Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в профессиональной деятельности юриста.
Задачи поставлены следующие:
рассмотреть понятие и виды общения в психологии, а так же особенности общения юриста;
проанализировать проблему общения в профессиональной деятельности юриста;
исследовать структуру и виды профессионального общения юриста.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Понятие общения, его виды………………...……………………….….5
§. 1. Понятие, основные виды общения……………………………..…...……...5
§. 2.Функции общения………………………..…….........…………..………....11
§. 3. Цели общения……………………………..…………………..…..………13
Глава 2. Особенности профессионального общения в деятельности юриста..……………………………………...…14
§. 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста........….14
§. 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения…………………………….……….16
§.3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста ……….22
Заключение……………………………………………………………….………29
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра правовой психологии
Учебная дисциплина «Юридическая психология»
Студентка 4 курса 404 группы ИП РФ
ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
(КУРСОВАЯ РАБОТА)
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры «Правовой психологии»
Саратов - 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие общения, его виды………………...……………………….….5
§. 1. Понятие, основные виды общения……………………………..…...……...5
§. 2.Функции
общения………………………..…….........…
§. 3. Цели общения……………………………..…………………..…
Глава 2. Особенности профессионального
общения в деятельности юриста..…………………………………………………………
§. 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста........….14
§. 2. Общие социально-психологические
закономерности профессионального общения……………………………………………………………
§.3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста ………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Введение
Юрист как
субъект общественных отношений, всевозможных
межличностных контактов
Поэтому, говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста1.
От юриста
помимо знаний закона требуются еще
и определенные коммуникативные
способности устанавливать
Таким образом, роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что согласно проведенным исследованиям, навыками правильного общения 60-62% сотрудников овладевают самостоятельно, 10-12% - под руководством своих руководителей, а остальные, общаясь с коллегами. По времени 15% сотрудников научаются эффективно общаться в течение первого года практической работы, 75% - в течении двух лет службы и 10% - в срок от 3 до 4 лет. Все это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии навыков общения юристов.
Для нас, как для будущих юристов, особенно важно в профессиональной деятельности суметь установить психологический контакт, построить доверительные отношения, выбрать правильную линию поведения с учетом индивидуально-психологических, возрастных, профессиональных, национальных и других особенностей граждан.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в профессиональной деятельности юриста.
Задачи поставлены следующие:
Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена в ряде монографий и статей, а также в психологической литературе.
Среди них – труды Иванкина Н.Н., Зарецкой Е.Н., Романова В.В.
Глава 1. Понятие общения, его виды
§. 1. Понятие общения, основные виды
Общение для человека – его среда обитания, один из факторов, формирующих его личность. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься2.
На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.
Отметим,
что наряду с термином общение
широкое распространение
«Коммуникация (лат. communicatio, communico – делаю общим, связы-ваю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т. д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».
В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует. В нашем курсе эти слова употребляются как синонимы.
Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.)3.
Особенность
речевой деятельности заключается
в том, что она всегда включается
в более широкую систему
Предприниматель, управляющий, дизайнер, референт, врач, строитель, инженер, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б.Ф. Ломов пишет: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны также исследовать и то, с кем и как он общается…»4.
К структуре общения относятся:
Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное5.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую- либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточенно в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Прямое общение предполагает личные конфликты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагирует на действия друг друга.
Опосредствованное
общение связано с
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения7.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику.
В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык.
Преимущество письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономичности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.
Искусство
общения предполагает, во-первых, безупречное
владение письменным языком, что обеспечивается
образованием; во-вторых, хорошее владение
устным языком (в этом большего успеха
достигают люди, владеющие и образным
и одновременно сложными народными
оборотами речи); в-третьих, умение правильно
устанавливать оптимальное
Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение8. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на три группы:
- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
- направление взгляда и визуальный контакт;
- выражение глаз;
- выражение лица;
- поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
- кожные
реакции (покраснение,
- дистанция
(расстояние до собеседника,
- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. д.).
Информация о работе Общение в профессиональной деятельности юриста