Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие тех обстоятельств, которые способствуют или, наоборот, препятствуют формированию этики деловых отношений.
Для достижения цели будет поставлено несколько задач: изучить сущность этики деловых отношений; ознакомиться с основными принципами этики деловых отношений; исследовать этические проблемы; проанализировать коммуникативность культуры в деловом общении и дать заключение о проделанной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1.Сущность этики деловых отношений……………………………………...5
2.Основные принципы этики деловых отношений…………………………8
3.Этические проблемы деловых отношений……………………………….12
4.Коммуникативная культура в деловом общении………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

этика реферат.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

- никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);

- никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учений Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);

- никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения;

- никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);

- никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо на права личности);

- всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей-эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парсто об оптимальной сделке);

- никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

- никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той  или иной степени присутствуют и  признаются справедливыми в различных  деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип  отношений, основанный на торжестве  морально-этических принципов. Одним  из важнейших шагов в этом направлении  можно считать принятую в 1994 г. в  швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко - «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

3.Этические проблемы деловых отношений

В последние десятилетия  этическая сторона деловых отношений  как сфера научно-практического  знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания  интереса к данной области. Первое заключается  в том, что уровень этичности  в деловых отношениях остался  прежним (таким, каким он был 20-30 лет  назад), а более осведомленное  население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В  соответствии со вторым объяснением  этические стандарты в деловых  отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей  и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров  и конференций по проблемам этики  деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все  это свидетельствует о том, что  деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает  им большое значение. К важнейшим  «вечным» моральным дилеммам, перед  которыми стоят субъекты деловых  отношений, можно отнести следующие:

- соотношение целей и  средств их достижения;

- соотношение личных и  общественных интересов;

- выбор между краткосрочной  выгодой и долгосрочным результатом;

- соотношение материальных  и духовных ценностей при принятии  решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:

- отношения между организациями;

- отношения между организациями и государством;

- отношения между организациями-производителями и потребителями;

- отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

- отношения между организациями и местными сообществами;

- отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна  конкуренция, в процессе которой  обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д.

Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя  его нравственно-психологический  климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные  поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность. Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами  растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах  ровесников, а позднее - сослуживцев  или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в  таких ситуациях действительно  существует нравственная дилемма. Возникает  вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

Руководители и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать  только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в  церкви и т. д. Нередко безнравственные  решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые  исключительно честны и имеют  самые благие намерения. Современные  деловые отношения чрезвычайно  насыщены этическими проблемами. Для  их решения необходима выработка  определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному  выполнению профессиональных задач  участниками деловых отношений  и согласованию интересов деловой  сферы и общества.

 

 

 

 

 

 

4.Коммуникативная культура в деловом общении

Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области  организации взаимодействия людей  и собственно взаимодействия в деловой  сфере, позволяющие устанавливать  психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых  партнеров, направлять поведение деловых  партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной  культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные  с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. 

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Высокий уровень коммуникативной  культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;

открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооценки.

 Человек начинает лучше  понимать других, если познает  следующие аспекты собственной  личности:

- собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

- свои перспективные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

- готовность воспринимать новое во внешней среде;

- свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;

- свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;

- свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Повышение уровня коммуникативной  культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических  умений:

- психологически верно  и ситуативно обусловленно вступать в общение;

- поддерживать общение,  стимулировать активность партнера;

- психологически точно  определять «точку» завершения  общения;

- максимально использовать  социально-психологические характеристики  коммуникативной ситуации, в рамках  которой разворачивается общение;

- прогнозировать реакции  партнеров на собственные действия;

- психологически настраиваться  на эмоциональный тон собеседника;

- овладевать и удерживать  инициативу в общении;

- провоцировать «желательную  реакцию» партнера по общению;

- формировать и «управлять»  социально-психологическим настроением  партнера по общению;

- преодолевать психологические  барьеры в общении;

- снимать излишнее напряжение;

- психологически и физически  «соответствовать» собеседнику;

- адекватно ситуации выбирать  жесты, позы, ритм своего поведения;

- мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Не менее важными составляющими  коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся  к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно  выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется  богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана  с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная  сторона речевой деятельности состоит  во влиянии се на мысли, чувства и  волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную  и побудительную стороны, зависит  степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей  культуры речи в деловом общении  можно отнести:

- словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

- словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

- произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

- грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий, в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

- стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего  мира и деловой среды позволяет  говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно  помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

Информация о работе Этика деловых отношений