Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:34, реферат
Международный бизнес - предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.1
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I «
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
2)Этика в международном бизнесе…………………………………..
3)Моральные проблемы в международном бизнесе
Для менеджера любого уровня крайне необходимо понимание основ этики, так как он вынужден постоянно принимать те или иные решения. Как они будут оценены коллегами? Каковы будут последствия этих решений? Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо четко представлять, какой морально -нравственный климат сложился в данном обществе и в данной фирме.
Менеджеру необходимо поддерживать длительные и взаимовыгодные отношения с владельцами компаний, потребителями, кредиторами, поставщиками, работодателями. Весьма часто эти отношения складываются в ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Главное правило здесь — придерживаясь этических принципов, избегать намерения платить злом за зло. В твердости менеджера проявляется его достоинство.
Американскими исследователями сформулированы следующие принципы деловой этики:
♦ принцип справедливости;
♦ принцип права;
♦ принцип утилитаризма (практицизма).
Данные принципы предлагают управляющим способ прямого рассмотрения качества выбранного решения прежде, чем оно будет принято.
Первый принцип основывается на понятиях порядочности и честности и может быть использован при анализе принимаемых решений. Главный спорный вопрос в данном случае заключается в следующем: основывать ли реализацию возможностей по потребностям, способности или вкладу?
Принцип права зиждется на постулировании нерушимости прав каждой личности. Когда права игнорируются, происходит этическое нарушение. Правовой подход доказывает также, что для каждого права имеются соответствующие долг, обязанность или ответственность.
В области права существуют спорные проблемы. Одна из них заключается в противоречии между правами личности, особенно при распределении недостаточных ресурсов. Кроме того, проблема возникает и из несогласия в некоторых случаях общества с правами индивидуума.
Что касается третьего принципа — утилитаризма — принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и прибылей. Люди, которые доказывают необходимость определенных решений, исходя из этой перспективы, говорят так: «Самого большого добра да побольше». Они определяют затраты, так же как и прибыль, на каждом шаге в бизнесе. Утилитаристы будут доказывать, что наиболее желательный ход действия тот, который приводит к наибольшим прибылям.
Обосновывать принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма.7
3)Моральные
проблемы в международном бизне
Позиции на проблему возникновения морали.
1. Возникновение нравственности связывается с возникновением первых социальных отношений, способствующих упорядочиванию полового общения: возникновением экзогамного запрета и затем, дуально-родовой организации.
Эту точку зрения представляют такие авторы, как: Ю.И. Семенов, С.П. Толстов, A.M. Золотарев, Ю.М. Бо- родай.
При этом причины подобной трансформации общества объясняются разными факторами: охотничьи и трудовые запреты, направленные на снижение агрессивности во время охоты и полевых работ (Семенов); поиски условий мирного существования с соседними племенами (Золотарев) или интерпретации фрейдистского типа, апеллирующей к обострившейся в определенных условиях реакции сознания вины перед свергнутым вожаком-самцом, что сделало возникший благодаря этой реакции запрет сакральным (Бородай).
2. Выведение нравственности из факторов, связанных с взаимными трудовыми обязательствами, кооперацией, взаимопомощью, регламентацией половозрастного разделения труда. Эту точку зрения выражают А. Ф. Шишкин, Е.Г. Федоренко, В.Ф. Зыбковец, Р.В. Петропавловский, Т.М. Ярошевский, С.А Токарев, Д.Ж. Валеев.
Данный подход так же, как и первый, относит возникновение морали к очень ранним стадиям развития человеческого общества. Согласно мнению некоторых из названных авторов, мораль является наиболее фундаментальным феноменом человеческого бытия. Она возникает на древнейшей стадии развития человеческого общества,. еще до религии, до того как развилось явление, получившее название первобытного синкретизма.
С точки зрения Д.Ж. Валеева, нравственность, например, была даже в первобытном человеческом стаде. Зародившаяся социальность уже имела в себе как тенденцию потенцию моральности, ибо налицо совме-стная трудовая деятельность формирующихся людей и органически вытекающая из нее взаимопомощь.
