Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:22, контрольная работа
Эстетика - это отрасль знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте. Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в разных формах, характерно для всех известных современному человечеству эпох его развития.
Введение…………………………………………………………………1
1.Эстетика человеческих отношений…………………………………..2
2.Определение быта и эстетики быта………………………………….7
3.Эстетика семейной жизни, как форма человеческих отношений….13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………..
Особые возможности для разносторонней чувственной жизни появляется у человека при общении с природой. Почти всегда во время прогулок по лесу, берегу моря, горных прогулок и т.д. человек может
9
столкнуться с чем-то неожиданным и неизвестным, что может взбудоражить чувства, вызвать какие-то образы, ассоциации, о чем-то напомнить, а в результате изменить всю жизнь человека, оказать влияние на многие его решения.
Если человек живет в
Да и жизнь все время рождает новые проблемы: меняемся мы, растут дети, происходят грандиозные изменения в стране и во всем мире, появляются новые предметы, совершенствующие наш быт, обогащающие наши потребности и возможности их удовлетворения, открывающие новые формы общения с миром... Разве не может оказать влияние на чувственное и умственное развитие тот факт, что ныне практически каждый получил права и возможности посетить любой уголок земного шара? Теперь можно не только прочесть о каких-либо достопримечательностях, но и увидеть их воочию, познакомиться с культурой других народов, другими укладами жизни. Надо осознать, и что движение от чувств к мысли, от мысли к
10
действию - не однонаправленно, многообразно, и, приложив усилия, добиться результата и затем прочувствовать его.
В этих ситуациях на первый план выступает волевая сторона быта. Даже ощущая все богатство и разнообразие быта, в том числе и эстетическое, постигая многое из этого богатства и разнообразия, о многом мечтая, ко многому стремясь, ничего нельзя получить при отсутствии воли при выборе цели по ценностным критериям и усилий для ее достижения. Воля - одна из важнейших характеристик человека, поскольку чувственные устремления и умственные достижения она переводит в действие, воплощающее в жизнь мечты, надежды и стремления. Воля так органично связана с нравственностью личности, что чувственное желание и умственное усилие и решение не принимаются к исполнению, если выбранные цель и пути ее достижения не соответствуют нравственным принципам личности. Если же выбрана ценностно значимая, добродетельная цель, "хочу" и "могу" личности подчиняются понятию "надо". В этом случае воля подчиняет себе слабости личности, предупреждает ее нерасчетливые действия. Воле личности противостоят сомнения, леность, нерешительность - многие люди формулируют идеальные цели (вспомните хотя бы Обломова из романа И. А. Гончарова "Обломов"), но воплотить их в жизнь не могут именно из-за отсутствия воли. Существует масса и таких примеров, когда воля отдельной личности и даже целых народов сталкивается с волей властного режима, который лишает человека возможности чувственного, умственного и волевого развития и действия не только в производственной и общественной деятельности, но и в быту.
Результатом этого являются убогий, нищенский быт, приземленные интересы и несбыточные, утопические идеалы, что было свойством советским людям, в течение многих лет живших в условиях тоталитарного режима, унижающего человеческое достоинство. Но история человечества не раз доказывала, что воля и решимость целеустремленных людей,
11
объединенных идеей свободы и демократии, сметала в конце концов все преграды и выводила на путь эволюционного творческого развития. Ваши, ребята, дедушки и бабушки могут рассказать вам о том, что воля и труд человека действительно творят дивные дела, но и мерзостей творят немало, если воля, выбравшая недостойные цели и средства, направляет людей на действия, противоречащие человеческим принципам и нормам.4
Быт требует от человека проявления разнообразных чувственных, умственных и волевых усилий, способностей и возможностей. Ведь человек, как правило, обустраивает свой быт, создавая такую среду обитания, которая соответствует его характеру, склонностям, вкусу и потребностям. Многообразие человеческих характеров, темпераментов, склонностей, вкусов, стремлений и желаний обуславливает многообразие быта. Предметы, составляющие бытовую обстановку, не столь уж многочисленны, однако их компоновка, утилитарная предназначенность, освещенность и цветовое сочетание могут быть столь же многообразны, сколь многообразны вкусы хозяев. Среда обитания человека деятельного, активного и человека, склонного к созерцанию, погруженного более в самого себя, чем во внешний мир, различна, даже если включает в себя одни и те же предметы мебели, - в ней можно найти множество вещей, которые присущи только данному человеку, соответствуют только его потребностям и интересам, в то время как другим людям они кажутся безделушками. Иногда представляется, что человек весь погружен в мелочи, если судить по окружающим его вещам. Но ведь это разнообразие вещей может свидетельствовать о многообразии его интересов и потребностей, а не только о страсти к накопительству. Человек созерцательного типа может, например, повесить в своей комнате простенький пейзаж или натюрморт и посредством их осмысливать и мир и, главное, самого себя - другому же для этой цели требуется множество вещей
12
и вещичек. Ведь созерцание и настраивает человека на то, что Плотин и философия дзэн-буддизма называют художественным построением жизни, - личность настраивается на ту жизнь, которая кажется ей достойной человека, и представление о которой всегда присутствует в его чувствованиях, мыслях, надеждах, желаниях и стремлениях. Потому созерцание, в которое погружается человек в домашней обстановке, во время прогулок, в концертном зале, картинной галерее, театре и т.д. нельзя рассматривать как бездеятельность, пустую трату времени. Это внутренняя деятельность человека, занимаясь которой он творит себя по тому образу и подобию, которые сложилось в его чувствах и сознании в виде идеалов, а может быть, и в виде божественного творческого начала, заключенного в нем самом, но еще не осознанного им.
Семья - это малая социальная группа,
члена которой связаны
Как мы уже говорили, красота в доме, постоянное совершенствование быта способствует эстетическому воспитанию детей. Родители создают эстетический быт для ребенка, окружая его яркими предметами, игрушками, создавая особый, обязательно ритмичный звуковой фон, когда ребенок бодрствует. Еще одно средство, способствующее эстетическому воспитанию детей, - "беседы" родителей с ребенком начиная с первых минут его жизни, формирующие его будущую речь и многие положительные качества. Желательно, чтобы в первые годы жизни ребенка женщина была освобождена других забот, уделяя как можно больше внимания своему ребенку. В этом исключительно важна роль ребенка освобождающего жену от всяких житейских дел. (Однако, к сожалению, таких мужчин не так уж много.)
Ничто в раннем детстве не проходит мимо внимания ребенка - все оседает в глубинах его души, всплывая позже в его сознании. Родители, передавая ребенку большой запас слов, способствуют его словотворчеству, а возможно, и развитию его поэтического таланта (все дети без исключения поэтически одарены). Мы часто либо глухи к слову, либо слишком озабочены решением житейских проблем, чтобы полностью сосредоточиться на ребенке. А между тем ответственность семьи заключается прежде всего в
14
передаче всего языкового
Язык отражает уровень культурного и эстетического развития личности, он является средством общения, которое, Антуан де Сент-Экзюпери считал самым значительным из всех духовных богатств. Язык раскрывает духовное богатство человека - его природные задатки, дарования, таланты. А для семьи нет более ответственной и благородной задачи, чем выявление, раскрытие природных творческих задатков ребенка, чтобы вырастить из него человека - творца.5
В постоянном общении родителей с ребенком и выявляется его природные задатки, прежде всего способность к словотворчеству, закрепляющаяся в различных играх с предметами, игрушками, его умением фантазировать перевоплощаться в домашних животных, а также животных, которых может увидеть в зоопарке, на прогулке в лесу, о которых узнает из рисунков, сказок, мультфильмов и т.д.
