Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1(теория) ----------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1.Что такое этика бизнеса?------------------------------------------------------------------------------6
1.2.Становление этики бизнеса как научной дисциплины-----------------------------------------8
1.3. Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности
в менеджменте----------------------------------------------------------------------------------------------11
1.4. Основные концепции в этике бизнеса------------------------------------------------------------19
1.5. Этика бизнеса: Восток и Запад---------------------------------------------------------------------24
1.6. Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока. Япония и
США – в чем различия?-----------------------------------------------------------------------------------27
1.7 Этика бизнеса в России-------------------------------------------------------------------------------29
1.8. Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений----------36
1.9. Практические методики и организационные программы по регулированию
деловой этики-----------------------------------------------------------------------------------------------43
1.10. Деловой этикет как особый раздел этики бизнеса--------------------------------------------51
Глава 2 (практика)------------------------------------------------------------------------------------------55
2.1. Кейс«Корпорация Nestle»--------------------------------------------------------------------------55
2.2. Анализ Кейса-------------------------------------------------------------------------------------------58
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------62
Список литературы--------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовой по тему Этика бизнеса.docx

— 104.98 Кб (Скачать файл)

· Выделить из полученного списка те группы лиц, которые характеризуются наибольшей вовлеченностью в проблему.

· Определить разновидности ущерба и выгод для каждого игрока.

· Определить права и обязанности игроков.

· Оценить относительную силу каждого.

· Оценить ближайшие и долгосрочные последствия альтернатив вашему решению.

· Составить планы действий для альтернативных сценариев.

· Сформулировать суждение».

Методом данного анализа можно рассматривать практически любую проблему. Следует однако помнить, что когда речь идет об этике, не может быть никаких "правильных" или "неправильных" решений. Метод всего лишь позволяет глубже понять ситуацию и вынести более осознанное суждение.

В своей книге «Общий менеджмент: курс лекций» А.Н. Дятлов и М.В. Плотников выделили «четыре уровня в системе регулирования деловой этики в организации:

· этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для организации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;

· нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации (например, корпоративный этический кодекс);

· коллективы сотрудников компании, чья деятельность определяется моральным климатом организации (здесь многое определяется морально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера);

· индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга» .

За последние три десятилетия ХХ века в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее в равной мере справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? А.Н. Дятлов, М.В. Плотников «Общий менеджмент: курс лекций» говорят об этой проблеме так:

«Безусловно, для каждой организации нужны свои уникальные программы, методы и подходы, но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

· Разработка этических нормативов - положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, часто не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании ("коммерческой тайны"), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов "своей" группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т.п. Как правило, этические нормативы оформляются в виде "этического кодекса", "заповедей основателя", "образе жизни компании" и т.п.

· Создание комитетов по этике. В подобные комитеты как правило входят представители высшего руководства компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они выполняют роль мирового судьи, "совести организации", вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.

· Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов перед широкой общественностью о ходе программ социальной ответственности, а также о этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями - влиятельными журналами, телеканалами, ассоциациями и т.п.

· Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов - повысить общую культуру профессионального поведения и этичность поступков, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.

· Личный пример руководителя. Руководитель, как правило является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Личный пример высоко нравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.

Действительно, индивидуальные морально-этические качества руководителя, бизнесмена имеют огромное значение для сотрудников.

На руководителя возлагаются следующие моральные обязательства:

· Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.

· Контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей.

· Анализ предпочтений в организации в категориях "осознание", "вовлеченность", "приверженность", являющихся неопределенными понятиями.

· Реализация этического выбора - "делать не то, что хочется, а то, что следует".

· Овладение "философией благородного труда".

· Овладение искусством безразличия к собственной выгоде.

Считается, что стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета. Различают семь таких функций:

· Профетическая - обращение к моральному авторитету, чтобы найти выход из кризисной ситуации ("путь к спасению").

· Верификационная - определение оправданности (правильности) принятого решения.

· Легитимационная - создание рецепта морально оправданных в кризисной ситуации действий.

· Институциональная - формирование "культа героев" - образца правильного одобряемого поведения.

· Прогностическая - переоценка моральным авторитетом кризисной ситуации: она рассматривается как прецедент в ряду возможных аналогичных событий.

· Нарративная - создание моральным лидером канонической версии инцидента.

· Табу - установление моральным авторитетом новых норм поведения и возможных моральных санкций за нарушение запретов».

