Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа
Актуальность выбранной темы. Государственная гражданская служба, выступая в качестве института служения государству и обществу, должна решать проблемы социальной стабилизации, экономического развития, духовного оздоровления общества, должна быть гарантом построения правового государства. В связи с возникшей необходимостью преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, формирования современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего проблемы социально-экономического и общественного развития, особое значение приобретает разработка механизмов формирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.
Введение …………………………………………………………….…… 3 – 4
1. Этический кодекс: понятие, роль и место в регуляции деятельности государственного служащего ……………………………………………..…… 4 – 15
2. Этическое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих (пример Саратовской области) ………..……… 15 – 21
Заключение ……………………………………………………...…….. 22 – 23
Список использованной литературы …………………………………24 – 25
Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению
1«Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области».
2«Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области».
16
авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления Саратовской области (далее – органы местного самоуправления области) и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
В кодексе собраны все требования к чиновнику – от его внешнего вида до поведения на работе и вне ее. При этом в документе прямо не сказано, что служащий неукоснительно должен соблюдать все положения нового кодекса. Составители обошлись расплывчатой формулировкой: чиновнику нужно всего лишь «принимать все меры для соблюдения положений кодекса». То есть он очень должен постараться, соответствовать.
Кодекс этики «должен укрепить авторитет госслужащих и доверие людей к органам власти, а также повысить эффективность выполнения чиновниками своих обязанностей!
Кодекс служебной этики гражданских служащих разработан в целях повышения доверия общества к государственным органам Саратовской области, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений и коррупции на государственной гражданской службе Саратовской области.
В процессе служебной деятельности гражданский служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо. Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Кодекс служебной этики гражданских служащих призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных
17
ситуациях.
Вместе с тем, в Кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности. Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную гражданскую службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы гражданского служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного гражданского служащего.
В Кодексе отсутствуют требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц и гражданских служащих государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
Особое внимание в Кодексе служебной этики уделяется понятию этического конфликта. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. Этическая неопределенность возникает в том случае, когда гражданский служащий не может определить степень соответствия своего поведения основным принципам служебной этики.
Неотъемлемой составной частью Кодекса является его антикоррупционная направленность. В Кодексе служебной этики описываются
18
признаки наличия конфликта интересов, рекомендуются дополнительные меры по его предупреждению и т.п. Меры по противодействию коррупции в государственных органах установлены законодательно. Вместе с тем, как сказал Президент Российской Федерации В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, «нетерпимость к коррупции должна стать частью нашей общенациональной культуры».1
Именно поэтому в Кодексе рассматривается этическая составляющая обязанности гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Саратовской области, включенную в перечень, установленный нормативным правовым актом Саратовской области, – представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Она заключается в том, что источники доходов не могут составлять тайны. Гражданский служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат.
Нарушения гражданским служащим норм служебной этики, установленных Кодексом, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Круг вопросов, который может быть предметом работы данных комиссий, шире, чем разрешение только конфликтов интересов в их чистом виде. Данные комиссии создаются также для контроля соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих.
Кроме того, вопросы нарушения Кодекса служебной этики гражданских служащих могут рассматриваться на общих собраниях трудовых коллективов государственных органов, которые в случае подтверждения факта нарушения
1Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. // Российская газета. 2012 г., № 93.
19
могут вынести общественное предупреждение или общественное порицание.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета государственной власти Саратовской области, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.
Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Саратовской области:
Кодекс служебной этики гражданских служащих Саратовской области является составной частью системы антикоррупционных мер, дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. Путин назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. «Очевидно, что борьба с ней, – сказал Президент Российской Федерации, – должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла».1
Национальный план борьбы с коррупцией на 2013 год, способен сильно испортить настроение государственным служащим. Особенно тем, в чьих
1Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. // Российская газета. 2012 г., № 93.
20
доходах есть коррупционная составляющая. План борьбы предусматривает принятие закона о контроле за расходами госслужащих. Теперь чиновники должны будут отчитываться о крупных сделках, например о покупке недвижимости. И если госслужащий не сможет внятно объяснить происхождение денег, истраченных на дорогие покупки, его уволят, а приобретенное имущество конфискуют.
21
Заключение
В заключении необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что сегодня обостряется противоречие между устаревшими средствами управленческой деятельности и объективными требованиями современного этапа развития российского общества. В условиях отмены партийного руководства государственным аппаратом существенно повысился уровень его самостоятельности. На государственных служащих зачастую возлагается не только обязанность проводить в жизнь, принимаемые государством решения, но и несвойственная им обязанность принимать эти решения. В связи с чем нравственная составляющая деятельности госслужащих приобретает еще большую актуальность.
По результатам проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
22
Кодексы поведения государственных служащих, закрепленные в нормативных актах стандарты поведения государственных служащих являются одной из важнейших составных частей этической инфраструктуры.
Этические стандарты призваны помогать государственным служащим, определять, какие моменты в их деятельности являются наиболее проблемными с этической точки зрения, и, следовательно, требуют повышенного внимания.
Они помогут намечать способы решения этических проблем, возникающих в процессе повседневного исполнения служебных обязанностей и в целом, должны способствовать формированию определенного стиля поведения государственного служащего, соответствующего ценностям и принципам государственной службы и ожиданиям общества.
23
Список использованной литературы
24
Информация о работе Кодекс этики государственного или муниципального служащего