Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:55, контрольная работа
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом выражается в понятиях Чести и Достоинства. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.
Введение. 3
Об истоках идеи защиты человеческого достоинства. 4
Что такое достоинство? 5
Что такое честь? 10
Взаимосвязь чести и достоинства. 12
Заключение: 17
Список использованной литературы: 18
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ.
Алтайский институт экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Этика и эстетика»
Категории «Честь» и «Достоинство» и их социально-историческое
понимание.
Выполнила студент: гр.6531
Проверила:
Оценка: ______________
2012г.
Оглавление
Введение. 3
Об истоках идеи защиты человеческого достоинства. 4
Что такое достоинство? 5
Что такое честь? 10
Взаимосвязь чести и достоинства. 12
Заключение: 17
Список использованной литературы: 18
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом выражается в понятиях Чести и Достоинства. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.
Люди всегда хотели жить в обществе, основанном на принципах добродетели и чести. Представления о чести и достоинстве личности, начавшие формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества, конечно же, претерпевали изменения в ходе исторического развития, отличались у разных народов и в разных культурах.
Человечество начало свою историю
с признания ценности не отдельной
личности, а социальной общности (рода,
общины, семьи), благоденствие и нравственный
статус которой должны охранять и
поддерживать ее члены. В те далекие
времена люди не выделяли себя из племени,
рода. Оскорбление человека, принадлежащего
к какому-либо роду, воспринималось
как оскорбление всего рода. На
этой основе возник обычай кровной
мести. Но именно в условиях первобытнообщинного
строя начали формироваться элементарно-
Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на "своих" и "чужих" являлось первичным клише для оценки человека. "Чужой" человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к "своим" позволяла человеку добиваться высокого статуса в среде соплеменников.
В рабовладельческом обществе возникают представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, поэтому в Древнем мире понятие чести как возвышение в своей среде оказывается доминирующим. Однако памятники древнеегипетской культуры свидетельствуют, что и в рабовладельческом обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности, чести и достоинства человека .
Древнейшие правовые акты предусматривали суровые наказания за клевету и оскорбление. Так, в Законе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) записано: "Если человек станет обличать под клятвою человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить". Там же говорится: "Если человек протянет палец (обвинит в дурном поведении) против энтум (жрицы) или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно подвергнуть перед судьями, а также обрить ему виски (выбрить знак рабства)".
Мы можем, конечно, понимать под достоинством – стоимость, цену: «монета достоинством в пять копеек». Такое достоинство в принципе относительно, всегда должно быть бóльшим или меньшим, и то, что обладает этим достоинством – в принципе заменимым, – пригодным к обмену на что-либо равноценное. Идеальное выражение этой заменимости – деньги. Что до человека, то ему может быть жаловано достоинство генерала (и тогда, скажем, на его вызволение из бандитского плена будут брошены огромные силы и средства), а может быть – рядового (и в этом случае обойдутся средствами менее значительными)...
Пусть далеко не каждый умеет быть на высоте своего достоинства, но, как право, оно абсолютно в каждом. И это открыто чувству – чувству собственного достоинства.
Как оно проявляется? –
Как сознание своих
Но то, что чувствует без всяких объяснений всякий достойный человек – это что ни один по-настоящему ценный предмет и в особенности ни один субъект в принципе не заменимы; испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств. И даже не говоря о человеке и совершенно независимо от нужности всего перечисленного лично нам, и в картине, в которую вложена душа художника, и в растении, и в животном мы ощущаем и уважаем их жизнь – их самоценное. Для нас это самоценное есть ценность, – в отличие от цены нечто абсолютное, – понятие, значащее по-своему то же, что святыня. Пусть далеко не всегда мы можем блюсти эту святыню живого – уже потому, что созданы плотоядными, – но, переступая ее даже вынужденно и даже в самом малом, не можем не испытывать хоть какого-то внутреннего сопротивления.
Достоинство - это, прежде всего, внутренняя
уверенность в собственной
Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси это
а) цена и
б) бесценное, абсолютное, святое; и когда дело касается человека, достоинство – это, конечно же, только и исключительно святое.
Нечего и говорить, что генерал в этом плане вполне равен рядовому, потому что оба прежде всего люди . Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.
Что такое человеческое достоинство?
Есть ли оно синоним личного
Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир . Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно . Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.
Что такое личное достоинство?
Итак, личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.
Среда обитания личности – другие
личности; учитывать интересы других
составляет и собственный интерес,
и долг каждой из них; в этой-то среде
и на этих условиях личность обнаруживает,
определяет естественные границы и
отстаивает святыню своего независимого,
неподконтрольного и
И еще одно. Наше определение человеческого
или личного достоинства
Что такое чувство собственного достоинства?
Отличая собственно личное
достоинство от вообще
Нет, – спешу оговориться, –
конечно же, святыня человека, как
святыня, абсолютна в каждом, и
остается такой вполне независимо даже
от того, как распорядится ей сам
человек, ощущает ее он сам или
не ощущает. Если чья-то душа спит или
даже усыплена им искусственно, это
не значит, что ее нет вовсе; а
стало быть, есть и ее достоинство.
Пусть достоинство некоего
Короче говоря, человеческое достоинство включает в себя и личное – хотя бы как его святую возможность, которая и должна быть уважаема, или как право , которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.
Итак. Чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.
А есть понятие :гражданское достоинство,что это такое?
В древности звание («достоинство») гражданина данного государства означало его право на покровительство со стороны этого государства, его законов; так, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, не гражданина – раба или иноземца – в принципе можно; раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца – статус чьего-то гостя. Плюс еще, в отдельных случаях, минимум сострадательности.
С тех пор «гражданское достоинство» накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, – и ассоциируется в общем правильно.
Духовный прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства те великие коррективы, что законные права стали пониматься как права естественные, то есть определяемые не государственной властью, а исключительно самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого и абсолютного человеческого достоинства . То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признаваемо законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты. Правосознание – это именно сознание естественных прав.
Так вот, гражданское достоинство
человека – это его чувство
собственного достоинства, отстаивающее
себя в государстве и, если надо,
от самого государства; это правосознание,
как глубоко личное чувство своих
и чужих объективных
Информация о работе Категории «Честь» и «Достоинство» и их социально-историческое понимание