Этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Этика государственного служащего…………………………………………..7
1.1 Сущность профессиональной этики служащего…………………………...7
1.2 Особенности и навыки государственного служащего……………………9
1.3 Этический кодекс государственного служащего…………………………12
2 Этические требования государственного служащего………………………16
2.1 Основные положения о государственной службе………………………..16
2.2 Принципы и требования к государственному служащему………………19
3 Эффективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих……………………………………….26
3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой………..…26
3.2 Эффективное функционирование государственной службы………….…..29
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….…32

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

Этический кодекс регулирует отношения государственных служащих Российской Федерации по исполнению установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами обязанностей, ограничений, ответственности  государственных служащих.

Этический кодекс определяет свод правил добросовестного, антикоррупционного поведения государственных служащих.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного  и коррупционно опасного поведения государственных служащих, закрепления в повседневном поведении государственных служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются и принимаются этические кодексы.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов  и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.

В силу того, что в кодексе  собраны воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

- служит основой для  формирования содержания должной  морали в сфере государственной  службы;

- призван помочь государственному  служащему правильно ориентироваться  в сложных нравственных коллизиях,  ситуациях, обусловленных спецификой  его работы;

- является важным критерием  для определения профессиональной  пригодности человека к работе  в сфере государственной службы;

- выступает как инструмент  общественного контроля за нравственностью  государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное  лицо, занимающее определенное место  в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы  и конфликты, которые не всегда имеют  однозначное решение. Этический  кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться  в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих  в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного  нравственного выбора, позиции и  убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно  ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую  деятельность, избирательные права  и другие. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной  и муниципальной службы. Высшие должностные  лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более  строгими, и ответственность тем  больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы  функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком  при приеме на государственную или  муниципальную службу, в виде особого  документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком  государственной службы (переход  на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Отсюда - императивность требований к государственному служащему, соответствующий  стиль, юридические и абстрактно-специфические  термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии.

Каждый государственный  служащий должен принимать все необходимые  меры для выполнения положений этического кодекса.Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем. Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего.

Нарушение кодекса квалифицируется  как неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и влечет одно из дисциплинарных взысканий, установленных  Федеральным законом "Об основах  государственной службы Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этические требования государственного служащего

 

2.1 Основные положения  о государственной службе. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение.

После принятия в 1995 году федерального Закона "Об основах государственной  службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело  достаточно определенное содержание.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" определяет, что гражданский служащий - гражданин  Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской  службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета  или бюджета субъекта Российской Федерации. Данное законодательное  определение позволяет выделить следующие признаки гражданского служащего. Это прежде всего гражданин Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом от 31 мая 2002 года "О гражданстве  Российской Федерации" гражданство  Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданин при  поступлении на государственную  службу, кроме своего общего (конституционного) правого статуса, приобретает особый правовой статус, гражданин попадает в определенный правовой режим запретов, ограничений, связанных с государственной  гражданской службой, после издания  соответствующего правового акта о  назначении на должность.

Государственная гражданская  служба - это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его  служебная деятельность является основной работой. Государственная служба осуществляется на контрактной основе. Контракт наряду с иными актами определяет статус гражданского служащего. Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

1. Государственный гражданский  служащий - это гражданин Российской  Федерации. Иностранные граждане  или лица без гражданства не  могут быть государственными  служащими в Российской Федерации.

2. Государственный гражданский  служащий - это гражданин Российской  Федерации, взявший на себя  обязательства по прохождению  гражданской службы.

3. Гражданин приобретает  статус государственного гражданского  служащего в соответствии с  актом о назначении на должность  и со служебным контрактом.

Государственный служащий - работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с  занимаемой должностью на государственной  службе. Данное понятия возможно проанализировать в трёх аспектах:

1. с государственно - правовой  точки зрения, государственный служащий -- это «слуга» государства (его  органов), наделенный им полномочиями  различного характера и значения. Служащий представляет государство  в его многообразных взаимоотношениях  как внутри государственной администрации  (различных государственных органов  и организаций), так и во внешних  связях с другими общественными,  государственными и негосударственными  организациями. Государственный  служащий -- продукт развития общества  и государства, призванный осуществлять  государственные функции.

2. с административно-правовой  точки зрения, государственный служащий  имеет особые властные, организационно-распорядительные  полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия, и применяющий административно-правовые санкции.

3. с уголовно - правовой  точки зрения, государственный служащий -особый субъект уголовной и  административной ответственности  (государственные служащие - должностные  лица - несут ответственность за  преступления против государственной  власти и интересов государственной  службы).

Содержание правового  статуса государственных гражданских  служащих в структурном плане  должно определяться основными правами  и обязанностями. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру правового статуса  государственного гражданского служащего  и тем самым не допустить "размывания" границ этого понятия. Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами  иных субъектов права чертами (теоретическая  конструкция состава, общее назначение и другие), характеризуется рядом  особенностей, которые придают ему  качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков правового  статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках, нормативные положения  в рамках одной правовой институции. Что, в свою очередь, предполагает закрепление  наиболее важных из них в едином нормативном акте - законе, так как  большинство прав и обязанностей государственного служащего связано  с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера. Содержание правового положения  государственных служащих характеризуется  их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Таким образом, государственная  служба не является привилегией, а гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые  свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это  обусловлено тем, что этические  нормы государственного служащего  являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере  государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

Нравственным долгом и  профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к  постоянному совершенствованию, к  росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению  новых знаний. Профессиональный этический  кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.

Большинство современных  государственных служащих не имеет  образования по специальности, поэтому  можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые  поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального  переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных  служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию  первичного структурного звена всей управленческой системы российского  социума - системы государственной  службы.

 

2.2 Принципы и требования  к государственному служащему.

Этика государственного служащего  должна характеризоваться рядом  необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его  отношение к смыслу и ценностям  права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень  развития духовности и строгость  нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведу некоторые из них: порядочность, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, здравый смысл, беспристрастность, чувство долга, справедливость, совесть и так далее.

Информация о работе Этика государственного служащего