Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа
Актуальность выбранной темы. Государственная гражданская служба, выступая в качестве института служения государству и обществу, должна решать проблемы социальной стабилизации, экономического развития, духовного оздоровления общества, должна быть гарантом построения правового государства. В связи с возникшей необходимостью преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, формирования современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего проблемы социально-экономического и общественного развития, особое значение приобретает разработка механизмов формирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.
Введение …………………………………………………………….…… 3 – 4
1. Этический кодекс: понятие, роль и место в регуляции деятельности государственного служащего ……………………………………………..…… 4 – 15
2. Этическое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих (пример Саратовской области) ………..……… 15 – 21
Заключение ……………………………………………………...…….. 22 – 23
Список использованной литературы …………………………………24 – 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа №1
по курсу Этика управления и государственной службы
на тему: «Кодекс этики государственного или муниципального служащего».
Работу выполнил Никишанова Людмила Викторовна
студент 5 курса
заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
социологического факультета СГУ
группа № 526 город Пугачев)
дата сдачи работы в учебную часть « 7 » апреля 2014 г.
Работу проверил Абросимова Майя Евгеньевна
оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________
Содержание
Введение …………………………………………………………….…… 3 – 4
1. Этический
кодекс: понятие, роль и место
в регуляции деятельности
2. Этическое
регулирование деятельности
Заключение ……………………………………………………...…….. 22 – 23
Список использованной литературы …………………………………24 – 25
2
Введение
Актуальность выбранной темы. Государственная гражданская служба, выступая в качестве института служения государству и обществу, должна решать проблемы социальной стабилизации, экономического развития, духовного оздоровления общества, должна быть гарантом построения правового государства. В связи с возникшей необходимостью преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, формирования современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего проблемы социально-экономического и общественного развития, особое значение приобретает разработка механизмов формирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.
Общественное доверие к государственным гражданским служащим является фундаментальным условием эффективного государственного управления. Нравственные стандарты поведения государственных служащих становятся ведущим фактором, определяющим качество и эффективность государственного управления.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных служащих, лишь частично решают проблему поддержания должной морали государственных служащих. Одного этого механизма на сегодняшний день оказывается недостаточно. Правовой системой закрепляются лишь ключевые требования морали, разделяемые гражданами. Вместе с тем большую роль играют как раз личностные моральные регуляторы, от которых зависит внутренняя мотивация государственных служащих сохранять и передавать в опыте профессиональной деятельности высоконравственный образ поведения. Становление нового типа российской государственной службы в решающей степени зависит от того мотивационного ресурса, который определен моральным самосознанием государственных служащих, – его нравственными убеждениями и стандартами поведения.
3
Одним из ключевых направлений реформирования государственной службы является изменение нравственной культуры чиновников через введение в действие ряда этических регуляторов, таких, как кодексы этики и механизмы, направленные на их внедрение и реализацию. Изучение проблем воздействия на моральное самосознание государственных служащих в Российской Федерации, а также подобного опыта в зарубежных странах позволяет лучше понять особенности регламентации норм морали, определить сущность, принципы разработки и формы функционирования кодексов этики.
Таким образом, встает вопрос о том, какими средствами, формами можно добиться необходимой эффективности в процессе формирования должной нравственности, как можно управлять процессом внедрения и применения этических кодексов на государственной службе. Именно поэтому актуальным является исследование места и роли данных документов в системе управления нравственным развитием работников госаппарата.
Объект работы – система управления нравственным развитием государственных гражданских служащих.
Предмет работы – этические кодексы в системе управления нравственным развитием государственных гражданских служащих.
Целью контрольной работы является выявление места и роли этического кодекса в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) исследовать
сущность, роль и место кодекса
этики в деятельности
2) выявить
роль этического регулирования
деятельности государственных
4
1. Этический кодекс: понятие, роль и место в регуляции деятельности государственного служащего
Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики1:
1Котельникова В.Н. Модель государственного служащего XXI века: подходы и пути формирования. Сыктывкар, 2011.
5
Все эти требования делятся на две подгруппы.
Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель -руководитель).
Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.
Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.
Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так еще в XX в. до н.э. в Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.1
Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали
1Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. - М: ГУУ, 2010.
6
исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.
Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.
Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать.
Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма
7
сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.1
Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. Честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.
Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное
1Луганский К.Ф. Этика государственных служащих. - Ростов н/Д, Миф, 2012.
8
достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.
Для регламентации правил и принципов поведения человека в сфере его служебной деятельности в РФ принят Типовой – кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих.1 Данный кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц2, Модельного кодекса поведения для государственных служащих3, Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств)4, федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»5, от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»6, от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»7, других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных
Информация о работе Кодекс этики государственного или муниципального служащего