Категории «Честь» и «Достоинство» и их социально-историческое понимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом выражается в понятиях Чести и Достоинства. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Содержание работы

Введение. 3
Об истоках идеи защиты человеческого достоинства. 4
Что такое достоинство? 5
Что такое честь? 10
Взаимосвязь чести и достоинства. 12
Заключение: 17
Список использованной литературы: 18

Файлы: 1 файл

контрольная по этике.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ.

 

 

 

Алтайский  институт экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

        «Этика и эстетика»

Категории «Честь» и «Достоинство»  и их социально-историческое

понимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент: гр.6531

 

       Проверила: 

 Оценка:    ______________

                                                                Подпись   ________

 

 

 

 

2012г.

 

Оглавление

Введение. 3

Об истоках идеи защиты человеческого достоинства. 4

Что такое достоинство? 5

Что такое честь? 10

Взаимосвязь чести и достоинства. 12

Заключение: 17

Список использованной литературы: 18

 

 

 

Введение.

 

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек  не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие  оценки выносятся его поступкам  и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди  других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с  обществом выражается в понятиях Чести и Достоинства. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

 

Об истоках  идеи защиты человеческого достоинства.

 

Люди всегда хотели жить в обществе, основанном на принципах добродетели  и чести. Представления о чести  и достоинстве личности, начавшие формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества, конечно  же, претерпевали изменения в ходе исторического развития, отличались у разных народов и в разных культурах.

Человечество начало свою историю  с признания ценности не отдельной  личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и  поддерживать ее члены. В те далекие  времена люди не выделяли себя из племени, рода. Оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. На этой основе возник обычай кровной  мести. Но именно в условиях первобытнообщинного  строя начали формироваться элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве  личности.

Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление  на "своих" и "чужих" являлось первичным клише для оценки человека. "Чужой" человек в архаической  культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких  достоинств. Принадлежность же к "своим" позволяла человеку добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В рабовладельческом обществе возникают  представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации  человеческого сообщества, поэтому  в Древнем мире понятие чести  как возвышение в своей среде  оказывается доминирующим. Однако памятники  древнеегипетской культуры свидетельствуют, что и в рабовладельческом  обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности, чести и достоинства  человека .

Древнейшие правовые акты предусматривали  суровые наказания за клевету  и оскорбление. Так, в Законе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) записано: "Если человек станет обличать под клятвою человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить". Там же говорится: "Если человек протянет палец (обвинит в дурном поведении) против энтум (жрицы) или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно подвергнуть перед судьями, а также обрить ему виски (выбрить знак рабства)".

 

Что такое достоинство?

 

Мы можем, конечно, понимать под  достоинством – стоимость, цену: «монета  достоинством в пять копеек». Такое  достоинство в принципе относительно, всегда должно быть бóльшим или меньшим, и то, что обладает этим достоинством – в принципе заменимым, – пригодным к обмену на что-либо равноценное. Идеальное выражение этой заменимости – деньги. Что до человека, то ему может быть жаловано достоинство генерала (и тогда, скажем, на его вызволение из бандитского плена будут брошены огромные силы и средства), а может быть – рядового (и в этом случае обойдутся средствами менее значительными)...

Пусть далеко не каждый умеет быть на высоте своего достоинства, но, как  право, оно абсолютно в каждом. И это открыто чувству –  чувству собственного достоинства.

 Как оно проявляется? –  Как сознание своих естественных  прав в каждой ситуации (иначе  именуемое правосознанием), предполагающее, ясно, те же права за другими,  то есть налагающее и обязанности.

 

Но то, что чувствует без всяких объяснений всякий достойный человек  – это что ни один по-настоящему ценный предмет и в особенности  ни один субъект в принципе не заменимы; испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств. И даже не говоря о человеке и совершенно независимо от нужности всего перечисленного лично нам, и в картине, в которую вложена душа художника, и в растении, и в животном мы ощущаем и уважаем их жизнь – их самоценное. Для нас это самоценное есть ценность, – в отличие от цены нечто абсолютное, – понятие, значащее по-своему то же, что святыня. Пусть далеко не всегда мы можем блюсти эту святыню живого – уже потому, что созданы плотоядными, – но, переступая ее даже вынужденно и даже в самом малом, не можем не испытывать хоть какого-то внутреннего сопротивления.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся  в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И  только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

 

Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси это

а) цена и

б) бесценное, абсолютное, святое; и  когда дело касается человека, достоинство  – это, конечно же, только и исключительно  святое.

 Нечего и говорить, что генерал  в этом плане вполне равен  рядовому, потому что оба прежде всего люди . Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.

Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?

Человеческое достоинство –  это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической  особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает  человеческое достоинство (точно так  же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме  этой общей со всеми сферы, в которой  биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более  или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной  и «другой» – это ее внутренний мир . Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно . Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

 

Что такое личное достоинство?

 

Итак, личное достоинство – это  абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней  свободы от любого рода физического  насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального  внутреннего естества, требующего свободы  внутренней, от любого рода насилия  морального.

 

Среда обитания личности – другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде  и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и  отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного и непросматриваемого внутреннего мира. И вход, и взгляд в него без приглашения – вторжение, насилие; между прочим, даже близкие люди – это те, кого личность сама посвящает в этот свой мир. Не исключение, конечно, и дети: сколько конфликтов из-за того, что им хотят как лучше, а они – по-своему... Но это тема особая.

 

И еще одно. Наше определение человеческого  или личного достоинства останется  все- таки не до конца внятным, если не указать на то, что, кроме прямого  насилия или вторжения в его  сферу, в любой социальной среде  его искушает, оскорбляет или прямо  отрицает. Именно, это идея статуса. Мы говорили: ценности во всем противостоит цена. Итак, достоинство – это  неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, в отличие от той определенной «цены», которую  ему назначает и переназначает  общество. Насколько абсолютное выше относительного, настолько звание человека выше звания дворянина, великого художника  или ученого, даже героя, и в той  же самой мере это звание не может  быть посрамлено состоянием крепостного, должностью золотаря или характеристикой  недотепы. Бесконечное больше любого конечного всегда ровно на бесконечность... В общем, человеческое достоинство во всем автономно от иерархического социального «достоинства», и еще потому его точный синоним – личное.

 

Что такое чувство собственного достоинства?

 

 Отличая собственно личное  достоинство от вообще человеческого,  «физического», невозможно не  наткнуться на следующее: оно  появляется будто бы лишь тогда... когда его начинают чувствовать! 

 

Нет, – спешу оговориться, –  конечно же, святыня человека, как  святыня, абсолютна в каждом, и  остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам  человек, ощущает ее он сам или  не ощущает. Если чья-то душа спит или  даже усыплена им искусственно, это  не значит, что ее нет вовсе; а  стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом – скажем, он поступается им ради каких-то выгод  – все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем  существует, и свято, и нисколько  не умалено для нас. Это уже  не его – а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно  лишить свободы (по сути, лишает свободы  он себя сам), – но не бить и даже не обращаться к нему на ты; как о женском достоинстве проститутки можно сожалеть, но не пользоваться тем, что она сама его в себе предала – не прибегать к ее услугам...

 

Короче говоря, человеческое достоинство  включает в себя и личное – хотя бы как его святую возможность, которая  и должна быть уважаема, или как право , которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

 

Итак. Чувство собственного достоинства  – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство  человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.

 

А есть понятие :гражданское достоинство,что это такое?

 

В древности звание («достоинство») гражданина данного государства  означало его право на покровительство  со стороны этого государства, его  законов; так, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, не гражданина – раба или иноземца – в принципе можно; раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца –  статус чьего-то гостя. Плюс еще, в отдельных  случаях, минимум сострадательности.

С тех пор «гражданское достоинство» накрепко ассоциируется с готовностью  человека отстаивать свои законные права, – и ассоциируется в общем правильно.

Духовный прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства  те великие коррективы, что законные права стали пониматься как права  естественные, то есть определяемые не государственной властью, а исключительно  самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого  и абсолютного человеческого достоинства . То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признаваемо законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты. Правосознание – это именно сознание естественных прав.

Так вот, гражданское достоинство  человека – это его чувство  собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства; это правосознание, как глубоко личное чувство своих  и чужих объективных естественных прав, полный и точный кодекс которых  диктует каждому не что иное, как  его чувство собственного достоинства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это  готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство. Гражданское достоинство  – противоположность рабской  психологии.

Информация о работе Категории «Честь» и «Достоинство» и их социально-историческое понимание