Молодежный сленг подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является описание молодёжного сленга как одной из подсистем современного языка: описание особенностей употребления сленгизмов, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Исследовать разновидности подросткового сленга.
3. Отследить истоки появления новых сленговых слов в среде учащихся.
4. Собрать фактический материал из речи учащейся молодежи.
5. Сделать вывод об отношении в обществе подростков к сленгу.

Файлы: 1 файл

Молодежный сленг как пласт речи учашихся.docx

— 80.47 Кб (Скачать файл)

2.2. Результаты анкетирования

 

Во время подготовки работы мы обратились к школьникам с вопросами анкет. В анкетировании приняли участие те же учащиеся 6. 8, 9, 11 классов. Нами были заданы следующие вопросы.

  • Как ты думаешь, молодежные сленговые слов – это пример нормального общения между молодыми людьми или отклонение от нормы?»

классы

Нормальное общение

Отклонение от нормы

6 класс

70%

30%

8 класс

80%

20%

9 класс

100%

-

11 класс

50%

50%


 

Таким образом, сами учащиеся не видят вреда в том, чтобы  использовать сленг в своей речи. Они видят эти слова, но не считают  это ненормальным. Сленг - это эмоционально окрашенная лексика, и она просто необходима молодым людям.

  • Назовите источники сленговых слов и выражений

источник

8 класс

9 класс

11 класс

телевизор

10

12

2

Друзья

7

14

2

Улица

5

10

2

Социальные сети

12

11

2

родственники

8

9

2


 

Анализируя эти ответы, можно сделать выводы: шестиклассники не выделяют какие-то источники сленга, не влияют на их выбор и социальные сети. А вот учащиеся 8-9х классов поглощают сленг с экранов телевизора и перенимают слова от друзей и родственников. Более старшие 11- классники уже насытили свой лексикон и если пополняют его, то отовсюду понемногу.

В каких ситуациях вы употребляете сленговые слова?

ответы

6 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Дома, при общении с  родителями

-

4

9

1

В школе

-

6

14

2

На улице

10

12

14

2

Среди сверстников

10

12

14

2

На уроках

2

3

4

-

Не имеет значения место

-

-

-

-


Выводы могут быть такими: более младшие школьники в  общении с родителями нечасто  обращаются к жаргону, с возрастом  дети свободнее обращаются с родителями и позволяют себе более свободно выражаться.  Так же возрастает необходимость  обращаться к сленгу по мере взросления в школе, на улице. Среди сверстников  сленг применяется повсеместно. Радует, что на уроках сленг употребляют учащиеся крайне редко.

В каком настроении вы употребляете сленг?

ответы

6 класс

8 класс

9 класс

11 класс

В хорошем

-

7

11

2

В плохом

-

3

3

-

Не имеет значения

10

2

-

-


 

Данные этого опроса позволяют  сделать вывод, что сленговые  слова поддерживают у учащихся 9 и 11 классов положительные эмоции в большей степени, чем отрицательные. С возрастом молодые люди пользуются сленгом независимо от настроения.

  • Как долго вы собираетесь употреблять сленговые слова и выражения?

ответы

6 класс

8 класс

9класс

11 класс

Пока не повзрослею

8

-

-

-

Когда стану внимательнее к своей речи

2

8

7

2

Всю жизнь

-

4

7

-


 

Делаем выводы: Учащиеся старших классов более реально  смотрят на ситуацию, они  уже  повзрослели и от сленга не отказались. Некоторым шестиклассникам кажется, что со взрослением они станут говорить правильнее. Старшеклассники  понимают, что для отказа от сленга необходимо следить за речью.  И  никто из опрошенных не собирается совсем отказываться от сленга!

 

2.3. Причины использования сленговых выражений 

 
       В подростковом  возрасте хочется быть не таким,  как все, отойти от «скучного»  мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается  специфическая лексика - сленг  подростков, объединенных общими  интересами, территорией, образом  жизни. Для того чтобы быть  включенными в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому  человеку надо не только быть  молодым по возрасту, но также  и говорить на языке, свойственном  его возрастной группе, а именно, владеть и пользоваться молодежным  жаргоном.  
      Подростка привлекает то, что запретно или даже опасно, что находится за пределами представлений общества. Так, вместо велосипеда появляется велик, вместо джинсы - джины. Происходит замена «чужих» стандартных номинаций на «свои» эмоциональные и образные: таранить – «нести что-либо»; зырить – «смотреть», «наблюдать».  
     Причины всех этих лексических замен, как и хулиганских деяний, - демонстративный протест против благочиния и приличия, хотя речевое хулиганство – один из симптомов естественного речевого поведения подростков в любой социальной среде. Однако жаргонные слова не вытесняют из мышления учащегося знания норм общерусского словаря. В силу своего возраста и естественного стремления к нерегламентированному поведению подростки играют с новыми и необычными лексическими единицами, испытывают эффективность их воздействия на окружающих и получают эмоциональное самоудовлетворение. 
     Употребление сленговых выражений в речи молодых людей – это своего рода игра, «детская болезнь», проходящая с возрастом. Некоторая жаргонизация речи свойственна подрастающему поколению и часто идет не от дурных мыслей и наклонностей, а, скорее, от неосознанного желания подростков выглядеть более взрослыми, грубоватыми.

 Таким образом,  полученные в ходе  исследования данные (приложение 2)  подтверждают выдвинутую нами  цель:  наблюдается тенденция к возрастанию уровня  жаргонизации  речи  среди учащихся  старших классов.   Если  обобщить  полученные  данные, то можно описать  причины увеличения  доли жаргонизации речи старшеклассника:

1.Социальные факторы.

2.Значимость  «своего»  (жаргонного)  языка  для общения  со сверстниками (желание подростка  утвердиться  как  среди   своих сверстников, так и в  собственных глазах).

3. Влияние СМИ (чтение  газет и молодежных  журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.

                         

Заключение

Изменения в молодёжном языке были, есть и будут. Поэтому  ответить на вопрос: упадок это или  закономерность сложно. Проанализировав всю ситуацию, о которой сказано выше, всё же больше склонны к ответу: «закономерность». Для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Основная роль в повышении культуры речи принадлежит   самому  человеку.  Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в его смысл. 

В процессе работы над темой  мы познакомились с литературой, где почерпнули сведения по теоретической части, собрали фактический материал и проанализировали его.

В результате исследования мы пришли к выводам:

1) молодёжный сленг учащихся нашей школы, возникающий как символ, признак принадлежности к особой общности, - явление самостоятельное и меняющееся;

2) сленговые слова и  выражения разнятся в речи школьников разного возраста;

3) с точки зрения стилистики  – подростковый  сленг– это  вредный паразитический нарост  на теле языка, который вульгаризирует устную речь говорящего;

4) на пополнение словарного  состава подросткового сленга  влияют уровень развития и  доступность средств коммуникации.

Нас порадовал тот факт, что учащиеся нашей школы сознательно контролируют употребление жаргонной и сниженной лексики на школьных уроках. Следовательно, гармоничная среда способна ограничить употребление сленга.

Итак, сленг был, есть и  будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как  и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда  это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без  сленга представить невозможно.

В чем же главные достоинства сленга? Прежде всего, выразительность и краткость.

Наличие жаргонизмов в  речи школьников говорит о том, что  учащиеся не ощущают потребности  в пользовании литературным языком, не чувствуют его выразительности  и словарного богатства. Наши ученики  пользуются жаргонизмами как бы забавляясь, не понимая, не осознавая того, что  эти слова-паразиты усиливают, даже если говорящий этого не желает, отрицательное действие; что жаргонизмы даже в дружеских отношениях снижают  качество этих отношений. Ведь не секрет, что молодые люди употребляют и циничные выражения, которые не являлись предметом исследования в этой работе. Нашим молодым людям надо осознать, что «в основе жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость», так как люди, которые их произносят, «потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни… что они чувствуют себя слабыми, защищенными против них»,2 - мудро подметил в свое время известнейший филолог Д.С.Лихачев Жаргонные слова не способны передать точную информацию, потому что обладают размытым лексическим значением: «крутой», «клевый», несомненно, положительная характеристика, но что конкретно означают эти слова? На сленге невозможно серьезно говорить о высоком, вечном, т.к. большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную или шутливую окраску. Сленг не исчерпывает весь спектр человеческих эмоций, а значит, человек, говорящий только на сленге, становится своеобразным «языковым дальтоником», лишает себя возможности воспринимать мир ярким, многоцветным, теряет способность восхищаться, радоваться, удивляться.

   За последние годы  особенно среди молодежи заметны  признаки духовной деградации, духовного  обнищания, напрямую связанные  с языковыми потерями.

Почти вся молодежь, употребляющая  сленговые слова, думают, что это  отклонение от нормы, но, в то же время, продолжают использовать эти слова в своем общении, так как эти слова стали для них привычными и обычными.

    Поэтому сегодня,  как никогда, необходимо пробудить  в каждом человеке, особенно в  подрастающем поколении, чувство  собственного достоинства и самоуважения. Как писал К. Г. Паустовский,  «по отношению каждого человека  к своему языку можно совершенно  точно судить не только о  его культурном уровне, но и  о гражданской ценности. Истинная  любовь к своей стране немыслима  без любви к своему языку».3

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование //Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.
  2. Большой энциклопедический словарь (БЭС). - М., 1991
  3. Бондалетов В.Д. «Молодежный жаргон. Что это? Словесный мусор или…?». Язык и образование: материалы 3-й Всероссийской научной конференции "Язык образования и образование языка". - Великий Новгород, 2003
  4. Борисова-Лукашенец Е.Г. Современный молодежный жаргон //Русская речь. - 2004. - 5.
  5. Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. - Горький, 2004. - 366 с..
  6. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодёжь. - М.,2006. - 258 с..
  7. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2004. - 177 с.
  8. Интернет-ресурсы.
  9. Касьянова В.М. «Практическая грамотность школьников - пути и способы ее формирования». «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология» - 2004. - №2. - С.120-128
  10. Левикова, С. И. Молодёжный сленг как своеобразный способ вербализации бытия [Электронный ресурс]: Левикова С.И. – Версия 2.0. – М.: Formoza, 2001
  11. Матюшенко, Е.Е. Современный молодёжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. - Волгоград: Перемена, 2003. - 19. - С. 97-102 (0,4 п.л.).
  12. Никитина Т.Г. Словарь молодежного сленга 1980-2000 гг., «Фолио-Пресс», С/Пб, 2003.
  13. Радзиховский Л.А. , Мазурова А. И. Сленг как инструмент отстранения // Язык и когнитивная деятельность. - М., 2005.

Информация о работе Молодежный сленг подростков