Общение и коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

Содержание работы

1. ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИИ 3
2. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 5
3. ПРИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ 11
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КОММУНИКАЦИЙ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Деловая_этика-2.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИИ

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

  • коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
  • интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
  • перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно  говорить об общении как организации  совместной деятельности и взаимоотношении  включенных в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством  речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация:

  • Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
  • Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
  • Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
  • Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как  межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие  виды взаимодействия:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

Для того чтобы общение  было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  3. равенство в психологической взаимоподдержке.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

 

2. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СИСТЕМЫ

Организация – это  экономическая система, обязанная  заботиться об эффективности использования  своих ресурсов.

На современном этапе  развития многочисленных организаций  все острее встает вопрос об этических  отношениях внутри организации, об отношениях с другими организациями. Этические  правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия закона был законодатель.

Существуют различия между юридической и социальной ответственностью. Юридическая ответственность  – следование конкретным законам  и нормам государственного регулирования. Социальная ответственность – это выполнение соответствующих обязательств перед обществом.

Социальная ответственность  стратегии организации, имеет как  плюсы, так и минусы:

 а) плюсы:

- формируется более  привлекательный  образ организации  в обществе;

- возрастает доверие  к организации;

- увеличиваются товарооборот, количество клиентов и т.д.;

- появляется возможность  получить более выгодные заказы;

- благодаря возросшему  авторитету организация может  вести более - активную, эффективную  политику в обществе, расширяя свою деятельность, в частности рынки сбыта;

- появляется возможность  снижения местных налогов и  т.д.

 б) минусы:

- увеличиваются издержки  производства;

- ограничивается действие  закона минимизации прибыли;

- организация для  поддержания своих доходов нередко вынуждена повышать цены, т.е. положение организации в конкурентной борьбе ухудшается;

- вложение средств  в социальную среду  часто  бывает неэффективным;

- невысокий уровень  квалификации персонала организации  в области разрешения социальных проблем и т.п.

Эффективная политика социальной ответственности для организации  базируется на следующих принципах:

- помощь организации  прежде всего должна оказываться  человеку;

-помощь должна быть  направлена на удовлетворение  основных физиологических потребностей в еде, жилье, отдыхе, чистой воде, безопасности и т.д.

Для успешного существования  организация должна уметь откликаться  на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду  для себя более благоприятной.

Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила этики принимаются  на общем собрании коллектива. По содержанию правила могут различаться в различных организациях.

Этический уровень организации  характеризуется степенью ориентации ее руководителей и ее рядовых  сотрудников в своем поведении  и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

С целью повышения  уровня этичности руководителей  и рядовых сотрудников в настоящее  время в организациях проводят следующие  мероприятия: разрабатываются этические  кодексы и карты этики –  набор этических правил и рекомендаций; создаются комитеты по этике; проводятся социальные ревизии; осуществляется обучение этичному поведению руководителей и сотрудников; организуются этические экспертиза и консультирование.

Этические нормы выступают  в роли регулятора отношений в  коллективе, который или будет  способствовать успешной деятельности организации по достижению ее цели, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточно сложна. Среди важнейших регуляторов, действующих в организации, необходимо выделить: распоряжение работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждение работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.

Руководитель предоставляет работнику возможность для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а если это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков; оценивая поведение работника, пытается исправить его различными методами. Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования поведения наемных работников. Поэтому качество этических норм в деятельности организации зависит от руководителя, его авторитета.

Авторитет руководителя – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель, строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет.

 Руководителю желательно  придерживаться следующих правил:

- необходимо проявлять  интерес к людям, быть внимательным  к ним;

- нужно уметь давать  указания подчиненным;

- нужно стараться  запомнить имена подчиненных;

- в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу;

- нельзя высмеивать, осуждать людей, следует уметь  ставить себя на место осуждаемых;

- нужно уметь приветствовать  людей;

- нужно уметь слушать людей.

Коллектив – это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей.

Производственный коллектив  выполняет две взаимосвязанные  функции: экономическую и социальную. Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности коллектива. Социальная функция  состоит в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива.

Руководитель должен знать почти все о своем  коллективе. Это способствует созданию устойчивых групп, выявлению лидеров, подбору руководителей, созданию здорового  морально-психологического климата.

Морально-психологический  климат коллектива – это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения.

Морально-психологический  климат коллектива зависит от следующих  факторов: уровня механизации и автоматизации; дисциплины и охраны труда; организации труда и управления; способов производства; распределения и потребления материальных ценностей; системы оплаты труда; квалификационно-образовательного уровня коллектива; творческого и интеллектуального потенциала работников; уровня технической эстетики и культуры производства; физического и духовного развития коллектива; системы нравственного воспитания коллектива; формирования моральных и этических принципов; системы психологических установок; социально-психологических характеристик личностей; условий быта и отдыха членов коллектива.

Под межличностными отношениями  понимаются различные виды взаимосвязи  и общения личностей в коллективе в процессе их деятельности. Данные отношения включают межличностное восприятие, совместимость, конфликты и др.

Процесс регулирования  межличностных отношений предполагает решение ряда задач:

- обеспечение передового  стиля управленческой деятельности  руководителей всех уровней;

-     внедрение  системы стимулирования;

- своевременное предупреждение  и разрешение конфликтов в  коллективе.

Межличностная совместимость проявляется в сфере общения и основывается на общности целей, отношения к деятельности, межличностных предпочтений, симпатий людей.

Нормы этического поведения руководителя – это правила, базирующиеся на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель обязан являться примером для подчиненных. Он должен обладать качествами, которые можно охарактеризовать следующим образом: организатор трудового процесса; специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения; человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

Руководитель должен умело решать задачи координационного характера:

  • представительские (представление и защита интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением);
  • мотивационные (проведение в подразделении эффективной мотивационной политики, распределение работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявление способности увлечь коллектив решением стоящих перед ним задач  и т.п.);
  • консультативные (обеспечение необходимой помощи подчиненным в реализации заданий).

Выполнение руководителем  указанных выше задач включается в систему его оценки. Для поддержания  благоприятного социально-психологического климата в коллективе руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Несомненно, также, что любой руководитель должен быть психологом.

Культура профессионального  поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, образования и воспитания, широтой  эрудиции, обширностью интересов.

 

3. ПРИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ

Прием зарубежных делегаций  требует большой подготовительной работы. Заранее должны быть согласованы  сроки визита, его программа, количественный состав делегации, а также все  организационно-финансовые вопросы (оплата пребывания, размещение, питание, транспорт и т.п.). В практике международных обменов принято исходить из соблюдения принципа взаимности при согласовании всех организационно-финансовых вопросов.

Информация о работе Общение и коммуникации