Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:37, курсовая работа
Мораль нельзя отождествлять с произволом. У нее своя логика, не мене строгая и обязательная чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключения. Но это такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».
Мораль и нравственность связаны между собой. Правило нравственности это по сути дела, представляет собой мысленный эксперимент, призванный выявить взаимность взаимоприемленнось норм для субъектов общения.
Введение……………………………………………………………………….3стр
1. Этика, мораль и нравственность…………………………………………..4стр
1.1. Моральное измерение личности……………………………….………...7стр
1.2. Моральное измерение общества………………………………………..13стр
1.3. Особенности функционирования морали……………………………...20стр
2. Ненасилие как категорически моральный запрет……………..………...22стр
3. Единство морали и многообразие нравов…………………….………….25стр
3.1. Парадокс моральной оценки…………………………………...….……27стр
3.2. Парадокс морального поведения……………………………………….28стр
Заключение ………………………………………………….……………….30стр
Список использованной .……………………………………………………31стр
Эти определения обозначают разные аспекты нравственности.
Они взаимосоотнесены
друг с другом таким образом, что
каждое из них предполагает все остальные.
В особенности такая
Словом, морально совершенный человек получает деятельное воплощение и продолжение в морально совершенных отношениях между людьми.
Многоаспектность морали является одним из оснований для различных ее интерпретаций. В частности, большую пищу для этого дает различие между моралью личности и моралью общества. Одни мыслители связывали мораль по преимуществу с самосовершенствованием личности (типичный пример – этика Спинозы).
Били философы, как например Гоббс, которые видели в морали главным образом способ упорядочения отношений людей в обществе. В истории этики широко представлены также синтетические теории, стремившиеся соединить индивидуальную мораль с социальной. Можно отметить, однако, что и они отталкивались или от личности, или от общества. Так, Шефтсбери, Юм и другие английские сентименталисты XVIII в. исходили из убеждения, что человеку от природы присущи особые общественные чувства благожелательности, симпатии, которые побуждают его к солидарности, альтруизму в отношениях с другими людьми. К.Маркс, напротив, считал, что только преобразование общественных отношений является основой нравственного возвышения личности.
Многоаспектность морали как явления оборачивается ее многозначностью как понятия не только в этике. Это же имеет место в повседневном опыте. Люди очень часто вообще не дают себе отчета в том, что такое мораль. Тогда, когда они задумываются над этим вопросом, приходят к заключения, которые, как правило, являются очень субъективными, односторонними, нестрогими.
Потому,
что мораль многозначна, к ней
могут апеллировать люди с разными,
в том числе конфликтующими, экономическими,
политическими и прочими
Суммируя
общие характеристики морали можно
сказать, что она очерчивает внутреннюю
смысловую границу человеческой
деятельности, задаваемую самим человеком.
Она позволяет и обязывает
человека рассматривать собственную
жизнь и окружающую деятельность
так, как если бы они зависели от
его выбора. Следует особо подчеркнуть:
мораль не тождественна высшему смыслу,
последней цели существования человека
и общества. Ее назначение иное –
соединить личностный смысл с
высшим смыслом, нацелить человека на
последнюю цель. При этом не имеет
принципиального значения, существует
ли на самом деле высший смысл, последняя
цель или нет. Мораль исходит из того,
что они существуют. Если она не
принимает их как факт, она принимает
их как постулат. Даже в тех деформированных
случаях, когда жизнь рассматривается
как бессмысленная суета, самой
этой суетливости придается
1.3. Особенности функционирования морали
Из понимания морали вытекает ряд ее особенностей как действенного фактора жизнедеятельности человека и общества. Во- первых, она выступает как практическое, деятельное сознание. В морали идеальное и реальное совпадают, образуют неразрывное целое. Мораль есть идеальное, но такое идеальное, которое вместе с тем есть реальное начало сознательной жизни человека. Эту мысль Л.Н.Толстой выразил следующим образом. Подобно тому, как нельзя двигаться без того, чтобы это движение не было движением в определенном направлении, нельзя жить без того, чтобы жизнь не имела какого-либо смысла. Смысл жизни, совпадающий с самим сознанием жизни, и есть мораль.
Нравственные утверждения необходимо воспринимать в их обязывающем значении. Конечно, морали не существует вне того, что человек говорит, но еще меньше она сводится к этому.
Нравственные
утверждения можно считать
Мораль не замкнута на какую-то особую сферу или особый аспект человеческой и общественной жизни – скажем, на трудовые отношения, на сексуальные отношения, на пограничные жизненные ситуации и т.д. Она охватывает все многообразие человеческого бытия. Мораль вездесуща, повсюдна – имеет право голоса везде и всюду, где человек действует как человек, как свободное разумное существо.
