Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью работы является описание молодёжного сленга как одной из подсистем современного языка: описание особенностей употребления сленгизмов, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Исследовать разновидности подросткового сленга.
3. Отследить истоки появления новых сленговых слов в среде учащихся.
4. Собрать фактический материал из речи учащейся молодежи.
5. Сделать вывод об отношении в обществе подростков к сленгу.
Введение
В российской школе очень часто мы можем услышать из уст молодежи слова, которые не являются литературными в самом прямом понятии этого термина. Их называют подростковым или молодежным сленгом. Сленг наиболее заметен и очень часто негативно воспринимаем сторонними наблюдателями в подростковой среде (школьная молодёжь 12 – 17 лет). Особенно часто произносятся обвинения в адрес школьной молодёжи со стороны родителей и учителей, которые считают использование сленга засорением речи, приводящим, в конечном счёте, к обеднению культуры молодых людей и, следовательно, будущих поколений нашего общества.
Часто эти слова
понятны только подросткам, взрослые
затрудняются их осмыслить и
принять. Родители и учителя
считают использование сленга
засорением речи. А между тем
часто они сами используют
в разговорах различные
Таким образом, сленг как явление продолжает успешно возникать, обновляться и стабильно присутствовать не только в языковой субкультуре молодёжи, но представителей разных возрастов. Данное наблюдение позволяет предположить, что успешное существование и развитие сленга имеет в каждой возрастной среде объективные причины, сленг по-прежнему развивается и с этим нельзя спорить и бороться. Ещё академик А.А. Шахматов предлагал «указывать на подобное явление, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указанием на то, как надо говорить».1
Уже само существование сленга говорит о том, что язык – явление развивающееся, многогранное, и в первую очередь по способу выражения (сленг присутствует преимущественно в устной речи).
Между сторонниками и противниками молодёжного сленга на протяжении уже многих лет в обществе и в научной среде идёт активная (часто непримиримая) дискуссия. Этот факт делает данную проблему актуальной не только с языковедческой, но и с социально-педагогической точек зрения.
Актуальность исследования обусловлена признанным на сегодняшний день фактом наличия особого сегмента речи в русском языке - молодёжного сленга, имеющего свои законы развития, социально обособленную сферу употребления и свою историю.
Сегодня, в связи с улучшением качества образования, прямой связи с Западной культурой, личной мотивированностью в области самореализации молодёжь находит возможность создавать и актуализировать в своём словарном запасе лексические единицы, связанные со сферой высоких технологий, мировой культуры, экономики и финансов и т.п. Всё, что попадает в поле зрения молодого человека, находит отражение в его специфическом языке.
Объектом исследования является молодёжный сленг – особый подъязык, во всей совокупности проявлений в речи. Будучи некодифицированной формой языка, он не имеет строго фиксированных норм и правил, поэтому его изучение возможно лишь на эмпирической основе, с учётом количественного фактора употребления.
Предметом исследования послужила лексика молодёжного сленга, как наиболее подвижный аспект языка и представляющий его основу, поскольку, базируясь на русском языке, сленг следует его грамматическим и фонетическим правилам.
Целью работы является описание молодёжного сленга как одной из подсистем современного языка: описание особенностей употребления сленгизмов, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать
литературу по теме
2. Исследовать
разновидности подросткового
3. Отследить истоки появления новых сленговых слов в среде учащихся.
4. Собрать фактический материал из речи учащейся молодежи.
5. Сделать вывод об
отношении в обществе
С учётом поставленных задач применялись следующие методы: описательный (такие приёмы, как наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала); словообразовательный анализ; метод количественных подсчётов и сплошной выборки; опрос.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов.
Мы выдвинули гипотезу исследования, которая состоит в том, что
1) молодёжный сленг, возникающий
как символ, признак принадлежности
к особой общности, - явление в
языке самостоятельное и
2) с точки зрения стилистики
– подростковый сленг– это
вредный паразитический нарост
на теле языка, который
3) на пополнение словарного
состава подросткового сленга
влияют уровень развития и
доступность средств
4) сленговые слова и выражения разнятся в речи школьников разного возраста.
Сленг (от англ. slang; s(sub) — приставка, указывающая на второстепенность, непервоочерёдность; lang (language) — язык, речь.) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных группах).