3. Выведение нравственности из противоречий в развитии личности, в основном проявляющих себя в процессе возникновения классового общества. Этот подход разделяют О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов, В.А. Ребрин, В.Н. Колбановский, А.Г. Спиркин, А.И. Титаренко, Ю.В. Согомонови др.
Основополагающим для
данного подхода является признание
противоречивого характера
Проследив историю развития маркетинга в бизнесе на протяжении нескольких 10-летий, крупнейший современный специалист в этой сфере доктор Филипп Котлер обнаружил, что одной из важнейших тенденций здесь оказывается отчетливый сдвиг от "сбытового" к "клиент-центрированному" мышлению и способу организации действий.
"Сбытовое" маркетинговое мышление, доминировавшее в течение многих лет в истории западного бизнеса и не менее явно доминирующее сегодня в российской ситуации, отчетливо отталкивается от задачи избавиться от закупленного или самостоятельно произведенного товара. Его ключевая идея: "У меня есть такой-то товар, мне н., ч/б он весь разошелся и поскорее..." Крайним проявлением "сбытовой" позиции в маркетинге является позиция Продавца, дублирующая "эгоцентрическую" позицию в эксперименте с зажигалкой.
Даже при самом поверх-ном взгляде на происхождение такой формулы мышления становится явной тесная связь "сбытовой" идеологии с внутренней позицией Продавца. Как правило, это формула типа: "Я умею печь пироги - поэтому буду булочником", либо - "У меня есть связи с NN, поэтому я смогу доставить и продать производимый ими товар". Иными словами, наиболее ярко "сбытовое" мышление обычно демонстрируют Специалисты, те, кто умеет делать какое-то дело, знает, что умеет делать его хорошо, и уже поэтому уверен, что он обречен на успех на рынке.
В предельных случаях носителям "сбытового мышления" не свойственно думать о Клиенте вообще, т.к. все проблемы, связанные с отсутствием сбыта, трансформируются ими либо в задачу что-то еще сделать со своим товаром, либо в претензии к внешней среде. Приведем в этой связи два примера.
На совещании ведущих менеджеров крупного электронного завода, продукция которого явно отстала от требований жизни и практически перестала покупаться, обсуждался вопрос о вариантах выхода из проблемной ситуации. В разгар обсуждения один из рук-лей предприятия заявил буквально следующее: "Я вообще не понимаю, что мы тут обсуждаем! Какие там еще "новые ниши", какой "клиент"? Думайте логично! Продукция у нас хорошая, всем нормам качества соответствует - раз. Проблема в том, что сейчас ее девать некуда, все линии и помещения забиты - два. Значит - надо строить новые склады, вот и все решение..."
Другая ситуация разворачивалась в солидной страховой компании. В штат компании обычно подбираются очень серьезные специалисты по страховому делу, которые много внимания уделяли качеству предлагаемого ими страхового продукта. Разрабатываемые в компании страховые продукты всегда б. образцовыми на рынке страховых услуг по тщательности прописывания условий договоров, соответствию нормам и традициям международного страхования, юридической отточенности формулировок и пр. Страховой продукцией этой компании охотно пользовались конкуренты. Как т-ко у них возникала задача выдвинуть на рынок новый продукт, они прежде всего старались раздобыть образец от данной компании и, слегка видоизменив его, с легкостью пускали в дело, будучи уверены, что продукт сработан на совесть. При этом, как ни странно, дела у конкурентов шли намного лучше. Но, объясняя причины своего отставания от конкурентов, рук-ли и ведущие менеджеры компании чаще всего ссылались на неготовность рыночной среды. "Общество еще не созрело для массового потребления этого продукта", "Правит-во д. принять такие-то и такие-то законы, которые действуют в международной практике", "Это потребуется т-ко тогда, когда возрастет жизненный уровень населения" и пр. И все эти объясняя б. абсолютно верными по сути. Они не объясняли т-ко одного - почему в этих же самых условиях компании конкурентов все же достигают значит-но больших видимых успехов и продвигается вперед даже в тех нишах, где, с точки зрения спец-ста, делать пока совершенно нечего.9
Опыт международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.
Так, нечестное поведение фирмы Coca-Cola, случаи дачи взяток конкурентам в качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной Pepsico, так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы Coca-Cola.
