Этические основы деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить этические основы деловых отношений.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
дать понятие этики и морали;
рассмотреть сущность, функции и структуру нравственности;
выявить особенности этики делового общения;
изучить нормы и правила профессиональной этики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Понятие этики и морали……………………………………………………….
4
2. Сущность, функции и структура нравственности…………………………...
10
3. Особенности этики делового общения……………………………………….
13
4. Нормы и правила профессиональной этики………………………………….
18
Заключение………………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы…………………………………………….
29

Файлы: 1 файл

Этические основы деловых отношений.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..

3

1. Понятие этики и  морали……………………………………………………….

4

2. Сущность, функции и  структура нравственности…………………………...

10

3. Особенности этики  делового общения……………………………………….

13

4. Нормы и правила  профессиональной этики………………………………….

18

Заключение………………………………………………………………………..

27

Список использованной литературы…………………………………………….

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В современных  условиях развития общества особенно актуальными становятся обоснование  и признание приоритета общечеловеческих ценностей. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает.

Деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Цель работы – изучить этические основы деловых отношений.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

    • дать понятие этики и морали;
    • рассмотреть сущность, функции и структуру нравственности;
    • выявить особенности этики делового общения;
    • изучить нормы и правила профессиональной этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие этики  и морали

 

Этика является одной  из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Она зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктом человеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинных отношений. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков [33, с. 47].

В современном понимании  этика – философская наука, изучающая  мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества [28, с. 65]. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Этика начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась  и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д. [39, с.111].

В отечественных публикациях  современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять  два рода проблем: собственно теоретические  проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. В системе науки выделяют, в частности:

  • этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла;
  • деонтологию, исследующую проблемы долга и должного;
  • деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах;
  • генеалогию морали;
  • историческую этику;
  • социологию морали;
  • профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Понятие этики тесно  связано с понятием морали.

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства [1, с. 14].

По определению Лукашева Е.А., мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе [19]. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Мораль рассматривают  и как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность [35, с. 499].

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют  всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие функции морали [2, с. 37]. Первостепенный интерес представляют такие функции как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция  считается ведущей функцией морали. Мораль направляет деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция  морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль включает в  себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы и др. Рассмотрим подробнее каждый из них [31].

1. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе [36]. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято  поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и  силой общественного мнения, сознанием  субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

Нарушение моральных  норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного  рода (дисциплинарные или предусмотренные  нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

2. Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения, служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:

  • гуманизм – признание человека высшей ценностью;
  • альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
  • милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  • коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
  • отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности и эгоизма.

Кроме принципов, характеризующих  сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

3. Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества [38].

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Таким образом, рассмотрены  понятия «этика» и «мораль», выявлены основные составляющие морали и её функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, функции  и структура нравственности

 

Нравственность - это  понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

В русском языке понятия  морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком  смысле - особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений [29].

Нравственность в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Информация о работе Этические основы деловых отношений