д. Экстралингвистические
проявления человека дополняют
и усиливают семантическую значимость
информации посредством околоречевых
приемов, оказывают влияние на
ход делового разговора.
В зависимости от
эмоционального настроя плач, смех,
покашливания, вздохи могут нести
различную смысловую нагрузку. Например,
в одном случае смех может
рассматриваться как проявление
дружелюбия, а в другом – являться
насмешкой над собеседником.
В зависимости от
скрытых намерений собеседника
экстралингвистические проявления
могут выражать какие-либо чувства
или, наоборот, выполнять ролевую
установку, чтобы вызвать жалость
у собеседника, обратить на
себя внимание, унизить перед
собравшимися и т. д.
3. Проанализируйте существующие
стереотипы в понимании невербального
поведения делового партнера
по общению
Научные исследования
в области лингвистики показали,
что существует прямая зависимость
между социальным статусом, властью,
и престижем человека и его
словарным запасом. Другими словами,
чем выше социальное или профессиональное
положение человека, тем лучше
его способность общаться на
уровне слов и фраз. Исследования
в области невербалики выявили
зависимость между красноречивостью
человека и степенью жестикуляции,
используемой человеком для передачи
смысла своих сообщений. Это
означает, что существует прямая
зависимость между социальным
положением человека, его престижем
и количеством жестов и телодвижений,
которыми он пользуется. Человек,
находящийся на вершине социальной
лестницы или профессиональной
карьеры, может пользоваться богатством
своего словарного запаса в
процессе коммуникации, в тоже
время как менее образованный
или менее профессиональный человек
будет чаще полагаться на жесты,
а не на слова в процессе
общения.
Быстрота, некоторых жестов
и их очевидность для глаза
зависит от возраста человека.
Например, если 5-летний ребенок скажет
неправду своим родителям, то
сразу же после этого он
прикроет одной или своими
руками рот. Этот жест подскажет
родителям о том, что ребенок
солгал, но на протяжении всей
своей жизни человек использует
этот жест, когда он лжет, обычно
меняется только скорость совершения
этого жеста. Когда подросток
говорит неправду, рука прикрывает
рот почти так же, как и у
пятилетнего ребенка, но только
пальцы слегка обводят линию
губ. Это жест прикрывания рукой
рта становится более утонченным
во взрослом возрасте. Когда взрослый
человек лжет, его мозг посылает
ему импульс прикрыть рот, в
попытке задержать слова обмана,
как это делается пятилетним
ребенком или подростком, но в
последний момент рука уклоняется
ото рта и рождается другой
жест-прикосновение к носу. Это
пример того, что с возрастом
жесты людей становятся менее
броскими и более завуалированными,
поэтому всегда труднее считать
информацию 50-летнего человека, чем
молодого.
Как вербальные языки
отличаются друг от друга в
зависимости от типа культур,
так и невербальный язык одной
нации отличается от невербального
языка другой нации. В то
время, как какой-то жест может быть общепризнанным
и иметь четкую интерпретацию у одной
нации, у другой нации он может не иметь
никакого обозначения, или иметь совершенно
противоположное значение.