Этика абортов и репродуктивных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Аборт (от лат. abortus - выкидыш), как и репродуктивные технологии, является проблемой биомедицинской этики. Абортом называется всякое (в том числе и естественное) прерывание беременности. В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона.
Дискуссия о моральном праве на прерывание беременности имеет глубокую историю. Аристотель говорил: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать и жить

Файлы: 1 файл

этика аборта.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМА АБОРТА

Аборт (от лат. abortus - выкидыш), как и репродуктивные технологии, является проблемой биомедицинской этики. Абортом называется всякое (в том числе и естественное) прерывание беременности. В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона.

Дискуссия о моральном  праве на прерывание беременности имеет  глубокую историю. Аристотель говорил: «Если в браке зарождаются  дети вопреки ожиданию, то плод может  быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать  и жить».

Цицерон же считал, что: «...женщина  должна быть наказана за изгнание плода, если она крадет у республики предназначенного для нее гражданина...»

 

Однозначно вопросы о  недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают противниками аборта. Например, согласно христианскому вероучению, плод с момента зачатия обладает душой, а потому истребление его в утробе - большой грех, отягощаемый тем обстоятельством, что ребенок, лишенный возможности родиться, лишается и благодати крещения. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI в. почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Причем это касалось не только врача, но и пациентки.

 

В 1920 г. в России был узаконен медицинский аборт, как выражение  протеста против религиозных пут  и признак свободы народа. Однако Гражданская война и голод 30-х  гг. оказали крайне негативное влияние  на демографические показатели, поэтому  для повышения рождаемости было решено вновь запретить аборты.

В 1936 г., было запрещено производство абортов, за исключением тех случаев, когда «продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым  ущербом здоровью беременной женщины  при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей, и только в обстановке больниц  и родильных домов».

В хрущевскую оттепель 1955 г. в СССР медицинские аборты были снова  разрешены и до сегодняшнего дня  это положение не изменилось.

 

 

 

Аборт — это прерывание беременности в сроки до 22 недель. Аборты бывают:

· естественные, называемые выкидышами;

· криминальные, проводимые вне стен медицинского учреждения и  дающие наибольшее число серьезных  осложнений;

· медицинские - искусственное  прерывание беременности, проводимое в стенах лечебно-профилактического  учреждения на разных сроках:

· фармацевтические (их также  называют фармакологическими или медикаментозными).

 

В смутное время 1996 г. B. C. Черномырдиным было подписано вопиющее по своей антигуманной сути постановление  № 567, касающееся права на проведение абортов по социальным показаниям на сроке более 12 недель беременности, т. е. в 22 недели, когда плод родится  живым. Такими показаниями были признаны:

· наличие инвалидности I-II группы у мужа;

· смерть мужа во время беременности;

· пребывание женщины или  ее мужа в местах лишения свободы;

· женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными;

· наличие решения суда о лишении или ограничении  родительских прав;

· женщина, не состоящая в  браке;

· расторжение брака во время беременности;

· беременность в результате изнасилования;

· отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире;

· женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца;

· многодетность (число детей 3 и более);

· наличие в семье ребенка-инвалида;

· доход на 1 члена семьи  менее прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Этот беспредел длился более семи лет до 11 августа 2003 г. Тогда из этого перечня были убраны такие абсурдные положения, как  отсутствие жилья и работы у будущих  родителей, статус беженцев, доход ниже прожиточного уровня, наличие в семье  ребенка-инвалида или более 3-х детей, а также отсутствие мужа по любым  причинам, в т. ч. если он отбывает срок в тюрьме.

 

 

Аборт как проблема биомедицинской этики

 

Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства  человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для  ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит  массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.

Биоэтическая проблема аборта заключается в обосновании моральной допустимости или недопустимости аборта как практики вмешательства в жизнь человека на стадии внутриутробного развития. Данная проблема фокусирует в себе основополагающие вопросы человеческого существования, от решения которых зависит решение и многих другие проблем биоэтики – когда начинает жизнь человека? Кто имеет право решать за человека – жить ему или умереть?

В биомедицинской этике при  анализе проблемы аборта рассматриваются  типы абортов, выделенные с позиций  современного права. Однако существуют и другие типологии. Например, известный  современный биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный – это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический – это искусственное прерывание беременности по желанию женщины или социальным показаниям.

 

Этические решения  проблемы аборта

 

 В современном мире  существуют три основные позиции,  которых придерживаются люди  в отношении к искусственному  аборту.

· Либеральная позиция. Плод (и тем боле эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

· Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт - это форма убийства человека.

· Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода.

 

 

НОВЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

История вопроса.

Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой  тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под  названием «новые репродуктивные технологии».

Человек с древних времен пытался найти решение проблемы бесплодия.

Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, были предприняты в Англии в конце XVII века. Однако, лишь к концу ХХ столетия, в целом медицинская наука  осваивает репродуктивную физиологию человека.

Первый в мире человек, зачатый искусственно, появился в  Англии, в 1978 году. Это была девочка - Луиза Браун. Через несколько  лет у нее родилась сестра Натали. В России первый ребенок «из пробирки» (девочка Лена) появился в 1986 году в  Москве. Сегодня Лена живет на Украине. Чуть позже в Ленинграде в том  же 1986 году, родился мальчик Кирилл.

Данным событиям предшествовали серьезные исследования, которые  начинают целенаправленно производится в России с 1965 года. В это время создается группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель – проф. Б. Леонов). По данным на 1994 год в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. детей.

В 1990 году на нашей планете  насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых  «в пробирке». Отметим динамику: еще  в 1982 году их было всего 74. Оценки эффективности  этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре 10-18 %.

Что же такое новые репродуктивные технологии?

Методы  искусственного оплодотворения.

Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.

Первым методом в ряду так называемых новых репродуктивных технологий (НРТ), стала искусственная  инсеминация . При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии.

Механизм метода при интракорпоральном оплодотворении следующий: сперматозоиды вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие. Заметим, что проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает.

Положительный результат, достигнутый  с помощью искусственного осеменения, варьируется в зависимости от используемой техники и показаний  к нему. Наилучших результатов  достигают пары, где муж здоров. В среднем беременность возникает  в 25 из 100 случаев, однако, согласно некоторым  авторам, этот процесс не самом деле ниже и не превышает 15-16 %. Процент  успеха метода искусственного осеменения в переводе на число детей, рожденных  в результате курса терапии, колеблется в пределах от 10-20 %.

В целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской  пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку  речь идет о врачебной вспомогательной  помощи для того, чтобы супружеский  акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился.

Например, «Православная  Церковь, (п. XII .4. «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви») относит метод искусственного оплодотворения половыми клетками мужа, к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку он не нарушает целостности брачного союза, и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Ситуация меняется при манипуляциях, связанных с донорством половых клеток. В этом случае нарушается целостность и исключительность брачных отношений, происходит вторжение в них некой третьего лица .

Этичность донорского искусственного осеменения незамужней женщины, без  согласия и содействия мужа, подвергается сомнению во всех религиях и трактуется как форма супружеской измены и неверности. «Если пара не способна к зачатию…, то по обоюдному согласию ребенка можно усыновить или  произвести интракорпоральное (внутрителесное) оплодотворение половыми клетками мужа. Последнее не разрушает целостности брачного союза…» (Основы социальной концепции РПЦ).

Следующий вид искусственного оплодотворения – Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ).

Процедура доказала свою эффективность  при бесплодии – как женском  так и мужском. Обычный цикл ЭКО  предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.

Морально-этическая  оценка НРТ ( на примере позиций христианства и ислама).

За видимой «простотой»  схематичного описания методики ЭКО  ПЭ (цель которой – желанная беременность) стоит не всем доступная ее немалая  «конкретная цена». И дело здесь  не только в денежной стоимости процедуры, хотя и она достаточно велика. Например, стоимость ЭКО с лечением в  Англии составит от 4,5 тыс. долларов (по И. Брэку 6 –10 тыс. долларов); в Москве – от 1,8 тыс. долларов, в Санкт-Петербурге – от 2,1 тыс. долларов, в Самаре – от 1,5 тыс. долларов .

В понятие “ цены”  входит прежде всего судьба человеческих эмбрионов – запасных или лишних, оставшихся невостребованными. «После переноса в матку нескольких зародышей возникает многоплодная беременность, вынашивание которой рискованно. Поэтому при беременности 7-8 недель выполняется процедура, за названием которой - «редукция», стоит, по сути – убийство «лишних» зародышей внутри матки. Производится редукция под ультразвуковым контролем посредством введения иглы в сердце зародыша. Выполняют ее те же руки, которые способствовали зачатию. Кому жить, кому умереть, специалист по ЭКО выбирает по своему желанию, рассматривая изображение на экране. Один-два эмбриона оставляют жить, но до самого рождения они развиваются среди кладбища своих братьев и сестер».

В “Основах социальной концепции” РПЦ обращает внимание на то, что: «Нравственно недопустимыми с православной точки  зрения являются все разновидности  экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения» , предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.

Эта позиция не произвольна  и не случайна. Во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского  Собора (680-691г.г.) говорится: «У нас нет  различия плода образовавшегося  еще необразовавшегося».

Эта позиции находитсяв полном согласии с современной эмбриологией, согласно которой эмбрион человека – это живое существо, отличное от своих родителей, которое принадлежит к роду Homo Sapiens , обладает своим собственным уникальным геномом, динамично развивается, последовательно раскрывая потенции, заложенные в него природой, и которое называется человеком на эмбриональной стадии его развития.

Для католиков , как только происходит проникновение сперматозоида в яйцеклетку, начинается цепочка действий, которые со всей очевидностью указывают на то, что уже не две системы действуют независимо друг от друга, но возникает «новая система», которая начинает функционировать как «единство», называемое «зиготой» или «одноклеточным эмбрионом». (Биоэтика. Э.Сгречча, В.Тамбоне.2002, с. 155).  

Информация о работе Этика абортов и репродуктивных технологий