Общение в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в профессиональной деятельности юриста.
Задачи поставлены следующие:
рассмотреть понятие и виды общения в психологии, а так же особенности общения юриста;
проанализировать проблему общения в профессиональной деятельности юриста;
исследовать структуру и виды профессионального общения юриста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Понятие общения, его виды………………...……………………….….5
§. 1. Понятие, основные виды общения……………………………..…...……...5
§. 2.Функции общения………………………..…….........…………..………....11
§. 3. Цели общения……………………………..…………………..…..………13
Глава 2. Особенности профессионального общения в деятельности юриста..……………………………………...…14
§. 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста........….14
§. 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения…………………………….……….16
§.3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста ……….22
Заключение……………………………………………………………….………29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

2. Акустические (звуковые):

- связанные  с речью (интонация, громкость,  тембр, тон, ритм, высота звука,  речевые паузы и их локализация  в тексте);

- не связанные  с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т. п.)

3. Тактильные (связанные с прикосновением)

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§. 2.Функции общения

 

Функции общения многообразны. Их можно выявить  при сравнительном анализе общения  человека с разными партнерами, в  различных условиях, в зависимости  от используемых средств и влияния  на поведение и психику участников общения.

В системе  взаимосвязей человека с другими  людьми выделяют такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная9.

Информационно-коммуникативная  функция общения – это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношение к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и приятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установления волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.д.). Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

Аффективно-коммуникативная  функция общения представляет собой  процесс внесения изменений в  состояние людей, что возможно и  при специальном (целенаправленным), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения.

Потребность человека в изменении своего состояния  проявляется у него как желание  выговориться, излить душу и т. п. Благодаря  общению у человека меняется общий  настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§. 3. Цели общения

 

Цель  общения – это то, ради чего у  человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может  быть побуждение другого животного  существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением  предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать  других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы11.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности профессионального общения в деятельности юриста

§. 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

 

Общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее»12.

Если  иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно  говорить не только как о ее структурном  компоненте (подструктуре), но в ряде случаев и как об особом, самостоятельном  виде профессиональной деятельности, например, когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т.п.

И наконец, говоря о профессиональном общении  юристов, необходимо подчеркнуть еще  одну важную особенность: оно нередко  протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений  у граждан, допрос, судебные прения сторон и пр.

Начало, ход и развитие указанных коммуникативных  форм в уголовном и гражданском  процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем  формул общения, процессуальный порядок  речевого взаимодействия сторон.

Процедура процессуально регламентированного  общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно  к различным коммуникативным  ситуациям, обязательные условия, при  которых такое профессиональное общение может осуществляться (например, гласность), никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны  в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.

Помимо  указанных выше можно назвать  и другие следственные, судебные процедуры  коммуникативного характера, включающие в себя отдельные акты общения, которые  подробно не описаны в законе, например привлечение понятых к участию  в процессе. В подобных случаях законодатель детально не регламентирует порядок общения, что иной раз создает неблагоприятные коммуникативные ситуации, когда лицо, которому, например, предлагается исполнить обязанности понятого, под каким-либо предлогом уклоняется от выполнения этой роли, т.е. односторонне исключает себя из сферы процессуального общения со следователем. Поэтому от юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности.

Говоря  о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его  процессуальные, но и непроцессуальные формы.

В социальной психологии в структуре общения  выделяются три его непременные составные части: коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми; перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания; интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

 

§. 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

 

Как уже  отмечалось выше, одной из составляющих профессионального общения является коммуникативная сторона.

Под коммуникативной  стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией  между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная  коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь — важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Язык, речь, мышление тесно связаны с деятельностью людей в процессе их общения между собой13.

В речи выражаются социально-психологические особенности  человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной  реальности, в том числе и к  использованию самого языка.

Юристам постоянно приходится прибегать  к различным речевым формам, оценивать  особенности речевого поведения  других лиц. Прежде всего, к чужой  речи следует относиться как к  источнику информации, в частности  как к источнику доказательств но делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний. Процессуальное оформление высказываний в виде показаний направлено на то, чтобы повысить их достоверность, побудить свидетелей и других лиц более ответственно относиться к своим словам.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются  повышенные требования, игнорирование  которых отрицательно влияет на его  профессиональный авторитет.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно  совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь  не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных  высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых  форм коммуникации, степень эмоциональной  окраски речи, выразительность своего речевого поведения14.

Существенно дополняют речевое поведение  средства невербальной коммуникации, К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т.п.

Рассмотрим  перцептивную сторону общения. В процессе общения между его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон.

В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют не только представления о другом человеке, но и представления о  самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы сквозь призму тех образов, которые возникают  в постоянном взаимодействии с различными людьми.

Соотнеся  себя со своим партнером по общению, начинаешь лучше понимать его  мотивы, поступки, более адекватно  в эмоциональном отношении реагировать  на них. Это уподобление себя другому в процессе общения получило название идентификации. Идентификация является одним из самых простых способов понимания другого человека.

Важную  роль в установлении психологического контакта на начальной стадии общения, как, впрочем, и в ходе дальнейшего  развития диалога, играют и другие социально-психологические  явления: эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др.

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека (идентификации) предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему.

Важное  значение в процессе взаимного восприятия сторон во время общения имеет рефлексия — процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: «Я думаю, что он думает, будто я думаю... и т.д.». То есть содержательной стороной рефлексии является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению.

Первое  впечатление о человеке в социальной психологии рассматривается в качестве сложного психологического феномена, включающего в себя, по определению А.А. Бодалева, чувственный, логический и эмоциональный компоненты.

На формирование первого впечатления о человеке влияют следующие факторы: а) особенности  его внешнего облика и поведения; б) ситуация, тот социальный фон, на котором воспринимается данный субъект; в) субъективный фактор, т.е. наши личностные качества, психический склад, отношение  к различным сторонам действительности.

Информация о работе Общение в профессиональной деятельности юриста