Кодекс этики государственного или муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Государственная гражданская служба, выступая в качестве института служения государству и обществу, должна решать проблемы социальной стабилизации, экономического развития, духовного оздоровления общества, должна быть гарантом построения правового государства. В связи с возникшей необходимостью преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, формирования современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего проблемы социально-экономического и общественного развития, особое значение приобретает разработка механизмов формирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…… 3 – 4
1. Этический кодекс: понятие, роль и место в регуляции деятельности государственного служащего ……………………………………………..…… 4 – 15
2. Этическое регулирование деятельности государственных и муниципальных служащих (пример Саратовской области) ………..……… 15 – 21
Заключение ……………………………………………………...…….. 22 – 23
Список использованной литературы …………………………………24 – 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу Этика управления и государственной службы.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

 

1Типовой - кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ

2Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 12.12.1996 г. резолюция 51/59 // Российская газета. 1996.

3Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих) //

4Модельный закон "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.) //

5Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" // Российская газета.2008.

6Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета. 2003.

7Федеральный закон РФ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"// Российская газета. 2007.

9

служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Документ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности.

Цель Кодекса – установить этические нормы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействовать укреплению авторитета и росту доверия граждан к институту государственной гражданской службы.

Главная задача кодекса – сформулировать базовые положения норм служебного поведения госслужащих, создающие необходимые условия для противодействия коррупции в органах государственной власти. Он особо подчеркнул, что обсуждаемый документ – типовой и его основные Главная задача, которая была поставлена перед разработчиками Типового постулаты могут быть расширены применительно к различным видам государственной службы и в различных органах государственной власти.

Документ подготовлен по решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 28 апреля 2010 г. № 14). В процессе подготовки Типового кодекса использовались различные подходы к типизации документов, регулирующих служебное поведение государственных служащих. С учетом изучения зарубежного опыта удалось систематизировать основные положения этики госслужащего.

Подобные кодексы существуют и работают в таких странах как США,

10

Канада, Австралия, Южно-Африканская Республика.

Решить проблему борьбы с коррупцией невозможно без необходимого инструментария. Им и должен стать Кодекс с закрепленными нормами официального поведения госслужащего, требованиями профессиональной морали.

Данные социологических исследований свидетельствуют о происходящем отчуждении представителей государственной власти от народа.

В кодексе отмечается, что служащие должны исходить из того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и госслужащих. Они не должны оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам, организациям и должны быть независимыми от какого-либо влияния и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих обязанностей. «Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и иных общественных объединений»1, - отмечается в документе.

Кроме того, госслужащие должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, а также воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в их объективном исполнении обязанностей, и избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа.

Согласно данному документу, государственные служащие не должны использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность органов, организаций и иных лиц при решении вопросов личного характера. «Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении

1Типовой - кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ.

11

деятельности госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные

обязанности госслужащего», – отмечается в нем, при этом подчеркивается, что они должны относиться уважительно к деятельности представителей СМИ и оказывать содействие в получении достоверной информации.

В целом, в Кодексе, указывается, что госслужащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральное законодательство и не должен допускать «нарушение законов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам». За нарушение положений Кодекса госслужащий несет моральную ответственность, «а также иную ответственность, в соответствии с законодательством РФ».1

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного

1Типовой - кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ.

12

служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – 1 эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои

13

населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.1

Традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины XX века. Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам XX века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика государственной службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри госслужбы, так и в отношениях государственной службы с населением. Она перестала успевать за

1Луганский К.Ф. Этика государственных служащих. - Ростов н/Д, Миф, 2012.

14

быстро меняющейся ситуацией.

В изменении этики госслужбы оформилось несколько тенденций, которые являются предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развития морали в сфере государственного управления.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Государственному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что они должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.
  2. В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятельности государственного служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного управления.
  3. Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества.

 

 

 

 

 

 

15

2. Этическое регулирование деятельности  государственных и муниципальных  служащих (пример Саратовской области)

 

Построение демократического правового государства требует создания адекватной системы государственной службы, формирования высококомпетентного, нравственного аппарата государственного управления. В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных служащих.

24 мая 2011 года депутаты Саратовской областной думы приняли документ под названием «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области»1, в котором на пяти страницах текста дали точное его описание.

А уже 27 сентября 2011 года был принят закон Саратовской области №110-ЗСО «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области».2

Кодекс представляет собой свод установленных федеральным законодательством общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности.

Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

Информация о работе Кодекс этики государственного или муниципального служащего