Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Актуальность корпоративной культуры организации на предприятиях строительного комплекса обусловлена обстоятельствами:
современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия;
корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Определение корпоративной культуры 7
1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры 9
1.3 Модели и типы корпоративной культуры 16
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры 22
2.2 Принципы формирования корпоративной культуры 27
2.3 Измерение эффективности корпоративной культуры 31
2.4 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры 37
3 СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 41
3.1 Общая характеристика деятельности ОАО «СК Трест №21» 42
3.2 Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия 46
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть модели состоит в
том, что для своего выживания
и процветания любая
Во-первых, адаптивная культура
– культура, способная быть катализатором
изменений, именно от этой функции зависит
способность организации
Во-вторых, культура должна
быть адекватна поставленным целям.
Корпоративная культура должна помогать
реализовать выбранную
В-третьих, поскольку адаптация к условиям внешней среды требует от группы совместного решения задач, группа должна обладать способностью развивать и поддерживать систему определенных внутренних взаимоотношений между своими членами. Процесс интеграции – процесс создания и развития группы происходит одновременно с процессами решения проблем и достижения заданных целей.
В-четвертых, культура должна разделяться большинством сотрудников, а деятельность организации должна быть законной и признанной обществом.
Модель AGIL исходит из того, что ценности корпоративной культуры являются наиболее важными средствами (инструментами) реализации функций этой модели. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на достижение успеха данной компании.
Еще одна модель представлена австрийским ученым Г.Хофстедом. Модель Г.Хофстеда построена на сравнении культуры различных стран по следующим четырем параметрам:
Для организаций слабое стремление к устранению неопределенностей означает наличие малого количества написанных правил, низкую стандартизацию и специализацию.
В.В.Томилов и Н.В.Тесакова рассматривают типы корпоративной культуры, критерием разделения которой служит степень и особенности участия работников в управлении компанией:
«Феодальная культура» корпорации основана на подчеркивании разницы между высшим руководством и остальным персоналом предприятия. Участие наемного персонала в собственности предприятия рассматривается как аналог традиционной системы заработной платы. Администрация в данном случае строго контролирует активность работников-собственников, предоставление доли собственности является своеобразным средством платежа.
К характерным чертам, присущим «феодальному» типу корпоративной культуры можно отнести следующие:
«Инвесторская» культура корпорации подразумевает, что руководство предприятия стремится ощутимую долю зарплаты персоналу выдавать в виде акций и провозглашает философию «рискового» вознаграждения, т.е. когда размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компаний.
Вместе с тем следует
отметить, что «инвесторская» культура
корпорации рассматривает работника-
«Культура участия» построена на активном вовлечении наемного персонала в управлении персоналом с одновременным участием работников в собственности. При этом имеют место две особенности:
Основной недостаток данной культуры заключается в том, что в ней игнорируется юридическая защита прав работников-акционеров, хотя реальное участие в управлении способствует росту информированности и ответственности персонала и отвечает его интересам как акционеров.
«Акционерная» корпоративная культура, особенностью и главным принципом которой считается признание работников-акционеров компании в качестве крупного коллективного собственника, способного и имеющего право существенно влиять на руководство предприятия. Следует при этом отметить, что данный факт, в свою очередь, предполагает возможность иметь своих представителей в Совете директоров и через них принимать участие в решении важнейших вопросов жизнедеятельности акционерных обществ.
«Предпринимательская» культура присуща крайне ограниченному кругу фирм, которые рассматривают культуру как часть общего процесса превращения компании в самую конкурентоспособную в данной отрасли и привлекательную для инвесторов. Для данной культуры характерно то, что в корпорациях, использующих такую культуру, собственность персонала рассматривается как особая инвестиция, которая позволяет сформировать менталитет работника как экономически активного сотрудника и заинтересованного, требовательного акционера.
Упор делается не на то, чтобы работники получили доход как акционеры, а на то, чтобы от них как от акционеров было больше ответственности и готовности пойти на риск.
Все выделенные элементы корпоративной культуры и ее структуры, а также модели и типы позволяют определить принципы и задачи, факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры, а также выделить критерии и методы оценки ее эффективности.
