Этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Этика государственного служащего…………………………………………..7
1.1 Сущность профессиональной этики служащего…………………………...7
1.2 Особенности и навыки государственного служащего……………………9
1.3 Этический кодекс государственного служащего…………………………12
2 Этические требования государственного служащего………………………16
2.1 Основные положения о государственной службе………………………..16
2.2 Принципы и требования к государственному служащему………………19
3 Эффективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих……………………………………….26
3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой………..…26
3.2 Эффективное функционирование государственной службы………….…..29
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….…32

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы  поведения государственных служащих и других должностных лиц.

Персональная ответственность  каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких  стандартов этического поведения, которые  от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность  является выражением общественного  доверия и по результатам его  работы формируется отношение граждан  к государству в целом.

В целях поддержания и  защиты авторитета государства и  уважения к его служащим со стороны  общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют  его статусу.

Государственные служащие и  другие должностные лица должны соблюдать  общие принципы поведения, которые  применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные  с их служебным положением этические  нормы.

Одна из основных обязанностей государственного служащего и иного  должностного лица - это обязанность  следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и  ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных  лиц, партий, организаций, нести ответственность  за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать  действия, которые противоречили  бы этой обязанности.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий и иное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Осуществляя свою деятельность, государственный служащий и иное должностное лицо должны применять  наиболее эффективные и экономичные  способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и  экономно персоналом и вверенным  ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они  не должны использоваться для частных  целей, за исключением случаев, разрешенных  законом.

Государственный служащий и  иное должностное лицо обязаны не допускать коррупционных отношений  при исполнении своих должностных  обязанностей, вскрывать случаи коррупции  при их обнаружении.

Если государственному служащему  и иному должностному лицу предлагается не должная выгода, то с целью  обеспечения своей безопасности они обязаны принять следующие  меры:

- отказаться от не должной  выгоды;

- попытаться установить  личность сделавшего такое предложение;

- избегать длительных  контактов с предполагаемым взяткодателем;

- в случае если подарок  нельзя ни отклонить, ни возвратить  отправителю, он должен храниться  по возможности с минимальны  использованием;

- постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих  коллег;

- в кратчайший срок  написать докладную о коррупционной  попытке, предпочтительно занеся  ее в официальный регистрационный  журнал;

- довести как можно  скорее этот факт до сведения  вышестоящего руководства или  прямо до компетентного правоохранительного  органа;

- продолжать работу в  обычном порядке, в особенности  с делом, в связи с которым  была предложена не должная  выгода. Государственный служащий  и иное должностное лицо не  должны допускать, чтобы их  частные интересы сталкивались  с их публичными должностными  обязанностями. На них лежит  ответственность за то, чтобы  не допускать таких конфликтов, какими бы они ни были - реальными  или потенциальными. Во всех случаях  из своего официального положения государственный служащий и иное должностное лицо не должны извлекать не причитающуюся им личную выгоду.

Когда личные интересы государственного служащего и иного должностного лица, депутата (члена) парламента вступают в противоречие с общественными  интересами, каждый несет личную ответственность  за разрешение возможного конфликта.

Существенное требование п. 8 ч. 1 статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе»  к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что  он не должен совершать поступки, порочащие  его честь и достоинство. Для  этого он должен соблюдать нормы  служебной, профессиональной этики  и правила делового поведения, всегда вести себя так, чтобы содействовать  созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять  веру граждан в честность, беспристрастность  гражданского служащего и эффективность  работы представляемого им органа. С другой стороны, для того чтобы  правильно ориентироваться при  выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих  различных жизненных ситуаций, руководствоваться  при этом устоявшимися нравственными  стандартами.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются  гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении  о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями  о поведении государственных  служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более  высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан. Критерии оценки поведения гражданских служащих должны быть более взыскательными, чем обычные устоявшиеся представления  о нравственности.

Кроме того, нельзя не принимать  во внимание, что оценки нравственных и этических норм и ценностей  в современном российском социуме  существенно разнятся, отличаются разновариантностью и субъективностью - особенно в условиях пересмотра, а то и отрицания сложившихся ранее норм и ценностей.

Следовательно, является порой  затруднительным учесть значительное разнообразие возникающих поведенческих  ситуаций, констатировать, что в  действительности имел место поступок, порочащий честь и достоинство  гражданского служащего, и тем более  определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение  данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, разумеется, невозможно. И тем более  отразить их нормативно.

Поэтому представляется, что  только от личной моральной позиции  и ценностных ориентации гражданского служащего зависит в решающей мере, считает ли он допустимым совершать  поступки, которые могут быть истолкованы  как порочащие его честь и  достоинство.

Гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении  с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 статьи Закона представляется весьма важным для гражданского служащего. Однако критериев корректности законодатель не устанавливает. Вместе с тем в  аналогичных зарубежных правовых актах  имеются подобные нормы, понимание  которых не представляет сложности. Так, в Кодексе государственной  службы Великобритании установлено, что  государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы  благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно, а в Законе о федеральных чиновниках ФРГ установлено, что чиновник, в  частности, должен иметь необходимые  для административного работника  черты характера. Таким образом, вполне можно считать, что корректность предполагает вежливое (соблюдение правил приличия), тактичное и толерантное (поведение с чувством меры, с  соблюдением такта и выдержки), доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и  подчиненным.

Наряду с законностью  одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся  в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда  не дискриминировать одних путем  предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств  людей и так далее.Из положений Федерального закона «О государственной гражданской службе», предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела.

Принцип профессионализма и  компетентности обязывает государственных  гражданских служащих:

- быть постоянно готовыми  к осуществлению должностных  правомочий;

- хорошо знать предмет  собственной государственно-служебной  деятельности;

- знать свои права и  обязанности, активно, в полной  мере и качественно осуществлять  функции и полномочия, предусмотренные  законодательством должностными  положениями и инструкциями;

- владеть правилами и  процедурами деятельности в органах  государственной власти;

- иметь общую и профессиональную  подготовку;

- знать юридические и  нравственно-этические нормы в  сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных  и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских  служащих в значительной степени  зависит от них самих, поэтому  они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей  профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего определяется в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран.Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».

Таким образом, необходимость  повышения этического уровня государственных  служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Глава 3.Эфективность и проблемы, применяемых этических норм и  правил у Российских государственных  служащих.

 

3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой.

Субстратом государственной власти является корпус государственной службы. Именно он должен обеспечивать эффективное  функционирование власти. Вместе с  тем, этот корпус представляет собой  слепок всего российского общества и задает модельный образ действия для отдельных индивидов групп  и социальных институтов. В настоящее  время в действиях этого корпуса  наблюдаются различные феномены, которые оказывают влияние на эффективность функционирования государственной  власти.

Нормальное и эффективное функционирование современного общества, как зафиксировано  в документе «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», связано с  «построением демократического правого  федерализма» (как условия развития и самого общества и его индивидов) и «требует создания адекватной …  целостной системы государственной  службы». Несмотря на то, что в настоящее  время в нашей стране сложились  необходимые юридические основы функционирования института государственной  службы, он продолжает испытывать ряд  проблем, которые могут быть сгруппированы  следующим образом Концепции  реформирования системы государственной  службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации  от 15 августа 2001 г., № 1496.:

Информация о работе Этика государственного служащего