Особое место среди вопросов деловой этики занимает отношение человека (прежде всего, бизнесмена и менеджера) к деньгам. Традиционное экономическое определение "деньги есть универсальные товарный эквивалент" не способно отразить проблему восприятия денег и отношения к ним. В современном обществе деньги нередко воспринимаются как мерило успеха их обладателя. Стремление к богатству на самом деле нередко основано на желании самоутвердиться, достичь общественного признания, экономической независимости и свободы. Как отмечает Евгений Емельянов, "деньги вообще - проблема для бедного, а не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом".

Отсюда следует, что проблема - это не когда денег мало, а когда их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: "Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое делается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо, но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения". 

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

· Проблема "брать деньги". Когда берешь деньги в долг, то принимаешь на себя не только экономическое и правовое обязательство вернуть их, но и моральную ответственность перед человеком, который доверил их тебе. Точность и аккуратность возвращения долгов - не просто хороший тон или норма этикета, - это должно быть внутренней моральной необходимостью, потребностью, поскольку закладывает основу долгосрочных партнерских отношений, не только с кредитором, но и с другими субъектами делового мира. Психологическая неготовность человека (или группы людей) брать на себя такую ответственность нередко побуждает менеджера идти в разрез с экономическими потребностями и интересами компании. Множество этических проблем возникает при назревшей необходимости отдавать долг: история знает огромное количество аморальных поступков в подобных ситуациях.

· Проблема "давать деньги". Нередко человеку трудно отчуждать от себя с трудом заработанное богатство. Это сопряжено с психологическим восприятием отданных в долг денег как утраты, а с другой - риском возможного невозвращения долга. Этическая же сторона проблемы заключается в том, что всегда есть люди, для которых ваши деньги могут представлять собой возможность удовлетворения их потребностей, реализации их желаний: в этом случае собственнику денег предстоит решить дилемму: использовать деньги самому и оставить другого в затруднительном положении или же помочь другому, ограничив собственное потребления и возможности, взяв на себя ощущение утраты и риск невозвращения.

· "Звёздная болезнь". Часто случается так, что на гребне первых финансовых успехов человек становится невыносимо заносчив, не терпит ни малейших противоречий собственному мнению, с удовольствием при случае критикует окружающих, доказывая их полную несостоятельность, "сорит" деньгами, стремясь произвести впечатление на других, часто делает нелепые, но роскошные приобретения и т.п. При этом человек не редко теряет чувство реальности, у него возникает ощущение бесконечности своих возможностей и неограниченности открывающихся перед ним перспектив. Собственное Я ставится много выше окружающих людей и их интересов. 

А.Н. Дятлов, М.В. Плотников «Общий менеджмент: курс лекций»: «Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий способен в одиночку самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже следует ряд рекомендаций людям бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:

· Помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели).

· Выработайте привычку: все, с чем Вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для Вашего дела.

· Выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

· Будьте внимательны и объективны к "бесполезным" предложениям.

· Отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо.

· Будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенными, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.

· Не перекладывайте ответственности за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получи ли от Вас соответствующего задания или рекомендации.

· Помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.

· Чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

· Воспитывайте подчиненных ненавязчиво, но верно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу.

· Никогда не забывайте, что Ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие.

· Не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха.

· Не забывайте, что знание личных побудительных мотивов людей - одна из важнейших основ эффективного взаимодействия с подчиненными.

· Согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия.

· В общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано.

· Руководствуйтесь в работе тремя "не": не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь.

· Высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным - задержать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия.

· Будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают Вашему бизнесу.

· Помните, что человека можно оскорбить не только словом; поза, жесты, мимика часто не менее выразительны.

· Занимайтесь только теми вопросами, в решении которых Ваше участие обязательно.

· Будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если Ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к Вам - следствие Ваших несовершенств.

· Не страшитесь талантливых подчиненных.

· Предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.

· Хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз.

· Помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость - она сильно задевает людей.

· Сочувствие часто ценнее денег.

· Умейте слушать, имейте бесконечное терпение».

1.10. Деловой этикет  как особый раздел этики бизнеса.

Особым разделом этики бизнеса является деловой этикет. Этикет представляет собой порядок поведения в определенной социальной сфере - систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи, умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя и имеют некоторые национальные и корпоративные особенности. В организации этикет во многом определяется культурой взаимоотношений, традициями и стилем руководства. Существует множество литературы, посвященной различным аспектам делового этикета - от культуры речи и правил оформления делового письма до особенностей проведения деловых протоколов и приемов. Примером правил делового этикета могут быть шесть заповедей Джен Ягер:

Информация о работе Этика бизнеса