Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:42, реферат
Эмпирические философы основывались на естествознании, и поэтому не доказали существования нравственных понятий, которые можно назвать началом эволюции, Виновны в этом в большей мере философы ненаучные, спекулятивные, которые отрицали эмпирическое, естественное происхождение нравственного чувства. Они приписывали нравственному чувству сверхприродное происхождение. В связи с этим была неизбежная реакция против метафизических и мифологических понятий.
Теперь развитие этических начал начинает рассматриваться как результат естественного развития, не впадая в сверхприродную философию.
Эмпирические философы основывались на естествознании, и поэтому не доказали существования нравственных понятий, которые можно назвать началом эволюции, Виновны в этом в большей мере философы ненаучные, спекулятивные, которые отрицали эмпирическое, естественное происхождение нравственного чувства. Они приписывали нравственному чувству сверхприродное происхождение. В связи с этим была неизбежная реакция против метафизических и мифологических понятий.
Теперь развитие этических начал начинает рассматриваться как результат естественного развития, не впадая в сверхприродную философию. Теперь стало возможным изучать различные виды, участвовавшие в этом развитии и значение взаимной поддержки и сочувствия как природной нравственной силы.
Человек стремиться, с одной стороны, к общительности, с другой – к вытекающей из нее большей интенсивности жизни, а следовательно и к большему счастью и более быстрому ее прогрессу: физическому, умственному и нравственному. Такое двойственное стремление – одно из основных свойств жизни. Без этого жизнь невозможна и это ее сущность. Без этого жизнь идет на убыль. Чем глубже наука проникает в мир природы, тем более она придает эволюционистской этике философскую несомненность. Мы убеждаемся, что первые уроки защиты и самопожертвования, родительской любви и пользы общительности человек получил общаясь с миром животных. Понятия о «добродетели» и «пороке» – понятия зоологические, а не только человеческие.
Главное требование этики найти общее между противоположными чувствами человека и попытаться обобщить их. Одно из этих чувств влечет человека к подчинению себе других ради своих личных целей, а другие влекут его объединиться с другими для достижения какой-либо цели. Первые отвечают потребности борьбы, а вторые отвечают желанию единения и взаимного сочувствия.
В настоящее время главной
Этика не дает рекомендаций к действию, не предъявляет притязаний на обязательность (например, десять заповедей), она ставит перед людьми высшую цель, идеал, который вел бы их инстинктивно к действию в нужном, положительном направлении, что, в сущности, является задачей этики: призыв к лучшим инстинктам человека. Она определяет основные начала, без которых ни животные, ни человек не могли бы жить обществами. Но затем она призывает к чему-то высшему: к любви, к мужеству, к братству, к самоуважению, к жизни, согласной с идеалом. Она говорит человеку, что, если он желает жить жизнью, в которой все его силы полностью будут проявлены, то он должен отказаться от мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других, что необходимо создать такую атмосферу в обществе, чтобы человек без колебаний совершал поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью каждого в отдельности.
Должно выполняться основное
условие современной
Необходимо новое понимание нравственности. Ее элементами являются: общительность, взаимная помощь, справедливость, равенство. Эти правила доказаны наукой и проявляются еще в животном мире. Затем появляется альтруизм и самопожертвование, они составляют органическую необходимость. Таким образом, мы имеем мировой закон органической эволюции, который заключается в том, что взаимопомощь, справедливость и нравственность глубоко заложены в природе человека.
Дарвин, внеся идею развития в изучение органической жизни, открыл новую эру в философии. Он один из основателей этической школы. Основная его мысль о долге, нравственной совести, которые он объяснил с точки зрения естествознания. Дарвин рассмотрел происхождение нравственного чувства из чувства общительности, которое существует инстинктивно. Основу всех нравственных чувств он видел в общественных инстинктах, где животное находит удовольствие в обществе сотоварищей, в чувстве симпатии к ним и в выполнении для них разных услуг. Дарвин понимал чувство симпатии в смысле «чувства товарищества», «взаимной впечатлительности» – в том смысле, что на человека влияют чувства других.
Если у животных умственные способности достигнут уровня человека, также разовьется и общественный инстинкт. Неудовлетворенность этого инстинкта может привести к страданию. Дарвин писал, что каждое животное, обладающее определенными общественными инстинктами, неизбежно приобретает нравственное чувство или совесть, как только его умственные способности будут также развиты, как и у человека.
Также существуют в теории Дарвина
второстепенные положения. Развитие языка
дает возможность выражать желания
общества, «общественное» мнение становится
сильным и главным
Сначала ученый рассматривал общительность у животных, а также несколько качеств у них которые можно назвать нравственными, т.е. взаимную любовь и симпатию (сочувствие). Рассматривая человека, Дарвин заметил, что человек – это общительное существо, которое сохранило инстинктивную любовь и сочувствие к сородичам, эти чувства действуют как полусознательно двигающие инстинкты, которым помогают разум, опыт и желание одобрения со стороны других. Общественные инстинкты являются причиной личных поступков, а остальное есть результат развития разума и коллективного образования.
Дарвин пришел к заключению, что общественный инстинкт представляет собой общий источник, из которого развивались все нравственные начала. Он попытался определить научным образом, что такое инстинкт. Очень трудно было разобраться в отношениях между общественным инстинктом и инстинктами родительскими, сыновними и братскими, между симпатией с одной, и рассуждениями, опытом и подражанием – с другой стороны. Осознавая эту трудность, Дарвин был осторожен в выражениях, он писал, что чувство удовольствия от нахождения в обществе идет от родительских и сыновних привязанностей, так как инстинкт общительности, видимо, развивается от долгого пребывания детей вместе с родителями.
