Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:43, контрольная работа
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: “Я не знаю, как выразить это словами”, имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов.
I.Введение………………………………………………………………….………………………………..стр. 2
II. Основная часть: Роль невербальных средств в деловом общении………стр. 3
1. Кинесика………………………………………………………………………………………………….стр. 3
1.Мимика……………………………………………………………………………………..……..стр. 3
2.Жесты и Позы……………………………………………………………………………………стр. 4
2.Проксемика……………………………………………………………………………………………стр. 8
1.Четыре зоны личной пространственной территории человека…....стр. 9
2.Фактор времени……………………………………………………………………….…..……стр.8
3.Четыре положения за прямоугольным столом……………………….………стр.10
4.Квадратный стол………………………………………………………………………….…...стр.11
5.Круглый стол………………………………………………………………………………….….стр.12
3.Визуальный контакт…………………………………………………………………………….…стр.12
4.Невербальные особенности речи (тон, сила и высота голоса, скорость речи)………………………………………………………………………………..………………………стр.15
5.Межнациональные различия невербального общения………………………стр.17
III. Заключение…………………………………………………………………………………….……….стр.19
IV. Список литературы………………………………………………………………………………….стр.22
Межличностное расстояние (0,5 – 1,2 м) – для разговора друзей с соприкосновением
или без соприкосновения друг с другом;
Социальное расстояние (1,2 – 3,7 м)
– для неформальных социальных и деловых
отношений, причём верхний предел более
соответствует формальным отношениям;
Публичное расстояние – (3,7 и более) – на этом расстоянии не считает грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удалённое, положение отрицательно сказывается на общении.7
2.2. Фактор времени.
Взаимопонимание людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим времени, является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать – значит вольно или вольно заявить о своём праве распоряжаться ситуацией. Фактор времени очень значим в том обществе, в котором “время - деньги”, поэтому важно не тратить время зря. В этом, в частности, и нужно искать исток пунктуальности бизнесменов.
2.3. Четыре положения за прямоугольным столом.
Существуют
правила взаимодействия, их нужно
знать и выполнять в
Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской непринуждённой беседой (Приложение 1). Эта позиция способствует постоянному контракту глаз и представляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.8
Позиция делового взаимодействия. (Приложение 1) Если собеседники настроены одинаково, разделяют одну точку зрения или работают над одной и той же проблемой вместе, то они могут расположиться за столом рядом. Это наиболее удачная позиция для выработки совместных решений. Эта позиция чрезвычайно полезна и в тех случаях, когда необходимо участие в переговорах третьей стороны.9
Конкурирующе-оборонительная позиция. (Приложение 1)Садясь за стол напротив собеседника, вы создаёте оборонительную атмосферу конкуренции. В результате обе стороны могут настаивать на своей точки зрения, так как стол является надёжным барьером, разделяющим их. Такое положение выбирают люди, которые либо конкурируют друг с другом. Это положение также обычно для отношений “начальник/ подчинённый”.10
Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным. Если, вам нужно предложить, образец, схему или книгу на рассмотрение человеку, сидящему напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предъявить, на центральную линию стола. Если он наклонится вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не придвинет его на свою сторону, то это значит, что ему ваш материал малоинтересен. Если же он придвинет материал на свою сторону стола, то это означает, что он придвинет материал, что он проявил к нему интерес. Это даёт возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества. Однако, если он оттолкнёт то, что ему вы принесли, значит сделка не состоится и можно заканчивать разговор.11
Независимое положение занимают люди, которые не хотят взаимодействовать друг с другом. Такого положения следует избегать, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.12 (Приложение 1)
2.4. Квадратный стол.
На создание психологического климата влияет не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливается с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причём человек, который сидит справа от вас, будет более внимателен к вам, чем тот, который сидит слева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидит прямо напротив вас. (Приложение 1)
2.5. Круглый стол.
Круглый
стол создаёт атмосферу
3. Визуальный контакт
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения.14 Эмерсон писал: “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым”.15
На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. В своей книге “Выразительные глаза” Хесс пишет, что глаза могут очень многое рассказать о человеке и стать самым надёжным сигналом в процессе общения, так как они являются главным центром человеческого тела, а зрачки движутся совершенно независимо.
Если человек возбуждён, то зрачки его расширяются. Они могут стать в четыре раза больше своего нормального размера. И наоборот, если человек настроен негативно, раздражён или рассержен, то его зрачки сужаются до минимальных размеров – “глаза-бусинки”, или ”змеиный взгляд”.
Старинная мудрость гласит: “Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним”. Когда вы общаетесь или ведете деловые переговоры, то смотрите на зрачки партнёров, и вы сможете понять их истинные чувства.
Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более двух третей времени беседы, то это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относится к вам враждебно (в этом случае вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки).
Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, ваши взгляды должны встречаться на протяжении 60-70 процентов всего времени разговора. Это заставит вашего собеседника относитесь к вам с симпатией. Совершенно неудивительно, что нервный, застенчивый человек, чей взгляд постоянно бегает и встречается со взглядом собеседника в течение менее 30 процентов времени беседы, вызывает мало доверия. Отправляясь на деловые разговоры, не надевайте темных очков, так как они могут вызвать у ваших партнёров неприятное ощущение, что их рассматривают в упор.
Но важна не только продолжительность взгляда. Не менее важное значение имеет “географическая” зона лица и тела, на которую направлен взгляд. Это также очень влияет на процесс переговоров. Эти сигналы передаются невербально и распознаются собеседником безошибочно.
Когда ведете деловые переговоры, представьте себе, что на лице собеседника начерчен своеобразный треугольник. Сосредоточив свой взгляд внутри этой зоны, вы произведёте впечатление человека серьёзного. Ваш партнёр почувствует, что вы ответственны и надежны. Если ваш взгляд не будет опускаться ниже уровня глаз собеседника, вы сможете держать ход беседы под контролем.16
Установить полный контроль над взглядом собеседника, используйте ручку или указку, чтобы указать на что-то и в то же время рассказывать об этом. Если же вам больше не нужно, чтобы человек смотрел в том же направлении, поднимите ручку на уровень глаз собеседника. Человек, как гипнотизированный, поднимает голову, встретится с вами взглядом и сможет усвоить всё, что вы ему будете говорить. Постарайтесь сделать так, чтобы ладонь второй вашей руки была раскрыта и находилась в поле зрения собеседника.17
Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными глазами уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.
Если человек подчеркивает своё превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как “взгляд свысока”. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
Взгляд и сопутствующие |
Трактовка |
Необходимо |
Подъём головы и взгляд вверх |
Подожди минуту, подумаю |
Прервать контакт |
Движение головой и |
Не понял повтори |
Усилить контакт |
Улыбка, возможно, лёгкий наклон головы |
Понимаю, мне нечего добавить |
Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой |
Ясно, понял, что тебе нужно |
Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себе |
Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону |
Пренебрежение |
Уйти от контакта |
Взгляд в пол |
Страх и желание уйти |
Уйти от контакта |
Для того чтобы научиться “технологии взгляда” и эффективно применять его в общении с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной тренировки.18
4. Невербальные особенности речи.
Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.
Тон голоса – особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: “Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?” Чувства находят своё выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверия, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушённым голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованны или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно и неправильно их выбирая, обрывая фразы на полу слове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состояние волнение или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова.19
Наконец следует упомянуть акцент, который может выдать иностранца даже при том условии, что он правильно подбирает слова и строит фразы.
Социальная принадлежность человека сказывается не только на словарном запасе, но и на его выговоре.
Таким образом, невербальные особенности речи, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и с другой стороны, характеризуют каждого из нас.20
5. Межнациональные различия невербального общения.
Как и всякий язык, невербальный у каждого народа свой. Действительно, один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Тот жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия.
Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец – на нос.21
Информация о работе Невербальные средства общения в деловой коммункации