Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:53, реферат
Целью исследования является сущность морального конфликта и способы их разрешения. Для разрешения данной цели требуется решить следующие задачи:
- выяснить причины возникновения морального конфликта;
- определить особенности и свойства конфликта;
- установить сущность конфликта и определить его виды;
- выяснить какие существуют способы и приемы профилактики моральных конфликтов;
- выяснить какие существуют пути разрешения конфликта.
Введение
3
Глава 1. Причины, особенности развития и свойства конфликта
5
Глава 2. Сущность и виды моральных конфликтов
8
Глава 3. Способы и приемы профилактики и предотвращения внутриорганизационных конфликтов. Этические нормы поведения сотрудника милиции в конфликтной ситуации
13
Глава 4. Пути разрешения моральных конфликтов
20
Заключение
24
Список использованной литературы
Эта норма определяется следующими критериями:
1. Наименьший ущерб;
2. Наиболее благоприятные нравственные последствия;
3. Соблюдение интересов наибольшего круга людей;
4. Соблюдение принципа разумной достаточности используемых средств.
Поскольку в силу специфики служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов нередко приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы-меры, ему следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для того, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, следовательно, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости. Эта способность, иными словами, нравственная культура, нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры, не выходил за пределы гуманистических ценностей, соответствовал бы общественному нравственному идеалу, но в то же время не был бы и ущемлен в угоду абстрактно, тем более ложно понимаемым нравственным ценностям и нормам.
Глава 4. Пути разрешения моральных конфликтов
7Алгоритм разрешения конфликтов:
1. Локализация ситуации, то есть принятие мер ограничения числа свидетелей и мнений «замораживанию» конфликта, уменьшению эмоциональной напряженности. Уменьшение числа свидетелей важно в связи с тем, что чем их больше, тем большему числу людей придется давать объяснения после разрешения конфликта.
Существует правило: все наблюдающие ссору должны быть оповещены о конечном результате.
2. Анализ конфликта и его обстоятельств:
а)раздельный опрос конфликтующих сторон и свидетелей;
б) изучение конфликтующих субъектов и свидетелей (их характера, темперамента, интересов, привычек, мотивов, ценностных
ориентаций, профессиональных качеств, опыта работы, бытовых условий,
истории развития отношений и действий конфтиктующих сторон);
в) поиск причины конфликта;
г) мысленное проигрывание конфликта на основе полученной информации с целью идентификации модели конфликта и оригинала.
3. Констатация причин конфликта.
4. Разработка и анализ вариантов разрешения конфликта.
5. Выбор оптимального метода, приема, формы, средств и условий
разрешения конфликта.
6. Осуществление попытки сближения сторон. Это можно сделать публично или в кабинете у начальника, отметив хорошие стороны конфликтующих и вспомнив время бесконфликтного их сосуществования.
7. Реализация выбранной программы действий по разрешению конфликта.
8. Огласка результатов разрешения конфликта.
9. Устранение дискомфорта у неправой конфликтующей стороны.
Здесь возможен также следующий универсальный алгоритм: «Да, Петр Алексеевич, ты неправ. Но мы тебя много лет знаем и ценим. Не переживай. Все не так уж страшно. Иди работай, жизни без ошибок не бывает. А эта ошибка была не такой уж большой. Мы в тебя верим.»
8Стиль соперничества: если сотрудник ОВД человек активный, идет своим путем в разрешении конфликта, способен на волевые решения и не склонен к сотрудничеству, удовлетворяет свои интересы в ущерб интересам других, вынуждает других принимать свое решение проблемы, то он выбирает этот стиль.
Этот стиль эффективен, если сотрудник обладает определенной властью,
уверен в правильности решения проблемы. Он настаивает на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения принуждения и других средств давления на оппонентов.
Слабые стороны применения стиля: вызывает отчуждение других, не годится в подчиненном положении.
Стиль уклонения : сотрудник не отстаивает свои права, уклоняется от
разрешения конфликта. Это бывает тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него, он не хочет тратить силы на ее решение или находится в безнадежном положении. Он чувствует свою неправоту или правоту другого человека, или другой человек обладает большой властью. В этом случае можно попытаться изменить тему разговора, выйти из помещения, уйти от проблемы, игнорируя её.
Стиль эффективен, если сотрудник вынужден общаться со сложным человеком, если нет оснований продолжать с ним контакты, если нет большой необходимости принимать решение, если сотрудник хочет уйти от ответственности, если у него нет необходимой информации для решения проблемы.
Стиль приспособления: сотрудник действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для сотрудника. Сотрудник не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Сотрудник жертвует своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Если сотрудник чувствует, что уступает в чем-то важном для него и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Если другой не хочет ничем поступиться или не оценит сделанного сотрудником - стиль тоже неприемлем.
Стиль эффективен, если уступая, сотрудник может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Он не уклоняется от решения проблемы, участвует в ситуации, соглашается сделать то, чего хочет другой.
Стиль сотрудничества: сотрудник разрешает конфликт и отстаивает свои
интересы, но старается сотрудничать с другим человеком. Сначала определяются нужды и интересы другой стороны , а потом обсуждаются. Стиль эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды. Определение источника неудовлетворенности в этом случае затруднено, существует различие между внешними декларациями и подспудными интересами и нуждами. Необходимо время на поиск скрытых интересов и нужд.
Обе стороны должны выделить время на решение проблемы, объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и выработать варианты решения проблемы.
Стиль компромисса: взаимные уступки двух сторон, торг и выработка
компромиссного решения. Компромисс - это соглашение на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Компромисс основывается на незначительных взаимных уступках. При выработке решений никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
Все стратегии поведения хороши, но каждая для своей ситуации. Как показывает опыт практических психологов, занимающихся анализом и разбором конфликтных ситуаций в служебных коллективах, противоборство – это крайняя мера поведения. Наиболее целесообразным является использование остальных четырех стратегий поведения, только когда все меры использованы, человек вправе идти на соперничество.
Заключение
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1) Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия;
2) Если попробовать рассмотреть причины конфликтов, возникающих в служебном коллективе, то условно можно было бы представить их в виде трех основных групп причин:
- причины, порожденные особенностями службы;
- это причины, вызываемые психологическими
особенностями
- причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива;
3) Алгоритм разрешения конфликтов:
а) локализация ситуации;
б) анализ конфликта и его обстоятельств;
в) констатация причин конфликта;
г) разработка и анализ вариантов разрешения конфликта;
д) выбор оптимального метода, приема, формы, средств и условий
разрешения конфликта;
е) осуществление попытки сближения сторон;
ж) реализация выбранной программы действий по разрешению конфликта;
з) огласка результатов разрешения конфликтов;
и) устранение дискомфорта у неправой конфликтующей стороны.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
Монографии и учебная литература:
1 Наумкин Ю.В. Психология. Педагогика. Этика.: Учебник для вузов. 2-е издание, испр., М.: 2002, стр. 37-39
2 Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления. М.: 2003, стр. 73-74.
3 Наумкин Ю.В. Психология. Педагогика. Этика.: Учебник для вузов. 2-е издание, испр., М.: 2002, стр. 45-46
4 Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления. М.: 2003, стр. 56-58.
5 Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М.: ЮИ МВД России, 1999, стр. 32-33.
6 Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие; М.: 2004, стр. 64-65.
7 Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления. М.: 2003, стр. 76.
8 Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления. М.: 2003, стр. 24-26.