Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа
Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Этика государственного служащего…………………………………………..7
1.1 Сущность профессиональной этики служащего…………………………...7
1.2 Особенности и навыки государственного служащего……………………9
1.3 Этический кодекс государственного служащего…………………………12
2 Этические требования государственного служащего………………………16
2.1 Основные положения о государственной службе………………………..16
2.2 Принципы и требования к государственному служащему………………19
3 Эффективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих……………………………………….26
3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой………..…26
3.2 Эффективное функционирование государственной службы………….…..29
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….…32
В некоторых странах существуют
и применяются на практике кодексы
поведения государственных
Персональная ответственность
каждого должностного лица и государственного
служащего требует соблюдения таких
стандартов этического поведения, которые
от них ожидают граждане России.
Этика поведения
В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.
Государственные служащие и другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.
Одна из основных обязанностей государственного служащего и иного должностного лица - это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.
При исполнении своих обязанностей государственный служащий и иное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.
Осуществляя свою деятельность, государственный служащий и иное должностное лицо должны применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.
Государственный служащий и
иное должностное лицо обязаны не
допускать коррупционных
Если государственному служащему и иному должностному лицу предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности они обязаны принять следующие меры:
- отказаться от не должной выгоды;
- попытаться установить
личность сделавшего такое
- избегать длительных
контактов с предполагаемым
- в случае если подарок
нельзя ни отклонить, ни
- постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих коллег;
- в кратчайший срок
написать докладную о
- довести как можно
скорее этот факт до сведения
вышестоящего руководства или
прямо до компетентного
- продолжать работу в
обычном порядке, в
Когда личные интересы государственного служащего и иного должностного лица, депутата (члена) парламента вступают в противоречие с общественными интересами, каждый несет личную ответственность за разрешение возможного конфликта.
Существенное требование
п. 8 ч. 1 статьи Федерального закона «О
государственной гражданской
Следует иметь в виду,
что нормы морали, которыми руководствуются
гражданские служащие, не могут основываться
только на собственном представлении
о нравственности, ибо определяются
они и общественными
Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что оценки нравственных и этических норм и ценностей в современном российском социуме существенно разнятся, отличаются разновариантностью и субъективностью - особенно в условиях пересмотра, а то и отрицания сложившихся ранее норм и ценностей.
Следовательно, является порой затруднительным учесть значительное разнообразие возникающих поведенческих ситуаций, констатировать, что в действительности имел место поступок, порочащий честь и достоинство гражданского служащего, и тем более определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, разумеется, невозможно. И тем более отразить их нормативно.
Поэтому представляется, что только от личной моральной позиции и ценностных ориентации гражданского служащего зависит в решающей мере, считает ли он допустимым совершать поступки, которые могут быть истолкованы как порочащие его честь и достоинство.
Гражданский служащий обязан
проявлять корректность в обращении
с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 статьи
Закона представляется весьма важным
для гражданского служащего. Однако
критериев корректности законодатель
не устанавливает. Вместе с тем в
аналогичных зарубежных правовых актах
имеются подобные нормы, понимание
которых не представляет сложности.
Так, в Кодексе государственной
службы Великобритании установлено, что
государственные служащие должны стремиться
решать стоящие перед ними вопросы
благожелательно, эффективно, своевременно,
непредвзято и
Наряду с законностью
одним из важных принципов является
принцип справедливости, проявляющейся
в законном использовании властных
полномочий, защите (а не имитации ее)
прав и законных интересов граждан,
удовлетворении их социальных ожиданий.
Этический принцип
Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:
- быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
- хорошо знать предмет
собственной государственно-
- знать свои права и
обязанности, активно, в
- владеть правилами и
процедурами деятельности в
- иметь общую и
- знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.
Осуществление этого принципа
обеспечивается множеством законодательных
и иных нормативных правовых актов.
Положение государственных
Уровень профессиональной компетентности
гражданского служащего определяется
в процессе испытания при приеме
на гражданскую службу, оценки профессионализма
и компетенции, в ходе аттестации
либо квалификационного экзамена.
Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.
Глава 3.Эфективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих.
3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой.
Субстратом государственной
Нормальное и эффективное