Грандиозную эстетико-воспитательную функцию выполняют в семье и разговоры родителей на различные темы, а также их общение между собой, т.е. проявляемые друг к нежность, уважение, восхищение. Все западает в душу ребенка и рано или поздно отзывается ответным чувством, поступком. Родители несут двойную ответственность: во-первых, перед обществом за будущее своего ребенка, который должен стать здоровым и счастливым, благородным и творчески активным человеком; во-вторых, перед самим ребенком, способствуя максимальному раскрытию его творчески-созидательных сил и способностей, благородства и красоты его души, его жизненных стремлений, надежд, желаний и идеалов. Далеко не всем родителям это удается, но это не является аргументом для отрицания роли семьи в жизни каждого человека. Никто не является рабом судьбы - этим
15
зачастую люди оправдывают свои неблаговидные поступки и действия, неудачи, промахи в жизни. Необъяснимость многого в самом человеке, невозможность постичь стечение обстоятельств, незнание многих процессов в природе и жизни породили представление о судьбе, о фатальной предопределенности тех или иных событий. Эта вера в рок, судьбу расслабляет некоторых людей, лишает их воли к жизни, заставляет ждать своего "звездного" часа, а у других вызывает решимость самим распоряжаться своей судьбой и, призвав на помощь свои чувства и разум, изменить свою жизнь к лучшему. По сути, это вторая категория людей, незнакомая с философией Платона и дзэн-буддизмом, моделируют свою жизнь в соответствии со всеми художественными принципами, требованиями, законами и представлениями. Именно они во все времена добивались полной реализации собственных творческих сил и способностей. Люди, обладающие высокими творческими способностями, сосредоточивали усилия на любимом деле, своем призвании, ведя предельно простой образ жизни. Они стали примером высокой требовательности к себе и своему предназначению. Известно, что Микеланджело, рано осознав свой великий дар ваятеля и живописца, не считал возможным тратить силы на что-либо другое, в том числе и на создание семьи. До конца своих дней он не выпускал из рук резца, кисти и пера: ваял, рисовал, проектировал и слагал стихи.
Почему же именно на семью возлагается обязанность формирования чувства ответственности у подрастающего поколения за выявление и реализацию его дарований, за выполнение в полной мере его предназначения, о котором свидетельствуют его природные задатки? Прежде всего потому, что именно в семье можно впервые распознать природные задатки ребенка, создав ему условия для развития всех его духовных и физических сил. Однако абсолютное большинство взрослых осознали до конца своих способностей, не умеют и не учатся познавать себя. Им не свойственны самосозерцание, осмысление своих чувств, а некоторые даже не
16
подозревают о наличии у них природных задатков, таланта. Поэтому надо стремиться выявить природные задатки ребенка, понять, в какой игре и в какой степени в нем проявляются его дарования, а для этого следует как можно больше времени находиться рядом с ребенком, уделяя ему как можно больше времени и внимания, поскольку обобщающих, четких инструкций и указаний, какой должна быть эстетика быта, чтобы способствовать наиболее совершенному развитию ребенка, не существует.
Таким образом, мир человека и человек в мире: существо разумное (homo sapiens), существо производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо прекрасное (homo pulcher)
К сожалению, проблема свободы и самореализации человека, как правило, обсуждается и рассматривается преимущественно в политически-правовом или хозяйственно-экономическом аспекте, да и то на рациональном уровне. Однако чувственно-эмоциональная жизнь человека, а именно ее и изучает эстетика, гораздо более значима, информационно насыщена и эстетически разнообразна, чем жизнь рациональная, умственная, причем жизнь любого человека - и так называемого простого, обыкновенного и известного своими открытиями.
В эстетике нет понятия "простой человек" - любой человек необычайно сложен, если не в реальной жизни, то в потенции, и предельно интересен и разнообразен в своих проявлениях, взаимодействиях с миром, переживаниях и чувствованиях. Как справедливо заметил Е. Евтушенко в одном из своих стихотворений, "Людей не интересных в мире нет, их судьбы - как истории планет". Эстетика, как раз и помогает выявить неповторимость каждой личности, те таинственные силы развив которые, можно пробудить дремлющие творческие способности и сформировать личность, обогащающую общество новыми открытиями, духовными и материальными творениями.
Основную часть свободного времени человек проводит в бытовой среде, какую бы активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Бытовая среда не только, пробуждает, но и развивает чувственность ребенка. В семейной бытовой обстановке особенно остро воспринимаются события жизни каждого члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.