Кодекс этики государственного или муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Государственная гражданская служба, выступая в качестве института служения государству и обществу, должна решать проблемы социальной стабилизации, экономического развития, духовного оздоровления общества, должна быть гарантом построения правового государства. В связи с возникшей необходимостью преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, формирования современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего проблемы социально-экономического и общественного развития, особое значение приобретает разработка механизмов формирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…… 3 – 4
1. Этический кодекс: понятие, роль и место в регуляции деятельности государственного служащего ……………………………………………..…… 4 – 15
2. Этическое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих (пример Саратовской области) ………..……… 15 – 21
Заключение ……………………………………………………...…….. 22 – 23
Список использованной литературы …………………………………24 – 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу Этика управления и государственной службы.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению

1«Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области».

2«Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области».

16

авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления Саратовской области (далее – органы местного самоуправления области) и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

В кодексе собраны все требования к чиновнику – от его внешнего вида до поведения на работе и вне ее. При этом в документе прямо не сказано, что служащий неукоснительно должен соблюдать все положения нового кодекса. Составители обошлись расплывчатой формулировкой: чиновнику нужно всего лишь «принимать все меры для соблюдения положений кодекса». То есть он очень должен постараться, соответствовать.

Кодекс этики «должен укрепить авторитет госслужащих и доверие людей к органам власти, а также повысить эффективность выполнения чиновниками своих обязанностей!

Кодекс служебной этики гражданских служащих разработан в целях повышения доверия общества к государственным органам Саратовской области, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений и коррупции на государственной гражданской службе Саратовской области.

В процессе служебной деятельности гражданский служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо. Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Кодекс служебной этики гражданских служащих призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных

17

ситуациях.

Вместе с тем, в Кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности. Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную гражданскую службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы гражданского служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного гражданского служащего.

В Кодексе отсутствуют требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц и гражданских служащих государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

Особое внимание в Кодексе служебной этики уделяется понятию этического конфликта. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. Этическая неопределенность возникает в том случае, когда гражданский служащий не может определить степень соответствия своего поведения основным принципам служебной этики.

Неотъемлемой составной частью Кодекса является его антикоррупционная направленность. В Кодексе служебной этики описываются

18

признаки наличия конфликта интересов, рекомендуются дополнительные меры по его предупреждению и т.п. Меры по противодействию коррупции в государственных органах установлены законодательно. Вместе с тем, как сказал Президент Российской Федерации В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, «нетерпимость к коррупции должна стать частью нашей общенациональной культуры».1

Именно поэтому в Кодексе рассматривается этическая составляющая обязанности гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Саратовской области, включенную в перечень, установленный нормативным правовым актом Саратовской области, – представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Она заключается в том, что источники доходов не могут составлять тайны. Гражданский служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат.

Нарушения гражданским служащим норм служебной этики, установленных Кодексом, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Круг вопросов, который может быть предметом работы данных комиссий, шире, чем разрешение только конфликтов интересов в их чистом виде. Данные комиссии создаются также для контроля соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих.

Кроме того, вопросы нарушения Кодекса служебной этики гражданских служащих могут рассматриваться на общих собраниях трудовых коллективов государственных органов, которые в случае подтверждения факта нарушения

1Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. // Российская газета. 2012 г., № 93.

19

могут вынести общественное предупреждение или общественное порицание.

Кодекс призван содействовать укреплению авторитета государственной власти Саратовской области, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Саратовской области:

  1. должен стать основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
  2. призван помочь чиновнику любого уровня правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
  3. стать важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы.

Кодекс служебной этики гражданских служащих Саратовской области является составной частью системы антикоррупционных мер, дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. Путин назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. «Очевидно, что борьба с ней, – сказал Президент Российской Федерации, – должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла».1

Национальный план борьбы с коррупцией на 2013 год, способен сильно испортить настроение государственным служащим. Особенно тем, в чьих

1Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. // Российская газета. 2012 г., № 93.

20

доходах есть коррупционная составляющая. План борьбы предусматривает принятие закона о контроле за расходами госслужащих. Теперь чиновники должны будут отчитываться о крупных сделках, например о покупке недвижимости. И если госслужащий  не сможет внятно объяснить происхождение денег, истраченных на дорогие покупки, его уволят, а приобретенное имущество конфискуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Заключение

 

 

В заключении необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что сегодня обостряется противоречие между устаревшими средствами управленческой деятельности и объективными требованиями современного этапа развития российского общества. В условиях отмены партийного руководства государственным аппаратом существенно повысился уровень его самостоятельности. На государственных служащих зачастую возлагается не только обязанность проводить в жизнь, принимаемые государством решения, но и несвойственная им обязанность принимать эти решения. В связи с чем нравственная составляющая деятельности госслужащих приобретает еще большую актуальность.

По результатам проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:

  • Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. И в деятельности государственной службы необходимым является, следовательно, не только должностное, но и моральное регулирование.
  • Функционирование современного государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанных, твердо установленных и обязательных правил, в том числе и моральных. И хотя проблема нравственности должностных лиц и органов государственной власти является очень важной, ее многоаспектность порождает дополнительные сложности при попытках решения.
  • Повышение нравственности государственных служащих может быть обеспечено только принятием комплекса мер – воспитательных и правовых. Необходимо акцентировать внимание на изменении самого понимания государственной службы, так как сегодня эта деятельность должна быть направлена на служение обществу, которое ее оплачивает.

22

Кодексы поведения государственных служащих, закрепленные в нормативных актах стандарты поведения государственных служащих являются одной из важнейших составных частей этической инфраструктуры.

Этические стандарты призваны помогать государственным служащим, определять, какие моменты в их деятельности являются наиболее проблемными с этической точки зрения, и, следовательно, требуют повышенного внимания.

Они помогут намечать способы решения этических проблем, возникающих в процессе повседневного исполнения служебных обязанностей и в целом, должны способствовать формированию определенного стиля поведения государственного служащего, соответствующего ценностям и принципам государственной службы и ожиданиям общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Список использованной литературы

 

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. // Российская газета. 2012 г., № 93.
  2. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета. 2002.
  3. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента Российской Федерации, 10 марта 2010 // Рос. газ. - 2009. - 13 марта.
  4. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008.
  5. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003.
  6. Федеральный закон РФ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»// Российская газета. 2007.
  7. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих).
  8. Модельный закон «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.)
  9. Типовой - кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ.
  10. Закон Саратовской области «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области».

 

24

  1. Закон Саратовской области от 27 сентября 2011 года №110-ЗСО «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области».
  2. Котельникова В.Н. Модель государственного служащего XXI века: подходы и пути формирования. Сыктывкар, 2011.
  3. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. - М: ГУУ, 2010.
  4. Луганский К.Ф. Этика государственных служащих. - Ростов н/Д, Миф, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Кодекс этики государственного или муниципального служащего