Термин «сленг» появился
в русском языке относительно
недавно. Проникновение этого
слова в русский язык, как подчёркивают
исследователи этого явления, было
связано с изучением
Мы считаем, что молодежный
жаргон отражает тенденции, важные для
современного языка в целом . Изучение
подобного языкового материала
интересно и в каком-то смысле
необходимо - хотя бы потому, что этот
своеобразный «язык в языке» существует
не только в устной речи, но и все
чаще и чаще функционирует (как уже
отмечалось) на страницах газет и
журналов. Поэтому в изучении сленга
должны быть заинтересованы не только
лингвисты, но и социологи, психологи,
педагоги, да и все общество в
целом. Это также подчеркивает актуальность
произведенного исследования. Тем более
важно, что мы опирались преимущественно
на данные (в том числе и количественные)
и факты, собранные в нашей
школе в чем проявляется
Во время подготовки вопроса мы обратились к некоторым источникам. Из книги Радзиховского Л.А. «Сленг как инструмент отстранения» мы узнали о психологических особенностях существования сленга как языкового социального явления. Подростки применяют сленг для того, чтобы показать свою принадлежность к какой-то группе, объединенной интересами, местом проживания и т.д. «Словарь сленга» позволил нам почерпнуть множество новых слов, интересных с точки зрения их появления. В книге Береговская Э.М. «Молодежный сленг: формирование и функционирование» мы определили основной механизм формирования новых сленговых слов.
Итак, сленговые слова
– это объективная реальность.
Они не могут исчезнуть,
Глава 1. Молодежный сленг
В ходе работы над темой
мы, проанализировав литературные
источники, выявили несколько общих
теоретических понятий и
Одной из основных причин очень
быстрого появления новых слов в
молодежном сленге является, конечно
же, стремительное, «прыгающее» развитие
жизни. Сленг очень интенсивно просачивается
в язык прессы. Почти во всех материалах,
где речь идет о жизни молодых,
об их интересах, их праздниках и кумирах,
содержатся сленговые слова и
выражения в большей или
Молодёжная культура - это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого - возникновение молодёжного жаргона.
Одна из характерных примет
нашего времени – активизация
сленга, выход его за рамки молодежной
среды. Действительно, сленговые выражения
и слова мы встречаем и в
речи родителей и учителей. Часто
эти слова применяются в
Сейчас так
называемый общий жаргон –
заниженный стиль речи, размывающий
и нормы языка, и нормы
Другой причиной
употребления в молодежной речи
жаргонизмов является
Сленг – постоянно
обновляемый пласт языка,
Сленг - это яркий, экспрессивный слой нелитературной лексики, стиль языка, который занимает место, прямо противоположное крайне заформализованной речи. Сленг - это живой, подвижный язык, который идет в ногу со временем и реагирует на любые перемены в жизни страны и в обществе.
Сленг, который активно
использует современная молодёжь -
своего рода протест против окружающей
действительности, против типизации
и стандартизации. Это отражается
и во внешности молодых людей
(шокирующие прически, одежда, пирсинг,
тату). Так молодой человек выделяется
из толпы. Но с другой стороны, своеобразный
язык, внешность - это своего рода признак
стадности, принадлежности к той
или иной молодёжной группировке (готы,
рокеры, байкеры). Молодой человек
признаёт, что он не такой как
все. Главной чертой молодёжного
сленга является постоянная эмоциональность,
экспрессивность, оценочность и
образность речи молодых людей. Вместе
с речью развивается и
1.2. Способы образования жаргонных молодежных слов
Исследователи молодежного сленга отмечают, что, как все социальные диалекты, молодёжный сленг представляет собой только лексикон, который питается, помимо англицизмов, и соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Можно выделить
несколько способов
Слова молодежного жаргона могут образовываться по привычным продуктивным словообразовательным моделям: слово «взмедитнуть» в значении «погрузиться в себя, предаться медитации» образовано по той же словообразовательной модели, что и слова «вздремнуть», «вздохнуть», то есть имеет приставку вз- и суффикс –ну-.
Сленгу свойственно
определенное «лексическое
Как и прежде, источниками
пополнения школьного сленга
являются иностранные языки,