Основные концепции развитие морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

Содержание работы

Введение 2
Понятие морали 4
Основные концепции происхождения морали 5
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

осн концеп развитие морали2 - копия.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение         2

        1. Понятие морали         4 
        2. Основные концепции происхождения морали   5

Заключение         15

Список литературы        16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями  морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали –  дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием  содержания этих понятий развивается  и сама мораль. Но можно сказать  и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия  добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит  и трактовка понятий добра  и зла.

Мораль возникает в процессе разложения родового общества и взаимообособления людей внутри общины. Эти установления были призваны компенсировать утрату роли изначальных родовых уз и одновременно восстановить и установить в условиях такую общность между людьми, которая бы не зависела от экономических, социальных, политических и других преходящих факторов. В отличие от родового общества, общность, единство между людьми (независимо от их социальных ролей) не порождались самим порядком вещей нового общества; потребность в единении осознается как таковая именно потому, что единства уже нет, и отсутствие единства переживается как неполнота, как несовершенство общественных связей. Поэтому идея единства, как бы они ни осознавалась и ни формулировалась, изначально оказывается противоположной социальному порядку.

Принимая во внимание эти  условия формирования морали, можно  понять, какую важную функцию выполняют  представления о добре и зле  как центральные этические и  моральные понятия. Они указывают  на то, что в жизни есть что-то ценное помимо приятного и полезного. Это – симпатия, солидарность, родство  душ, забота, любовь. Именно через них  и осуществляется единение человека с другими людьми. Однако этим не исчерпывается мораль и к этому  не сводится все содержание добра. Идеалом  единения утверждается еще и верность человека самому себе и в этом смысле единство с самим собой. Симпатия, солидарность или любовь оказываются  действительным благом, когда они  соединяют цельные души и искренние  натуры. Идеалом единения утверждается и преданность человека самому этому  идеалу как высшему стандарту. Симпатия, солидарность или любовь действительно  оказываются благом, когда человек, влекомый этими чувствами, стремится  воплотить их в совершенных отношениях с другим человеком.

Это качество существования  человека в мире дается с трудом и никогда не дается раз и навсегда. Каждый человек, в той мере, в какой  он признает для себя высший критерий совершенства и принимает его в качеств практического принципа, должен утверждать это качество своей жизни в каждом своем решении и в каждом своем поступки. Только так и осуществляется добро – в противостоянии злу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие морали

 

Термин "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как слова похожие по смыслу.

Морaль - довольно сложное явление. Рaссмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для aнaлиза последующих вопросов.

В повседневном обиходе, а порой  и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подoбное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Значит, прежде всегo необходимо выделить специфику норм морали.

 Особенность морaли зaключается в том, чтo ее предписания носят универсальный, общечелoвеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опoздание на лекцию, бестактность и др.).

Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов — уважай старших, не убий, не кради и т.д.  
Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, "оправдания" (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы "несчетное" множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно.  
Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Понятно, что саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которой некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации — скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в морали наряду с  самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства  каждой человеческой личности.

Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и  индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии  только тот человек, который соразмеряет  свои действия и помыслы с Высшими  Ценностями. Что такое духовность, о которой в последнее время  много говорят? Пожалуй, наиболее четко  эту проблему поставило христианство, которое, как правило, говорит о  трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко "обслуживает" тело, устремлена на земные радости, радости  общения с природой, другими людьми (душевность). Дух же всегда устремлен  к Богу, к Высшему. У истинно  Верующего человека, считают религиозные  проповедники, дух господствует и  над душой, и над телом. Если рассуждения  богословов "перевести" на светский язык, то под духовностью следует  понимать стремление человека соотнести  свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти  за границы своего бытия. Именно эти  устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

 

 

    1.  Основные концепции происхождения морали.

 

Зарождение и развитие морали является длительным, сложным и противоречивым процессом. Если история, этнография, антропология, исследуя его, пользуются историческим методом, которому присущи эмпирическая конкретность, географическая, хронологическая  и этнографическая определенность, то этика пытается постичь общую  логику, закономерности возникновения  морали, выяснить, когда, как и для чего она возникла.

Решение этой проблемы зависит от понимания природы и сущности морали. Объясняя процесс ее возникновения, каждая из точек зрения проявила свои слабые места. Так, в марксистско-ленинской  концепции дискуссионным является утверждение, будто возникновение  морали предшествует зарождению самосознания человека. Это послужило одним  из оснований недооценка, игнорирование  личностного начала в морали. А  исторический подход часто использовался для обоснования классовой сущности морали, что не согласуется с общепризнанным утверждением о ее всеобщий характер. Признание классовой сущности морали противоречит другому положению этой концепции, согласно которому мораль возникла еще в бесклассовом обществе.

