Этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:52, реферат

Описание работы

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.

Содержание работы

1.Этика в предпринимательстве и её аспекты………………………………..4c.
2.Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса………………….8c.
3.Управленческая этика………………………………………………………..9c.
4.Повышение показателей этичности поведения…………………………...11c.
5.Основные понятия об этикете……………………………………………...13с.
6.Список использованной литературы………………………………………22c.

Файлы: 1 файл

этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание:

1.Этика  в предпринимательстве и её  аспекты………………………………..4c.

2.Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса………………….8c.

3.Управленческая этика………………………………………………………..9c.

4.Повышение показателей этичности поведения…………………………...11c.

5.Основные понятия об этикете……………………………………………...13с.

6.Список использованной литературы………………………………………22c. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет. Эти нормы  касаются прежде всего того, как  и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.

     Без соблюдения этики делового общения  между руководителем и подчиненным  большинство людей чувствуют  себя в коллективе дискомфортно, нравственно  незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат.

     Этические нормативы делового общения и  поведения должны описывать общую  систему и правила, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются  с целью улучшить деловое общение  на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной атмосферы и определение этических  рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит  своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя стандарты этики делового общения, являющейся важным компонентом бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Этика в предпринимательстве  и её аспекты

             Эталоны и образцы поведения

  • Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.
  • Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
  • Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас придется вся ответственность.
  • Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
  • Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
  • Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.
  • Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
  • Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.
  • Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: (1) ситуацию, наличие времени для нюансов, (2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

   Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец». Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ. Вопрос лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

         Этика делового общения «снизу-вверх»

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее  важно, чем то, какие требования следует  предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий  язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно  привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно  и настроить его против себя, сделать  своим недоброжелателем.

Вот несколько  необходимых этических норм и  принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

  • Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
  • Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.
  • Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
  • Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
  • Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
  • Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

           Этика делового общения «по горизонтали»

Применительно к коллегам-управляющим следует  иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу  сотрудниками из других подразделений  — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одной организации. В этом случае они нередко являются соперниками  в борьбе за успех и продвижение  по службе. В то же самое время  это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом  случае участники делового общения  должны чувствовать себя равными  по отношению друг к другу.

Вот несколько  принципов этики делового общения  между коллегами.

  • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
  • Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
  • Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
  • Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
  • Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
 

     5 основных аспектов и вопросов  рассматриваемых в этике бизнеса:

1) Административная  ответственность

2) Этические  аспекты принятия управленческих  решений

3) Этика  и логирование

4) Вопросы  обучения этике

5) Конфликт  ценностей в организации 

Требования  к менеджеру в условиях переходного  периода

  1. Переходный  период
1) Профессионализм
2)  Менеджер должен учитывать изменения  в политической, правовой, технологич., демографич., информационной и экологической  сферах
3) Внутренняя  самостоятельность и умение рисковать
4) Должен  уметь аккумулировать информацию
5) Культивировать  плюрализм мнений
6) Умение создавать рабочие коллективы
  1. Дефицитная  экономика
1) Профессионализм
2) Выполнить  план
3) Умение  хорошо отличаться

 

 
 

     Этика предпринимательства включает 4 компонента:

1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей,  общества в целом к таким  понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность  и ответственность, терпимость.

2) Стандарты  и нормы: принципы, определяющие  действия людей, и служащие  для руководства и контроля  за их поведением (законы, кодексы).

3) Внешняя  среда: условия, в которых протекает  деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д.

4) Поведение  людей: формы деятельности людей,  ориентированные на ценности  данного общества в рамках  определенных стандартов и норм. 

Этика отвечает на следующие вопросы:

1) Что  есть добро и зло.

2) Что  неправильно и что правильно  в поведении людей в сфере  бизнеса.

3) Каковы  их мотивы и условия их этического  поведения.

4) Что  нужно делать для формирования  нравственных принципов. 

Чтобы поведение в сфере бизнеса  отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента:

1) Внутренний  контроль (моральные принципы и  сознание самого человека).

2) Внешний  контроль (законы этики, этические  кодексы, этические принципы)

3) Механизм  решения этических дилемм. Этическое  обучение. 

2. Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.

4 основных  этических категории: доверие, честность, кач-во труда и совесть.

Основная  этическая категория в бизнесе, которая связана с деньгами - доверие.

Там, где  доверие к деньгам отсутствует, сущ. особый вид сделки - бартерная  сделка (двойное совпадение потребностей)

Такой вид сделок относится к экономике  дефицита.

2-я функция  денег - учетная, связана с доверием (в нашей экономике отсутствует) 

Сущ. 2 подхода  на вопрос о существовании этики  в бизнесе:

1. Этический  релятивизм;

2. Универсальные  этические нормы. 

    В своей  работе “Игрок” Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

Информация о работе Этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии