Мотивация в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Данная тема мотивации актуально как сложное, явление - необходимый элемент системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

этоооо.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 
                   Актуальность темы исследования. Данная тема мотивации актуально как сложное, явление - необходимый элемент системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов и методов, основанных на знании и использовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук.

Кроме того, в  современных условиях основное внимание менеджеров должно обращаться на то, чтобы  усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека и ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению. Такой тип мотивации требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, но и использование его в практике помогает успешнее и результативнее управлять членами организации. 
            

           Анализ степени изученности проблемы. К данной теме исследования обрались ученые и практики, занимающиеся научными и научно-практическими исследованиями в области мотивации персонала:, А. . Маслоу, А.И. Наумов, В. А. Дятлов, Н. Китаева, И. Варданян и др.1

 

Проблема  исследования мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике  опубликовано. Определенную помощь в изучении структуры стимулов и мотивов  персонала руководителям могут оказать проводимые  социологические исследования  по особенностям и тенденциям   развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

 
       Объектом исследования в курсовой работе является ООО «ВостокЧай», которое является дистрибьютором, т.е. посредником, осуществляющим оптовые торговые операции с продукцией - известными марками чая и кофе.

 

Предмет исследования - методы мотивации персонала к деятельности на данном предприятии.

Реализация  данной цели возможно посредством решения  следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы мотивации, и ее значения для эффективного функционирования данной организации.
  2. Проанализировать практику мотивации как форму перспективных кадров в организации (на примере ООО «ВостокЧай»).
  3. Обосновать направления совершенствования мотивации как формы перспективных кадров в организации.

 

Цель  курсовой работы заключается в исследовании проблем, связанных с построением эффективной системы методов мотивации на предприятии и разработкой возможных путей их решения.

Поставленная  цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение основных понятий и аспектов мотивации персонала на предприятии;
  • анализ опыта ученых, изучающих проблемы мотивации персонала 
    предприятия;
  • анализ кадрового состояния исследуемого объекта курсовой работы;
  • анализ и оценка системы методов управления ; 
  • предложение мероприятий по совершенствованию методов управления мотивацией работников объекта исследования.

 

Теоретико-методогологические основы исследования системы мотивации на предприятии, используемые в курсовой работе: наблюдение, анализ документации, опрос, анкетирование.

При написании  данной курсовой работы была изучена  специальная литература, касающиеся формирования эффективной системы методов мотивации деятельности работников предприятии.

 

В качестве эмпирической базы  данной курсовой работы были использованы материалы социологических исследований по проблеме мотивации в организации, финансовая, бухгалтерская и кадровая документация организации ООО «ВостокЧай».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ФОРМЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КАДРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Любая деятельность человека (физическая или умственная) направлена на удовлетворение потребности, достижения определенной цели, состояния, и именно эта направленность и степень активности в деятельности человека являются предметом воздействия системы мотивации.

В переводе с  латинского языка «мотивация» - «movere» - означает побуждение. В менеджменте  существует множество определений  понятия «мотивация». Приведем некоторые из них. Итак, мотивация:

  • «это процесс стимулирования (или побуждения) самого себя и других к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей организации»; 2
  • «это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей»; 3
  • «состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации»;4
  • «это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности»; 5
  •   «динамичная система взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотивов), вызывающих и направляющих поведение человека. Под внутренними факторами понимаются потребности, интересы, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты». 6

Мотивация является феноменом внутреннего генерирования  побуждения к определенным действиям и результатам. Человек может сам решить, быть ему мотивированным или не быть. Люди часто сопротивляются мотивации на производстве, за исключением тех случаев, когда в их работе естественно присутствует непрерывный фактор мотивации.

Совокупность  движущих сил находятся вне и  внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

В понятии мотивации  особенно важны следующие его  аспекты:

  • определение того, что деятельность человека находится в прямой зависимости от мотивационного воздействия
  • выявление соотношения внутренних и внешних сил;
  • соотношение с результатами деятельности человека.7

         Структура мотивации характерна определенной стабильностью, но в то же время она способна изменяться, в том числе сознательно, в рамках воспитания человека, повышения его образования и т.д.

Механизм мотивации  достаточно сложен. Для того чтобы  всесторонне раскрыть сущность мотивации, остановимся на уяснении смысла основных понятий и психологическими явлений, находящихся в системном взаимодействии друг с другом - это мотив, потребности, побуждение, цель, притязания, ожидания, интерес, стимул.

Центральное место  в теории мотивации занимает, конечно  же, понятие «мотив». 
         В соответствии с толковым словарем С.И.Ожегова «мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; довод в пользу чего-нибудь».

Мотив - это преимущественно  осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей.

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Он представляет собой преимущественно сознанное побуждение.

Потребности - это  ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо, это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

В психологии выделяют органические потребности и потребности личности . Потребность органическая - нужда организма в чем-то, недостаток чего-то. Потребность личности - переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.8

В общем виде все потребности можно разделить  на два вида: первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, например, потребности дышать, спать, потребности в пище, воде. Они являются врожденными, заложены генетически.

Вторичные потребности - психологические, например, потребность  в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо или кому-либо являются приобретенными, осознанными с опытом.9

Поведенческим проявлением потребности является - побуждение. Побуждение - это желание, намерение действовать, энергетическая заряженность. Побуждение - это потребность, имеющая определенную направленность, цель.

При осуществлении  мотивационной деятельности следует  учитывать, что хотя потребности  у большинства людей одинаковы, удовлетворяют они их по разному, так как поведение индивидуума  в различных ситуациях не может быть определено и поддаваться внешнему воздействию.

Следует так  же отметить, что часто мотив выражает не одну, а сразу несколько потребностей. Например, мотив получения материальных благ, основанный на потребности в  уважении и общественном признании; на потребности , безопасности и защищенности в будущем; на физиологических потребностях. 
Интерес - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнатъ, понять; занимательность, значительность; нужды, потребности; выгода, корысть.10

Интерес (лат. «interes» - имеет значение, важно) - форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее (личности) ценному, важному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов, потребностей личности так и с характером форм и средств освоения действительности.

Следующим важным понятием теории мотивации выступает  стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.

 

    • Принуждение. В нашем обществе на предприятии используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность (с понижением), строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
    • Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально- 
      вещественной форме: вознаграждение за результаты, заработная плата,    премии из прибыли предприятия, путевки, компенсации, кредиты и другое.
    • Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: почетная грамота, доска почета, благодарность, почетное звание, диплом, ученая степень, публикации в прессе, и другое.
    • Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие 
      его к достижению целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, изобретение, получение второго образования и другое. Это самый сильный стимул, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

М.Х. Мескон в своем труде «Основы менеджмента» понятия «мотивация» и «стимулирование» использует как синонимы.

Определение мотивации  через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению.

В отличие от стимула, мотив, по убеждению профессора О.С. Виханского - внутри человека. Другими словами, мотив - это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета11. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности А. Н. Леонтьев: «... лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности - наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень», то есть в мотив. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри.

Информация о работе Мотивация в организации