Всего роль морали недооценивалась, поскольку  ее рассматривали как элемент  надстройки. Занижалась ценность личностного  начала в морали, которую трактовали преимущественно как форму общественного  сознания. Ставя превыше всего  роль коллектива, марксистско-ленинская  концепция игнорировала свободу  личности, в определенной степени  обосновывала и оправдывала уродливые  явления нравственной жизни (например, доносы в трудовых коллективах, школах, учебных заведениях, армии). Эта система  растления действовала на людей, нередко поднимая моральные изъяны, даже батькопродавство, в ранг нравственного  идеала (поступок Павлика Морозова).

Среди различных теорий происхождения  морали заслуживает внимания утверждение, что поскольку в первоначальном стаде морали не существовало, то и  отношения стадных людей, как  и поведение животных, нельзя оценивать  моральными категориями. Людоедство (каннибализм), неограниченность половых отношений (промискуитет), половые отношения  между кровными родственниками (инцест), характерные для людей первобытного стада, - явления не аморальны, а позаморальны. Однако, характеризуя их, нельзя не констатировать, что первобытные люди нередко обращались хуже животных. Выяснение причин этого важно и потому, что и в современном обществе существуют причины негуманного обращения людей и обстоятельства, которые этому способствуют. И далеко не все они известны науке, исследованы ней.

Общепринятое мнение, будто людоедство повлекли частые и длительные голодовки, неубедительна, поскольку в аналогичные  ситуации часто попадали и животные. Поскольку первоначально человек отличался от животного зародышами сознания, то логично предположить, что именно сознание способствовала возникновению людоедства и других уродливых явлений человеческого бытия. Каннибализм связан с разрушением мощных природных инстинктов, «запрограммированных» природой средств питания. На такие поступки человек мог пойти только сознательно, а ее рациональное начало было направлено прежде всего на достижение узкопрагматический целей. Эту мысль иллюстрируют многие известные по этнографии фактов. Например, поедание людей в первобытном обществе во время затяжного голода имело свою мотивацию: Сначала съедали взятых в плен представителей других племен, затем - сородичей, причем в такой последовательности: стариков, женщин, слабых мужчин. Такой же «рациональной» был ответ вогнеземельцив (туземцев острова Огненная Земля) английский естествоиспытатель Чарльзу-Роберту Дарвину (1809-1882) на его вопрос, почему во время зимних голодовок убивают и съедают сначала пожилых женщин, а затем охотничьих собак: «Собачки ловят выдру, а они - нет ».

На протяжении многих тысячелетий  человечество создает и развивает  противовесы своем узкопрагматический рациональному началу, которое иногда угрожает существованию самого человека. Мораль и является одной из них.

Некоторые исследователи не соглашаются  с утверждением, что этика является учением о морали. Так, в одном  из американских учебников по этике  бизнеса говорится: «Этика - учение не о морали, хотя это слово и  используют для определения соответствия традиционным общественным правилам или  существующим моральным взглядам людей. Несмотря на то что существующие нормы  и взгляды могут содержать  ценные обобщения, этика не принимает  их безусловно, а подвергает критическому анализу и проверяет на соответствие еще фундаментальным нормам. Другими  словами, обычай, традиция и принятые в обществе нормы вежливости не являются основой этики, даже если с них  и можно получить ценную информацию относительно того, что думают люди ».

Эту точку зрения опровергает хотя бы то, что этика изучает не только современную мораль, но и мораль прошлого и будущего, а нравственные нормы являются фундаментальным, поскольку  они ориентированы на самые высокие, абсолютные общечеловеческие ценности - на добро.

Анализ духовной жизни людей  первобытного общества, в частности  выделение первые зародыши морали, осложняется дефицитом соответствующего эмпирического (основанного на опыте) материала, а также тем, что сознание людей долгое время была синкретической (нерасчлененностью). Поэтому первые проявления моральных отношений  и представлений могут быть воспроизведены преимущественно логическими средствами.

Особенно важным при этом является глубокое понимание сущности, назначении человека. В зависимости от достижений науки, мировоззрения авторов сформировались соответствующие концепции происхождения  морали, среди которых выделяют религиозные  и нерелигиозные (натуралистические, социально-исторические).

 

Религиозные концепции происхождения  морали. Большинство из религиозных  концепций исходит из того, что  мораль возникла несколько тысяч  лет назад. Представления о добре  и зле, моральные требования, способность  ими руководствоваться данные человеку Богом. Главный феномен морали - добро - толкуется как воплощение божественной воли. Так, согласно христианскому учению мораль имеет божественную природу. Человек получает ее как естественный нравственный (внутренний) закон и  как богооткровенного (внешний) закон.

Потребность в морали обусловлена  ​​тем, что человек как телесное существо, будучи склонным руководствоваться  плотскими желаниями и страстями, не может без помощи Бога выработать единственно истинное понимание  добра, а тем более руководствоваться  этим пониманием. Поэтому без Бога человеческая жизнь невозможна. Мораль является божьим даром, она, как удар молнии, отсекла человека от мира животных. К тому же люди издавна верили, что  боги поощряют высоконравственное поведение и наказывают за аморальное.

Информация о работе Основные концепции развитие морали