Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Актуальность корпоративной культуры организации на предприятиях строительного комплекса обусловлена обстоятельствами:
современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия;
корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Определение корпоративной культуры 7
1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры 9
1.3 Модели и типы корпоративной культуры 16
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры 22
2.2 Принципы формирования корпоративной культуры 27
2.3 Измерение эффективности корпоративной культуры 31
2.4 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры 37
3 СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 41
3.1 Общая характеристика деятельности ОАО «СК Трест №21» 42
3.2 Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия 46
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение и оказывают определенное влияние на характер реализации целей данной корпорации.
1.2. Структура и основные элементы корпоративной культуры.
Множественность существующих
определений корпоративной
Артефакты являются самым поверхностным уровнем, включающим все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой.
Артефакты включают в себя зримые группы, такие как:
Для целей анализа культуры в этот уровень включаются также видимое поведение группы и соответствующие организационные процессы.
Характерная особенность данного уровня в том, что артефакты просто наблюдать и достаточно легко подметить, но сложно растолковать, распознать их истинное значение без более глубокого анализа. Основная проблема всегда состоит в неоднозначности символов. Понять смысл любого подобного явления можно лишь при одновременном изучении культуры на уровнях ее ценностей и базовых представлений. По мнению Э.Шейна особую опасность представляют попытки определения глубинных представлений на основе исследования одних только артефактов, поскольку такие интерпретации неизбежно оказываются проекциями собственных чувств и реакций исследователя.
Каждый аспект жизни группы связан с определенными артефактами, вследствие чего возникает проблема классификации.
Если наблюдатель достаточно
долго живет в группе, значение
артефактов со временем становится ему
более ясным. Если же он хочет достичь
того же уровня понимания за непродолжительное
время, ему необходимо подвергнуть
анализу провозглашаемые
Провозглашаемые ценности. Весь опыт группы, в конечном счете, является отражением чьих-то оригинальных понятий относительно того, чем именно то, что, должно быть, отличается от того, что есть на самом деле. При создании группы или при обращении ее к решению новой задачи, вопроса или проблемы первый ее шаг является отражением чьих-то индивидуальных представлений о правильном и ложном, эффективном и неэффективном. Индивиды, владеющие инициативой и способные оказывать определенное влияние на принятие группой того или иного подхода к решению проблемы, в дальнейшем могут стать лидерами, однако группа как таковая на этом этапе еще не обладает коллективным опытом, поскольку еще не выработала механизма выхода из новой для нее ситуации. По этой причине любое предложение обладает в глазах группы лишь условной ценностью, пусть даже лицо, высказывающее его, и уверенно в его истинности. Пока группа не предпримет совместных действий, и ее участники не увидят их результатов, она не будет обладать общим базисом для понимания истинного положения дел. Если менеджер убедит группу действовать в соответствии с его предположением, а последнее оправдает себя и группа убедится в успехе его применения, тогда воспринятое предложение, подвергнется познавательной трансформации. Сначала оно превратится в групповое понятие или убеждение, а затем станет групповым представлением (если основывающееся на нем действие по-прежнему будет успешным).
Поддерживаемые ценности
– это ценности и нормы поведения,
декларируемые и исповедуемые группой.
К поддерживаемым ценностям относят:
философию и декларируемые
Поддерживаемые ценности,
на основе которых вырабатываются нормы
и формы поведения в
Ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Применительно к корпоративной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.
Корпоративные ценности и нормы могут включать в себя следующее:
Корпоративная философия
является одной из ключевых составляющих
корпоративной культуры и представляет
собой полное, развернутое, подробное
изложение морально-этических
Наиболее важными при рассмотрении корпоративной философии являются следующие моменты:
Стремление к общим
ценностям способно объединить людей
в группы, создавая мощную силу в
достижении поставленных целей, а, следовательно,
и повышении эффективности
Базовые представления (предположения) включают в себя суждения, верования, установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне, как само собой разумеющиеся, верные и не подлежащие сомнению. То есть, если группа придерживается какого-то базового представления, то поведение, которое базируется на любых иных представлениях, будет казаться группе непонятным.
Базовые предположения являются своего рода источником возникновения ценностей и действий компании. Они устанавливаются индивидуумами или группами в процессе воспитания и познания, на них в большей степени влияют культурные и национальные особенности, семья и т.д. Базовые представления не вызывают у нас возражений или сомнений, и поэтому изменение их крайне затруднительно, так как это затрагивает основы личности и весь накопленный опыт.
Культура как набор
базовых представлений
Культура любой группы
может изучаться на трех вышеуказанных
уровнях: уровне артефактов, уровне ценностей
и уровне базовых представлений.
Если же исследователь не сумеет расшифровать
базовые представления
Рассмотрим также определения основных элементов культуры производства, предложенные доктором философских наук, профессором, А.А. Погорадзе:
Таким образом, корпоративная культура представляет собой совокупность артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых предположений и имеет определенный набор основных элементов.
Так как культура понятие довольно широкое и сложное и у различных исследователей определенные подходы к изучению корпоративной культуры, то и для ее описания было построено множество моделей. Рассмотрим некоторые из них.
Например, модель Г. Харрисона различает четыре типа корпоративной культуры. Для анализа он выбрал процесс распределения власти, ценностные ориентации личности, отношения индивида в организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Такие модели корпоративной культуры редко встречаются в чистом виде, но большинство организаций ближе всего по своей культуре к какой-либо из представленных:
Ян Хармс наглядно изобразил эти модели в виде Х-окна, названного так в честь Г.Харрисона и Ч.Хенди, американского социолога, который классифицировал культуры организаций по тем же признакам, что и Харрисон [Приложение Б].
Однако, в отличие от Г.
Харрисона, Ч. Хенди говорит, что
культуры организаций развиваются
самостоятельно и в определенном
направлении и в одной
Другая модель, в которой
в обобщенном виде представлена связь
между культурой и результатами
деятельности организации принадлежит
американскому социологу Т.
Информация о работе Корпоративная культура организации на строительном предприятии