Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.
Введение 2
Понятие морали 4
Основные концепции происхождения морали 5
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение 2
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.
Мораль возникает в процессе разложения родового общества и взаимообособления людей внутри общины. Эти установления были призваны компенсировать утрату роли изначальных родовых уз и одновременно восстановить и установить в условиях такую общность между людьми, которая бы не зависела от экономических, социальных, политических и других преходящих факторов. В отличие от родового общества, общность, единство между людьми (независимо от их социальных ролей) не порождались самим порядком вещей нового общества; потребность в единении осознается как таковая именно потому, что единства уже нет, и отсутствие единства переживается как неполнота, как несовершенство общественных связей. Поэтому идея единства, как бы они ни осознавалась и ни формулировалась, изначально оказывается противоположной социальному порядку.
Принимая во внимание эти условия формирования морали, можно понять, какую важную функцию выполняют представления о добре и зле как центральные этические и моральные понятия. Они указывают на то, что в жизни есть что-то ценное помимо приятного и полезного. Это – симпатия, солидарность, родство душ, забота, любовь. Именно через них и осуществляется единение человека с другими людьми. Однако этим не исчерпывается мораль и к этому не сводится все содержание добра. Идеалом единения утверждается еще и верность человека самому себе и в этом смысле единство с самим собой. Симпатия, солидарность или любовь оказываются действительным благом, когда они соединяют цельные души и искренние натуры. Идеалом единения утверждается и преданность человека самому этому идеалу как высшему стандарту. Симпатия, солидарность или любовь действительно оказываются благом, когда человек, влекомый этими чувствами, стремится воплотить их в совершенных отношениях с другим человеком.
Это качество существования человека в мире дается с трудом и никогда не дается раз и навсегда. Каждый человек, в той мере, в какой он признает для себя высший критерий совершенства и принимает его в качеств практического принципа, должен утверждать это качество своей жизни в каждом своем решении и в каждом своем поступки. Только так и осуществляется добро – в противостоянии злу.
Термин "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как слова похожие по смыслу.
Морaль - довольно сложное явление. Рaссмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для aнaлиза последующих вопросов.
В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подoбное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Значит, прежде всегo необходимо выделить специфику норм морали.
Особенность морaли зaключается в том, чтo ее предписания носят универсальный, общечелoвеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опoздание на лекцию, бестактность и др.).
Моральные нормы опираются на авторитет
общественного мнения и на нравственные
убеждения отдельного человека. Следует
отметить, что норм морали достаточно
много: от самых простейших, требующих
деликатного обращения с окружающими
до норм, предельно обобщенных, норм-принципов
— уважай старших, не убий, не кради и т.д.
Однако представление морали совокупностью
норм, правил страдает определенной ограниченностью,
ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного
обоснования, "оправдания" (почему
нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных
ситуациях требования различных норм
может вступать в противоречие друг с
другом (например, хулиган преследует
женщину и просит у встречных сказать,
в какую сторону она побежала. Должны ли
эти встречные говорить правду, как требует
определенное правило? Всегда ли обязан
говорить всю правду своему пациенту врач?).
Наконец, надо иметь в виду, что возникающие
жизненные ситуации бывают столь многообразными,
противоречивыми, что на каждый случай
нормы не придумаешь, ибо их потребовалось
бы "несчетное" множество. Следовательно,
в нравственной жизни должны быть определенные
авторитетные ориентиры — Высшие Ценности,
которые и цементировали бы, направляли
нравственную жизнь общества и личности,
были бы своеобразным компасом в повседневном
моральном творчестве. То, что моральное
поведение представляет собой не механическое
исполнение какого-то набора предписаний,
легко обнаруживается в повседневном
общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой,
а других — подчеркнуто сухо, холодно.
Что же можно отнести к Высшим Ценностям?
Понятно, что саму человеческую жизнь,
которая ассоциируется с гармонией, порядком,
свободой, а противоположное — смерть
— с несвободой, разложением, дисгармонией.
Конечно, стоит задуматься над замечаниями
тех философов, которые осуждают малодушие,
предательство, подлость, при помощи которой
некоторые люди пытаются в экстремальных
ситуациях сохранить себе жизнь. Однако
следует признать, что подобные ситуации
— скорее те исключения, которые подтверждают
правило.
Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.