Явление корпоративной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители. Важнейшей особенностью управления современной компанией как социальной системой является непрерывный поиск продуктивного компромисса между интересами предприятия и интересами человека. Формирование регламентов или бизнес-правил должно быть дополнено формированием желания персонала их принять и выполнять. Это объективно связано с процессами, происходящими в цивилизованном обществе.
К формированию корпоративной культуры организации необходимо подходить индивидуально, учитывая специфику предприятия в целом, а также его назначение (миссию, цели, задачи); операционные средства, включающие не только технологию, но и стиль деятельности участников корпорации, систему стимулирования, контроль, информационное обеспечение и т.д.; критерии достижения целей и оценки результатов; средства внутренней интеграции, к которым относятся язык, приемы включения новых членов в корпорацию, способ распределения власти, стиль взаимоотношений, система поощрений и наказаний, церемонии (чествование выдающихся работников, воздание почестей символам корпорации), ритуалы (символические мероприятия, призванные напоминать работникам о поведении, которое от них требуется) и т.д.
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
Прежде чем начинать исследовать
состояние корпоративной
Культура руководителя (лидера) – первый фактор, который оказывает сильнейшее влияние на формирование корпоративной культуры.
Руководитель должен учитывать
обстоятельства внешней среды, реалии
складывающейся обстановки, общественное
устройство той большой системы,
в состав которой он входит вместе
со своей корпорацией. Также он должен
владеть в достаточной полноте
элементами общей культуры, для того,
чтобы освоить элементы корпоративной
культуры и привить их подчиненным.
Владеющий корпоративной
Так как инициатива формирования корпоративной культуры обычно принадлежит лидеру, рассмотрим этот процесс с точки зрения того, как лидер может использовать свою власть для распространения свойственных ему представлений [Приложение В].
Посредством вещей, на которые
лидеры обращают особенное внимание,
критериев назначения вознаграждения
и распределения ресурсов, критериев
набора, продвижения по службе и
увольнения, поведения, характерного для
кризисных ситуаций они сознательно
или неосознанно изъявляют
Данные механизмы культурных основ создают так называемый корпоративный климат организации. На первой стадии развития организации этот климат определяется лидером, на более поздних стадиях он является отображением и проявлением общих культурных представлений.
Национальная культура – еще один фактор, оказывающий влияние на формирование корпоративной культуры и бизнеса в целом.
Особенно существенным этот
фактор является для многонациональных
организаций или предприятий, выходящих
на международный рынок. Их успех
зависит от того, насколько удалось
ликвидировать трения в отношениях
между сотрудниками – руководителями
и подчиненными – разных национальностей,
с разными культурными
По мнению Й.Хентце сотрудничество на разных уровнях таких предприятий требует разнопланового обмена информацией. Коммуникация с носителями чужих культур может столкнуться с непредвиденным трудностями и привести к нежелательным последствиям.
Поскольку чужие культуры и культурные различия представляют собой весьма сложный феномен, то основной упор при подготовке специалистов и руководящего персонала должен делаться на конкретные действия, изучение норм поведения, определяемых культурным своеобразием, с учетом особенно важных ситуаций, порождаемых столкновением разных культур, а не отдельных частных явлений.
Миссия организации также является одной из составляющих, оказывающих влияние на корпоративную культуру. Миссия – это краткое выражение функции, которую организация или проект призваны выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает в то же время причину существования организации или проекта.
Руководители организаций и проектов склонны по-разному формулировать миссию, и такие формулировки варьируются от короткой фразы, используемой как девиз, до целой страницы текста, подробно описывающей производимые продукты и услуги.
Удачная формулировка миссии должна отвечать на вопросы:
Миссия, через будущую
цель описывая текущее состояние
организации, помогает лучше понять
ее настоящее – то, чем и для
чего организация или проект располагают.
Само будущее определяется с помощью
формулировки видения. Видение –
это описание организации или
проекта в перспективе, причем в
том положении, которое хотелось
бы видеть автору описания. Видение
выражает картину правдоподобного
и желаемого состояния
Целесообразно, чтобы формулировка
видения удовлетворяла
Информация о работе Корпоративная культура организации на строительном предприятии