Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель работы рассмотреть этику ХХ века, этику на рубеже веков.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты этики ХХ века, этику на рубеже веков.
Составить Кодекс этики социального работника и социального педагога.
Нарушение
конфиденциальности возможно только в
условиях непосредственной опасности
для клиента: для его жизни, здоровья, материального
благополучия, психического состояния.
При этом нарушение конфиденциальности
должно сопровождаться предварительным
извещением клиента о вынуждающих к этому
условиях, об обязанностях и ответственности
социального работника и социального
педагога.
3.4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях
Соблюдение
принципа защиты прав клиента обусловливают
обязанность социального
Социальный работник и социальный педагог ответственны за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации.
Информирование
клиента необходимо в целях создания
благоприятных условий для
Кроме того, недостаток информации может отрицательно сказаться и на качестве принимаемого клиентом решения, так как он, не зная всех обстоятельств и фактов, может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, противоположному цели социальной работы и его личным интересам. Учитывая, что в социальной и социально-педагогической работе решаются вопросы, связанные с судьбой человека, с гармонизацией его отношений с обществом, с улучшением условий его жизнедеятельности, клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.
Учитывая, что взаимодействие человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (социума) строится на основании партнерских отношений, то каждый из них, в том числе, клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этого взаимодействия, а, значит и правом на инициативу, уважение достоинства и полноту информации.
Социальные работники и социальные педагоги должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью.
Если
такой конфликт возникает, они должны
объявить об этом и принять необходимые
меры, гарантируя, что это не принесет
ущерб профессиональным отношениям.
Социальные работники и социальные
педагоги должны помогать отдельному
человеку, семьям, группам и сообществам
находить пути для взаимоприемлемого
решения возникающих проблем или согласования
и уравновешивания конфликтующих или
конкурирующих потребностей и интересов.
3.5.
Ответственность социального работника
и социального педагога за результаты
своей деятельности
Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
Социальный
работник (социальный педагог) несет
ответственность и перед
Социальный
работник (социальный педагог) несет ответственность
и перед собой и своей семьей. Постоянное
его участие в разрешении множества проблем
своих клиентов, проживание вместе с ними
их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно
приводит к профессиональному «выгоранию»,
снижению порога эмоциональной восприимчивости,
ослаблению эмпатии, развитию цинизма.
Каждый социальный педагог и социальный
работник обязан уметь защищать себя и
в личных интересах, и в интересах своих
клиентов.
Социальные педагоги и социальные работники
несут ответственность и перед своей профессией,
повышая ее престиж, социальный статус
в обществе, значимость в межличностном
и межгрупповом общении в различных видах
и типах социума, обеспечивая ее притягательность
для молодежи и интеграцию молодых специалистов
в профессии социального работника и социального
педагога.
При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника (социального педагога) вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального работника и социального педагога их личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.
Порядочность
социального педагога и социального
работника является весьма важным принципом
в связи с необходимостью обеспечить
баланс интересов, как своих личных, так
и интересов клиента и его социального
окружения; профессионального сообщества
социальных работников и социальных педагогов,
общества в целом. Интересы одних не могут
превалировать над интересами других,
реализовываться в ущерб кому-либо.
Личная порядочность социального педагога
и социального работника заключается
в обеспечении разумного баланса, в гармонизации
интересов всех заинтересованных сторон,
умении предотвратить установление приоритета
одних над другими, в том числе - приоритета
общества над интересами клиента и наоборот,
своих личных интересов над интересами
клиента или общества.
Важным условием социальной работы является
бескорыстие социального работника и
социального педагога. Социальные работники
и социальные педагоги делают для своего
клиента все, что, по их мнению, необходимо
для разрешения проблемы.
Социальные
работники и социальные педагоги,
являясь представителями
Социальный работник и социальный педагог не должны поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.
Доброжелательность
присутствует на всех этапах взаимодействия
социального работника и
Личная порядочность социального педагога
и социального работника гарантирует
качество и эффективность их профессиональной
деятельности и обеспечивает выполнение
ими требований международного и национального
Кодексов этики социального работника
и социального педагога.
Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;
б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач;
в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;
г) принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;
д) критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности:
е) в доходчивой форме разъясняют окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной и социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.
Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему.
б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывают помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп;
в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;
г)
минимизируют использование юридических,
психологических, экономических или
других видов принуждения; в случаях,
когда такое принуждение
д)
отвергают любые формы
Социальный работник и социальный педагог:
а)
с уважением относятся к
б) уважают различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях;
в) защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;
г)
следуют советам и
Социальный работник и социальный педагог:
а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального работника и социального педагога;
б)
придерживаются своих обязательств,
данных взаимодействующим
в) развивают командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной и социально-педагогической работы, оберегают рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.
Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, отметим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.