Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.
Введение 2
Понятие морали 4
Основные концепции происхождения морали 5
Заключение 15
Список литературы 16
Первобытные люди долгое время жили
стадами, которые были монолитными, социально-
Представители марксистской этики
доказывали, что мораль возникла вместе
с первыми коллективными
Согласно схеме марксистской концепции происхождения морали, труд (коллективный) создал человека и является источником всего человеческого (общественного) в человеке. Трудовая деятельность первобытных людей сначала согласовывалась благодаря доморальном (позаморальний) регуляции. В дополнительном, в частности и моральном, обеспечении согласования их деятельности нужды еще не было, поскольку человек еще не имела индивидуальной свободы выбора, а его действия под давлением природной необходимости подчинились интересам племени. Лишь с развитием и совершенствованием социальных отношений (половозрастных разделением труда, выделением родов внутри племени и т.п.) возникла необходимость в сознательной моральной регламентации поведения человека, в моральном закреплении определенных социальных отношений, регулировании новых общественных противоречий, зарождались. Все эти соображения объединяет мысль о том, что именно работа определила развитие всех социальных отношений, создала предпосылки для возникновения морали.
Первоначальную мораль характеризовали такие признаки:
- Неотъемлемость от
- Обусловленность поведения
-Непосредственный коллективизм и равенство.
Для обоснования защиты марксистской концепции происхождения морали было мобилизовано многих советских философов. Нередко она подвергалась вульгаризации, поскольку этику подчиняли конкретным политическим целям. А в годы ослабления тоталитарного режима стали заметными попытки выйти за идеологические рамки марксизма (тем более ленинизма).
Одними из самых убедительных в
марксистской концепции является утверждение
о времени возникновения
Итак, морали предшествующих доморальной формы регулирования поведения человека. Природными предпосылками возникновения морали были коллективные инстинкты, а социальными - усложнение общественной жизни, возникновение нетрадиционных конфликтов и невозможности разрешить их привычными средствами. Существенную роль в возникновении морали сыграло зарождение самосознания индивидов.
Заключение
Мораль возникает и
Моральные идеалы, принципы и нормы
возникли из представлений людей
о справедливости, гуманности, добре,
общественном благе и т.п. Поведение
людей, которое соответствовало
этим представлениям объявлялось моральным,
противоположное - аморальным. Иными
словами, морально то, что, по мнению людей,
отвечает интересам общества и индивидов.
То, что приносит наибольшую пользу.
Естественно, что эти представления
менялись от века к веку, и, кроме
того, они были различны у представителей
различных слоев и групп. Отсюда
же проистекает специфичность
Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:
• индивида и общества;
• индивида и коллектива;
• коллектива и общества;
• коллектива и коллектива;
• человека и человека;
• человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Список литературы