Определенным основанием человеческого бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование нельзя противопоставлять бытию. Оно есть особая – сугубо человеческая – форма бытия.
Мораль не может уместиться в каком бы то ни было содержательно конкретном, позитивном требовании, она не может уместиться также в их совокупности, сколь бы полной эта совокупность ни была. Поскольку мораль рассматривает жизнь человека как конечного существа в перспективе бесконечного совершенства, поскольку, далее эта перспектива также является бесконечной то ее требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность от цели. Поэтому моральные требования в собственном смысле как требования, претендующие на абсолютность, безусловность, могут быть только негативными.
2. Ненасилие как категорически моральный запрет
Так как
моральные требования претендуют на
абсолютность, безусловную обязательность,
то единственно возможное
Человеческая
личность – больше того, что она
делает. Она исходно самоценна. Собственно,
определяя человеческую личность как
нравственно ответственное
Идея, согласно
которой безусловная
Насилие есть узурпация свободной воли, такое отношение между людьми, в ходе которого одни силой, принуждением навязывают свою волю другим. Человек совершает насилие тогда, когда он лишает другого возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или низводя до положения раба. Под насилие не попадают такие формы принуждения, когда одна воля господствует над другой с ее согласия, как, например, в отношениях: учитель – ученики, законодатели – граждане и т.п. Насилие прямо противоположно морали: действовать морально – значит действовать с согласия тех, кого эти действия касаются; совершать насилие – значит совершать действия, которые не приемлемы для тех, против кого они направлены.
Ненасилие – принципиальное воздержание от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого (за принудительным навязыванием своей воли воле другого всегда стоит убеждение, что она выше, лучше последней). Оно есть признание за волей другого такой же способности к свободным, разумным, нравственно ответственным решениям, какой обладаю я сам. Ненасилие означает категорический отказ от того, чтобы ставить себя в человеческом отношении выше другого, быть ему судьей. Это есть действительное признание того, что каждый человек ценен сам по себе.
Запрет на насилие – первый и основной моральный запрет. Самыми известными его формулировками являются «не убий» Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, ахимса (буквально – ненасилие, невреждение) дневнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма); новую жизнь принцип ненасилия обрел в XX в. благодаря духовным и практическим усилиям Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.- Л. Кинга. Требования ненасилия, по сути дела, есть запрет на то, что очевидным образом противостоит морали, добру. Именно в этом содержании оно имеет безусловный, категорический смысл.
Мы можем сказать определенно только о том, что не является моралью. Принцип ненасилия и есть как раз запрет на то, что противоположно морали – запрет на насилие. Только он может претендовать на безусловную обязательность, абсолютность.
Требование
ненасилия представляет собой конкретизацию
золотого правила нравственности. Золотое
правило – это формула, с помощью
которой человек может
3. Единство морали и многообразие нравов
Своеобразие морали как действенного фактора жизни определяется тем, что она является точкой отчета ценностного мира. Это последняя, высшая инстанция в том, что касается норм, оценок, ценностных представлений, выражающих внутреннюю заданность смысл человеческой жизнедеятельности. Но силлогизм не может состоять из одной общей посылки. Для него нужна еще и малая посылка.
Поступки людей, их взаимоотношения, как уже подчеркивалось, всегда конкретны, имеют свое частное, особенное содержание, за ними стоят определенные и вполне достаточные для совершения данных поступок эмпирические мотивы. Труднейший и наиважнейший вопрос человеческой практики есть вопрос о том, как предметно многообразное, исторически изменчивое, каждый раз конкретное, причинно обусловленное содержание человеческих поступков соединяется с их нравственной оценкой.
Прежде
всего зададимся вопросом: от чего
зависит исторически
Война как
определенное общественное отношение
ставит человека перед необходимостью
преодолевать ужас, связанный со смертью.
Когда он научается делать это, вырабатывает
в себе соответствующий навык, его
называют мужественным. Соответственно
мужество считается нравственной добродетелью.
Другие типы поведения в той же
ситуации и прежде всего трусость
как неумение подняться над ужасом
смерти рассматриваются в качестве
порохов. Исчерпывающе проанализировавший
этот вопрос в «Никомаховой этике»
Аристотель особо подчеркивает, что
поведение, похожее на мужественное,
может быть вызвано случайными и
внешними мотивами (опытностью, самонадеянностью,
незнанием опасности и др.), но
оно не будет мужественным. Действительно
мужественным следует считать лишь
того, кто является таковым только
по той причине, что он считает
мужество добродетелью, достойным способом
поведения. Тем самым мужеству как
определенному качеству человека и
типу поведения придается
Информация о работе Исследование взаимоотношении морали и нравственности