Следует подчеркнуть, что именно Высшие
Ценности наполняют нашу повседневную
жизнь полнотой и духовностью, особым
смыслом. Быть вежливым может быть и
индивид, с ограниченными устремлениями,
и даже преступник. Но вести полнокровную,
высоконравственную жизнь в состоянии
только тот человек, который соразмеряет
свои действия и помыслы с Высшими
Ценностями. Что такое духовность,
о которой в последнее время
много говорят? Пожалуй, наиболее четко
эту проблему поставило христианство,
которое, как правило, говорит о
трехчастном строении человека: тело,
душа и дух. Душа нередко "обслуживает"
тело, устремлена на земные радости, радости
общения с природой, другими людьми
(душевность). Дух же всегда устремлен
к Богу, к Высшему. У истинно
Верующего человека, считают религиозные
проповедники, дух господствует и
над душой, и над телом. Если рассуждения
богословов "перевести" на светский
язык, то под духовностью следует
понимать стремление человека соотнести
свое конечное во времени и пространстве
существование с Вечностью, выйти
за границы своего бытия. Именно эти
устремления наполняют
Зарождение и развитие морали является
длительным, сложным и противоречивым
процессом. Если история, этнография, антропология,
исследуя его, пользуются историческим
методом, которому присущи эмпирическая
конкретность, географическая, хронологическая
и этнографическая
Решение этой проблемы зависит от
понимания природы и сущности
морали. Объясняя процесс ее возникновения,
каждая из точек зрения проявила свои
слабые места. Так, в марксистско-ленинской
концепции дискуссионным
Всего роль морали недооценивалась, поскольку
ее рассматривали как элемент
надстройки. Занижалась ценность личностного
начала в морали, которую трактовали
преимущественно как форму
Среди различных теорий происхождения
морали заслуживает внимания утверждение,
что поскольку в первоначальном
стаде морали не существовало, то и
отношения стадных людей, как
и поведение животных, нельзя оценивать
моральными категориями. Людоедство (каннибализм),
неограниченность половых отношений
(промискуитет), половые отношения
между кровными родственниками (инцест),
характерные для людей
Общепринятое мнение, будто людоедство повлекли частые и длительные голодовки, неубедительна, поскольку в аналогичные ситуации часто попадали и животные. Поскольку первоначально человек отличался от животного зародышами сознания, то логично предположить, что именно сознание способствовала возникновению людоедства и других уродливых явлений человеческого бытия. Каннибализм связан с разрушением мощных природных инстинктов, «запрограммированных» природой средств питания. На такие поступки человек мог пойти только сознательно, а ее рациональное начало было направлено прежде всего на достижение узкопрагматический целей. Эту мысль иллюстрируют многие известные по этнографии фактов. Например, поедание людей в первобытном обществе во время затяжного голода имело свою мотивацию: Сначала съедали взятых в плен представителей других племен, затем - сородичей, причем в такой последовательности: стариков, женщин, слабых мужчин. Такой же «рациональной» был ответ вогнеземельцив (туземцев острова Огненная Земля) английский естествоиспытатель Чарльзу-Роберту Дарвину (1809-1882) на его вопрос, почему во время зимних голодовок убивают и съедают сначала пожилых женщин, а затем охотничьих собак: «Собачки ловят выдру, а они - нет ».
На протяжении многих тысячелетий
человечество создает и развивает
противовесы своем
Некоторые исследователи не соглашаются с утверждением, что этика является учением о морали. Так, в одном из американских учебников по этике бизнеса говорится: «Этика - учение не о морали, хотя это слово и используют для определения соответствия традиционным общественным правилам или существующим моральным взглядам людей. Несмотря на то что существующие нормы и взгляды могут содержать ценные обобщения, этика не принимает их безусловно, а подвергает критическому анализу и проверяет на соответствие еще фундаментальным нормам. Другими словами, обычай, традиция и принятые в обществе нормы вежливости не являются основой этики, даже если с них и можно получить ценную информацию относительно того, что думают люди ».
Эту точку зрения опровергает хотя бы то, что этика изучает не только современную мораль, но и мораль прошлого и будущего, а нравственные нормы являются фундаментальным, поскольку они ориентированы на самые высокие, абсолютные общечеловеческие ценности - на добро.
Анализ духовной жизни людей
первобытного общества, в частности
выделение первые зародыши морали,
осложняется дефицитом
Особенно важным при этом является
глубокое понимание сущности, назначении
человека. В зависимости от достижений
науки, мировоззрения авторов
Религиозные концепции происхождения морали. Большинство из религиозных концепций исходит из того, что мораль возникла несколько тысяч лет назад. Представления о добре и зле, моральные требования, способность ими руководствоваться данные человеку Богом. Главный феномен морали - добро - толкуется как воплощение божественной воли. Так, согласно христианскому учению мораль имеет божественную природу. Человек получает ее как естественный нравственный (внутренний) закон и как богооткровенного (внешний) закон.
Потребность в морали обусловлена
тем, что человек как телесное
существо, будучи склонным руководствоваться
плотскими желаниями и