Общественные и родительские инстинкты тесно связаны, их развитию помогал естественный отбор, который поддерживал равновесие между ними.
Самая важная часть в этике Дарвина - объяснение нравственного сознания в человеке, его угрызений совести и чувства долга. В объяснении этих чувств больше всего сказывалась слабость всех этических теорий, в них не было найдено объяснения происхождения нравственного закона. Дарвин решает эту задачу в точки зрения естествоиспытателя: человек последовал чувству самосохранения, и не рискнул своею жизнью, ради спасения другого человека, или, будучи голодным, что-нибудь украл, чувствует себя «не по себе». В обоих случаях он повиновался естественному инстинкту, почему же он теперь думает, что следовало поступить иначе, т.е. повиноваться какому-то другому инстинкту? Он говорит, что в человеческой природе постоянно живущие общественные инстинкты берут верх над менее постоянно живущими. Совесть говорит в нас, когда мы думаем о прошлых поступках, она результат борьбы, где личный инстинкт уступает перед общественным.
Внушение совести может
Взаимная помощь – главный фактор прогрессивного развития всего животного мира, в борьбе за существование выживает тот, кто держится взаимной поддержки, а те виды, которые этого не делают, вымирают. Поэтому природа является главным учителем этики, нравственного начала для человека. Общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и животному – источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности.
19 век подошел к вопросу о нравственности с точки зрения ее постепенного развития в человечестве. Спенсер, так как и Дарвин, разработал основы этики, как науки о взаимных отношениях живых существ, которые имеют характер обязательности и поэтому долго смешивались с религией. Спенсер впервые заговорил об общительности и нравственности у животных, до этих пор его внимание было сосредоточено на «борьбе за существование», которую он понимал как борьбу каждого против всех из-за средств к жизни. Постепенно, под влиянием внешних условий жизни и развития индивидуальных способностей и усложняющейся общественной жизни, в человечестве вырабатываются более культурные формы жизни и миролюбивые привычки и нравы, ведущие к более тесному сотрудничеству. Он говорит, что важнейшие факторы такого прогресса – это симпатия и сочувствие, они ведут к развитию нравственности. Постепенно в обществе развивается справедливость. Спенсер убежден, что общество придет к состоянию, когда максимальное развитие личности будет сочетаться с наибольшим развитием общества. Цель этики Спенсера – установить правила нравственного поведения на научной основе. Для понимания поступков людей, надо рассматривать их как органическое целое, начиная с животных. Переходя от простейших животных и высшим, мы находим, что их поступки и образ жизни все более приспособляются к условиям окружающей среды, в приспособлениях имеется в виду усиление личной жизненности или усиление жизненности вида, которая тесно связана с сохранением личности по мере достижения высших форм. Забота о потомстве связана с личным сохранением и сохранением вида, забота принимает характер личной привязанности по мере перехода к высшим животным. Приспособления к внешним условиям еще не достаточно, по мере развития происходит и совершенствование форм жизни. Уменьшение борьбы за существование между людьми происходит по мере того, как военный род жизни заменяется промышленным сотрудничеством.
Спенсер утверждает, что совершенство, правдивость, добродетель всегда приводят к удовольствию, радости.
Никакая школа не может избежать того, чтобы конечной целью нравственности не признать известное состояние– как бы оно не называлось –наслаждение или счастье. Но с таким утверждением, этика, построенная на эволюции, не может полностью согласиться, так как нравственное начало это не только накопление привычек, помогающих виду в борьбе за существование. На эти вопросы Спенсер не дал ответа, спор между природной, эволюционной этикой и интуитивной (внушаемой свыше) остался у него неразрешенным.
Изучая различные системы
Спенсер встал на точку зрения утилитарной нравственности, и утверждал, что хорошее это то, что увеличивает радости, а худое – то, что их уменьшает, т.е. нравственное это увеличение радостного в жизни.
Он дает объяснение естественного происхождения основных фактов, которые входят в учение о нравственности. Это последовательность в поступках (согласованность), уравновешенность, определенность, приспособленность к разнообразной среде, полнота жизни, - это то, что мы ждем от развитого человека. Наличие этих способностей служит мерилом для нравственной оценки людей.Нравственные качества вырабатываются по мере совершенствования животного. Так же и у людей – по мере перехода от первобытного состояния к более сложным формам общественной жизни вырабатывается высший тип человека, который может развиваться только в обществе высокоразвитых людей, в полном, богатом жизнью обществе. К таким выводам приходит Спенсер, рассматривая нравственные качества с биологической точки зрения. Далее Спенсер прибавляет, что существуют удовольствия, выработавшиеся при военном строе общества, с переходом от военного строя к промышленному и мирному оценка приятного и неприятного меняется. Драка уже не доставляет удовольствия.
Сущность этики содержится в главе Спенсера о психологии, о душевных переживаниях, которые в течение развития стали нравственными. Сложные суждения человека берут верх над простыми. Нравственное чувство подразумевает не боязнь внешних последствий, а внутренних – для самого человека. Наш ум есть вместилище разных ощущений и взаимных отношений этих ощущений; и из сочетания отношений и мыслей создается наш разум. Сочетание ощущений и мыслей рождает душевное настроение. То же можно увидеть и в нравственных поступках: вор не задумывается над последствиями своего поступка, совестливый человек обдумывает их не только для себя, но и для других. Поступки образованного человека обуславливаются сложными соображениями об отдаленных целях, в этом случае соображения становятся более идеальными.
Сотрудничество и мир необходимы для процветания общества, там, где нет сотрудничества на общую пользу, высший предел развития еще не достигнут. Спенсер говорит, что та форма развития, которая к справедливости прибавляет и благотворительность, есть форма приспособления к несовершенному строю.