К началу 80-х гг. в этике бизнеса сложились три главных направления: «этика филантропии», «этика справедливости», «этика личной автономии»,
Первое из них напрямую
связывает добро с результатом,
к которому добро приводит, и побуждает
бизнес к благотворительной
В вопросах охраны труда,
окружающей среды, соблюдения правил конкуренции,
искоренения дискриминации
Риск и безопасность.
Главная этическая проблема, относящаяся к большинству продуктов, заключается не в том, что производится, а в том, как это производится. Производимые товары должны быть безопасными, не причинять заведомого вреда; их следует производить в условиях, не причиняющих вреда тем, кто занят в производственном процессе; и их следует производить таким образом, чтобы минимизировать какой бы то ни было вред, наносимый окружающей среде.
Для того чтобы люди могли принять разумное решение пойти на какой-то риск, должны быть соблюдены четыре условия.
Во-первых, они должны прежде всего знать, что подвергаются риску. Точно так же, как люди имеют право на то, чтобы им не причиняли вреда, они имеют право знать, когда существует риск причинения им вреда. Отсюда следует, что на промышленной фирме лежит обязанность информировать потребителей о вреде, который им причиняет или может причинить использование их изделий, если это не самоочевидно. Информировать о риске возможного вреда обязаны также химические и другие предприятия, производящие опасные или токсические продукты, причем такие предприятия должны уведомлять работников, находящихся вблизи их производственного оборудования, о потенциальном риске, которому эти люди подвержены.
Во-вторых, люди должны знать не только то, что они подвергаются риску, но также характер и источник такого риска, чтобы они могли разумно оценить его степень. Если риск кроется в самом продукте, они должны знать, при каких условиях риск возникает. Без такой информации они не знают, как оценить степень риска и готовы ли они себя ему подвергнуть. Если риск носит постоянный характер и исходит от обычного употребления изделия, как, например, при использовании цепной пилы, тогда потребитель знает, что он должен соблюдать большую осторожность при пользовании им. Если же опасность возникает лишь при определенных условиях или при неправильном использовании изделия, потребитель вправе знать это, чтобы он мог решить, избежать ли риска, вовсе отказавшись от использования такого изделия, или идти на риск с полным осознанием существующей опасности.
В-третьих, чтобы оценить риск, потребитель должен знать и какова его степень, и как с ним справиться, например вовсе избежать риска или минимизировать его. Если человек покупает шины, рассчитанные на максимальную скорость 80 миль в час, он может предотвратить их разрыв, если станет вести свою машину на скорости менее 80 миль. Если вероятность разрыва при скорости выше 80 миль составляет один из десяти и возрастает с увеличением скорости, езда со скоростью выше 80 миль на таких шинах представляется безрассудной. Если человек знает, каков риск и как его избежать (т. е. всегда вести машину со скоростью меньше 80 миль), для него может иметь смысл покупать именно такие шины. Если производитель не предупреждает клиентов о такой опасности, он подвергает их риску, так как они не знают, как его избежать. А это равносильно тому, что производитель сознательно подвергает клиента опасности аварии.
В-четвертых, чтобы разумно оценить риск использования изделия, человек должен знать, какие существуют и существуют ли вообще альтернативы. Те, кто желает избежать риска летать самолетами, знают, что существуют альтернативные виды транспорта — поезда, автомобили, велосипеды, конный и иной живой транспорт, пешее передвижение, да и вообще что можно оставаться на месте. Риск, связанный с покупкой ненадежного автомобиля, можно минимизировать, купив другой, несколько более надежный. Но вождение любого автомобиля обусловлено известным риском, и вовсе избежать его можно, только вообще отказавшись водить автомобиль. Мы можем предпочесть избегать каких-то видов риска, но есть другие его виды, которые остаются вне нашего контроля, и мы учимся жить с ними, принимать посильные предосторожности, чтобы минимизировать риск. Совершенно очевидно, что было бы неразумно подвергать себя большому риску получить телесные повреждения, когда его можно легко избежать. Имеет смысл идти на некоторый риск, когда это необходимо для достижения очень важной цели, но даже и в этом случае разумно пытаться свести его по возможности к минимуму.
Информация о работе Моральные проблемы в международном бизнесе