Основные концепции развитие морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

Содержание работы

Введение 2
Понятие морали 4
Основные концепции происхождения морали 5
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

осн концеп развитие морали2 - копия.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

Первобытные люди долгое время жили стадами, которые были монолитными, социально-малодифференцированных образованиями. Не существовало семейной розмежованости и разделения труда. Индивид был полностью поглощен стадом, а впоследствии - племенем, социальной, а тем более личностной определенности он не имел. «Дикарь, - по словам французского философа, политического деятеля Поля Лафарга (1842-1911), - не имеет индивидуальности, только племя, клан, а впоследствии семья имеют индивидуальность. Теснейшая и прочная солидарность до такой степени объединяют членов племени и клана, они становятся единым существом, как сторукие в греческой мифологии ». Эта солидарность порожденная жесткой внешней необходимостью, объективными условиями естественного существования первобытных людей. Неспособность отдельного индивида к самозащите необходимо было компенсировать объединенной силой и коллективными действиями стада. Вместе существовало внутригрупповое и межгрупповое соперничество. Агрессия в первобытных стадах сочеталась с элементами сотрудничества и взаимоподдержки при коллективной охоты, в простейших трудовых операциях, которые формировали чувство взаимной привязанности. Это характерно и для животных, живущих стадами, стаями, роями.

 

Представители марксистской этики  доказывали, что мораль возникла вместе с первыми коллективными трудовыми  действиями, регулируя их. Такие  утверждения не выдерживают критики, поскольку социальные регламенты (например, моральные оценки) не способны были эффективно влиять на полуживотное психику. Пожалуй, лишь естественная граница  жизни и смерти с ее строгой  формуле «вне стадом - вне жизни» могла объединить существ с психикой «зоологического индивидуализма». Убедительной является позиция этиков, которые считают, что мораль возникает  не с преодолением человеком животного  состояния, а на гораздо более  высоком этапе становления человека, с появлением социальных различий внутри племени, требовало и моральной регламентации.

Согласно схеме марксистской концепции  происхождения морали, труд (коллективный) создал человека и является источником всего человеческого (общественного) в человеке. Трудовая деятельность первобытных людей сначала согласовывалась благодаря доморальном (позаморальний) регуляции. В дополнительном, в частности и моральном, обеспечении согласования их деятельности нужды еще не было, поскольку человек еще не имела индивидуальной свободы выбора, а его действия под давлением природной необходимости подчинились интересам племени. Лишь с развитием и совершенствованием социальных отношений (половозрастных разделением труда, выделением родов внутри племени и т.п.) возникла необходимость в сознательной моральной регламентации поведения человека, в моральном закреплении определенных социальных отношений, регулировании новых общественных противоречий, зарождались. Все эти соображения объединяет мысль о том, что именно работа определила развитие всех социальных отношений, создала предпосылки для возникновения морали.

 

Первоначальную мораль характеризовали такие признаки:

- Неотъемлемость от практической  жизни, тождество обычаям, совокупности  поступков общественных индивидов;

- Обусловленность поведения индивида  нормами и запретами, которые  распространялись на все сферы жизни;

-Непосредственный коллективизм и равенство.

 

Для обоснования защиты марксистской концепции происхождения морали было мобилизовано многих советских  философов. Нередко она подвергалась вульгаризации, поскольку этику  подчиняли конкретным политическим целям. А в годы ослабления тоталитарного  режима стали заметными попытки  выйти за идеологические рамки марксизма (тем более ленинизма).

 

Одними из самых убедительных в  марксистской концепции является утверждение  о времени возникновения морали, признание ее исторического характера, предоставление существенного значения социальному началу в ней (социальных предпосылок возникновения морали), анализ морали в системе общественных отношений и форм общественного сознания, использование эмпирического материала (фактов истории, этнографии, искусства и т.д.). Одновременно в ней много неубедительного, противоречивого, тенденциозного и даже несовместимого с принципом гуманизма.

 

Итак, морали предшествующих доморальной формы регулирования поведения человека. Природными предпосылками возникновения морали были коллективные инстинкты, а социальными - усложнение общественной жизни, возникновение нетрадиционных конфликтов и невозможности разрешить их привычными средствами. Существенную роль в возникновении морали сыграло зарождение самосознания индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мораль возникает и развивается  на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений  и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы  возникли из представлений людей  о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение  людей, которое соответствовало  этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными  словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления  менялись от века к веку, и, кроме  того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание  говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.      

          

Сфера деятельности морали широка, но тем  не менее  богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

• индивида  и общества;

• индивида и коллектива;

• коллектива и общества;

• коллектива и коллектива;

• человека и человека;

• человека  к самому себе.

 

Таким образом, в решении вопросов морали  правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько  правильно  он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и  отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания  как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру  собственной  сознательности, воспринимать и реализовывать  общественные  требования, принимать  решения, вырабатывать для себя правила  жизни  и  оценивать происходящее. Здесь встает проблема  соотношения  свободы  и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения  из него конкретных  нравственных норм и принципов или  непосредственного  следования  индивида "исторической тенденции". нравственная деятельность  включает  не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности  идеалов и путей  их  осуществления.

 

 

 

Список литературы

 

    1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. С. 32–97.
    2. Дробницкий О.Г. Понятие морали. С. 143–165; Так же по изданию: Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. С. 135–155.
    3. Сайт http://www.ethicscenter.ru/
    4. Сайт http://www.bizaliz.ru/
    5. Сайт http://ufalaw.narod.ru/

Информация о работе Основные концепции развитие морали