Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:17, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение темы «Манипуляции в общении». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика манипуляций в общении.
2.Причины манипуляции.
3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений
4. Правила нейтрализации манипуляции
Введение ………………………………………………………………………...3
1.Характеристика манипуляций в общении…………………………………...4
2.Причины манипуляции.……………………………………………………….9
3.Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений…………………………………… 11
4.Правила нейтрализации манипуляций………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов……….. 21
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
3.Приемы, стимулирующие общение
и создание доверительных
4.Правила нейтрализации манипуляций………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
и нормативно-правовых актов………..
21
Введение.
Манипуляция
— наиболее распространенный вид человеческого
общения. Оксфордский словарь определяет
манипуляцию как акт влияния на людей,
управления ими с особенно пренебрежительным
подтекстом.
При манипулятивном общении
ставится цель — добиться контроля над
поведением и мыслями другого человека.
Это сближает манипуляцию с императивом.
Коренное же отличие этих видов общения
друг от друга состоит в том, что партнер
не информируется об истинных целях общения:
они либо просто скрываются от него, либо
подменяются другими.
Итак, манипуляция — это скрытое
управление другим человеком, такое психологическое
воздействие на него, которое призвано
обеспечить негласное получение манипулятором
односторонних преимуществ. Но это происходит
таким образом, что у партнера сохраняется
иллюзия самостоятельности принятых решений.
Сила манипуляции - в ее скрытом характере;
утаивается как сам факт воздействия,
так и, естественно, его цель.
Манипуляции в общении – один из
самых действенных рычагов давления на
партнера и управления процессом взаимодействия
людей. Этот прием применяется как в личном
общении на внутрисемейном уровне, так
и в коллективе.
Любое общение
– это по большому счету манипуляция.
Все что мы говорим, по нашей идее должно
вызвать определенную реакцию.
Целью настоящей
работы является рассмотрение темы « Манипуляции
в общении ». Для достижения этой цели
мною будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика манипуляций в общении.
2.Причины манипуляции.
3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений
4. Правила нейтрализации манипуляции
1.Характеристика манипуляций в общении.
Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей».
К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:
• манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
• манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна; для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);
• манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.) - никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;
• манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
Манипуляции — важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов: во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения; во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю; в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.
Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях. Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.
Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения. Примерами манипуляций данной группы являются:
- «формирование первичной установки» (изначальное предоставление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации);
- «предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участникам взаимодействия рабочих материалов — проектов, контрактов, программ — незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);
- «недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);
- «накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение, обсуждения);
- «первоочередная преемственность в голосовании» (предложения выносятся на голосование не в порядке поступления, а по степени их приемлемости для заинтересованной стороны с тем, чтобы колеблющиеся могли быстрее «отдать свои голоса»);
- «приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени обсуждения варианта может сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации);
- «выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие — нет);
- «перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение);
- «выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);
- «избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, которые просто .невозможно сопоставить за короткое время обсуждения);
- «потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).
Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:
- «раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение);
- «использование непонятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова);
- «слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения» (слишком быстрый темп обсуждения не позволяет партнеру «проанализировать» всю поступающую информацию, слишком медленный темп вынуждает оппонента подгонять партнеров, пропускать детали);
- «перевод в сферу домыслов» (полемика переводится в русло обличения, оппонента вынуждают либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к обсуждаемой проблеме);
- «чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя возможные подозрения);
- «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» (оппоненту намекают на то, что если он будет несговорчив в споре, это может затронуть интересы влиятельных людей);
- «суждения типа «это банально», обвинение в нереальности идей» (оппонента вынуждают эмоционально опровергать обидную для него, бездоказательную оценку);
- «приучивание оппонента к какой-либо мысли» (путем неоднократного повторения собеседника приучают к какому-либо бездоказательному утверждению, которое постепенно начинает казаться очевидным);
- «недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);
- «ссылка на авторитет» (уловка действует лишь в том случае, когда лицо, на мнение которого ссылаются, действительно является авторитетом для оппонента);
- «ложный стыд» (оппонента приводят в состояние, когда ему стыдно во всеуслышание признаться в незнании чего-либо);
- «демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия из-за «обиды» партнера);
- «авторитетность заявления» (обороты типа «Я вам авторитетно заявляю» усиливают значимость высказываемых доводов);
- «откровенность заявления» (акцент делается на особую доверительность сообщения, следующего за этими словами, в отличие от того, что было сказано ранее);
- «мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);
- «подмена истинности полезностью»
(спорящего убеждают в том, что своим благополучием
он обязан именно тому тезису, который
оспаривает);
2.Причины манипуляции.
Основная причина
манипуляции, в вечном конфликте человека
с самим собой, поскольку в повседневной
жизни он вынужден опираться как на себя,
так и на внешнюю среду.
Человек никогда
не доверяет себе полностью. Сознательно
или подсознательно он всегда верит, что
его спасение в других. Однако и другим
он полностью не доверяет. Поэтому вступает
на скользкий путь манипуляций, чтобы
"другие" всегда были у него на привязи,
чтобы он мог их контролировать и, при
таком условии, доверять им дольше.
Первая, и главная, — причина манипуляции — Недоверие.
Вторая причина манипулирования—
это любовь. Любовь
обязательно предполагает знание человека
таким, каков он есть, и уважение его истинной
сущности. Великие мировые религии призывают
нас любить ближнего своего, как самого
себя, и вот тут заколдованный круг нашей
жизни замыкается. Современный человек
ничего не понимает в этих заповедях. Он
понятия не имеет, что значит любить. Большинство
людей при всем желании не могут любить
ближнего, потому что не любят самих себя.
Любовь — это победа, достичь которой
нелегко. И в сущности ленивому манипулятору
остается лишь одна жалкая альтернатива
любви — отчаянная, полная власть над
другой личностью; власть, которая заставляет
другую личность делать то, что ОН хочет;
думать то, что ОН хочет; чувствовать то,
что ОН хочет. Эта власть позволяет сделать
из другой личности вещь, ЕГО вещь.
Третья причина манипуляции
— риск и неопределенность,
окружают нас со всех сторон. В любую минуту
с нами может случиться все, что угодно.
Человек чувствует себя абсолютно беспомощным,
когда лицом к лицу оказывается перед
экзистенциальной проблемой. Поэтому
пассивный манипулятор занимает такую
позицию: "Ах, я не могу контролировать
всего, что может со мной случиться?! Ну
так я ничего не буду контролировать! "
С горечью осознавая непредсказуемость
своей жизни, человек впадает в инерцию,
полностью превращает себя в объект, что
многократно усиливает его беспомощность.
Несведущему человеку может показаться,
что с этой минуты пассивный манипулятор
стал жертвой активного. Это не так. Крики:
"Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!'
— не более чем трусливый трюк пассивного
манипулятора.
Четвертая причина манипуляции — страх затруднительного
положения. Манипулятор — это личность,
которая относится к людям ритуально,
изо всех сил стараясь избежать интимности
в отношениях и затруднительного положения.
Пятая причина манипуляции — необходимо получить
одобрение всех и каждого. Пассивный
манипулятор — это человек, принципиально
не желающий быть правдивым и честным
с окружающими, но зато всеми правдами
и неправдами старающийся угодить всем,
поскольку он строит свою жизнь на этой
глупейшей аксиоме.
3.Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы. Успеху делового общения в значительной мере способствует формирование у партнера положительного впечатления о себе. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Разум и эмоции — неразрывные составляющие человека, причем эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное.