Основные направления и школы в этике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:08, реферат

Описание работы

Основания для систематизации этических учений могут быть самыми разнообразными и зависят они от используемой методологии, целей исследования предмета – морали и воздействия на него. Каждое этическое учение предлагает новое измерение морали, где мораль открывает новые грани, высвечивается новыми чертами и свойствами. Несомненно, что на развитие этики оказывало и оказывает влияние развитие научного знания как такового, процессы и явления общественной жизнедеятельности

Содержание работы

Введение 3
§ 1 Этика в эпоху античности 4
§ 2 Позднеантичные этические учения 9
§ 3 Этика средневекового общества 12
§ 4 Этика эпохи Возрождения 13
§ 5 Этика эпохи Реформации 15
§ 6 Этические теории Нового времени 16
Заключение 26
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

Основателем скептицизма считается Пиррон (4 в. — нач. 3 в. до н. э.). Он полагал, что состояние спокойствия духа достигается в результате воздержания от суждений. Считая мир непознаваемым, Пиррон, по-видимому, полагал, что невозможно оценить и степень вероятности опасностей, которые нас в нем подстерегают. Поэтому он ходил по улицам, не замечая ничего, и от опасностей его уберегали ученики.

Пытаясь кратко выразить суть концепции скептицизма, Тимон (ближайший ученик и последователь Пиррона), формулирует три вопроса вместе с соответствующими ответами: какова природа вещей? — Непознаваемость. Как мы должны к ним относиться? — Воздерживаться. Какую мы получаем выгоду из такого отношения? — Невозмутимость.

Идеалом такой невозмутимости, наверное, можно считать поведение Пиррона во время кораблекрушения, когда он, указав на поросенка, спокойно поглощавшего пищу и просто не воспринимавшего ситуацию, сказал, что это идеал поведения истинного мудреца и все должны следовать ему. Данный пример хорошо показывает, что совсем не всякое знание дает человеку практическую пользу. Так, адекватное восприятие ситуации (кораблекрушения) только усиливает беспокойство.

Эпикуреизм — учение, созданное одним мыслителем — Эпикуром (341—270 гг. до н. э.). Идеал, сформулированный Эпикуром, близок идеалу скептиков, с той лишь разницей, что спокойствие следует в учении Эпикура из правильного рассуждения, в том числе — из применения наличного научного знания для решения важных смысложизненных вопросов. Эпикур признавал роль чувственных удовольствий как необходимого элемента жизни, но отвергал такие удовольствия, которые ведут к страданию, даже к простому беспокойству. Говоря о чувственных удовольствиях, Эпикур не признает ценности удовольствий процесса, например, поглощения пищи, а признает только ценность состояния, наступающего в результате удовлетворения чувства голода.

Удовольствия разделяются им на три класса:

•  естественные и необходимые, т. е. те, что связаны с удовлетворением элементарных физиологических потребностей;

•  естественные, но не необходимые, например, удовольствия от изысканных яств;

•  неестественные и не необходимые, например, удовольствия от удовлетворения честолюбивых замыслов.

Стоицизм. В стоической традиции, представленной многими мыслителями уже не только на греческой, но и на римской почве, также формулируется идеал невозмутимости духа. Человек здесь, правда, не устраняется от общественных дел в такой степени, в какой это было характерно для эпикуреизма. Однако, он всецело подчиняется своей судьбе, должен ее безропотно принять и сохранять невозмутимость духа, независимо от того, что бы с ним ни происходило.

Мир, согласно их мнению, развивается от одного мирового пожара до другого. В пожаре все уничтожается и затем возникает вновь в той же последовательности. Это представление основано на идее всеобщего детерминизма, согласно которой все действия человека предопределены однозначно действующими причинами, все, что случается с ним, предопределено судьбой.

Диоген Лаэртский описывает случай, произошедший с Зеноном-стоиком (ок. 333—262 г. до н. э.), основателем философии стоицизма. Однажды он стал пороть раба за кражу. «Мне суждено было украсть», — сказал раб, намекая на всеобщую необходимость. «И суждено было быть битым», — ответил Зенон.

В своих нравственных представлениях стоики, пожалуй, наиболее явно в античной этике выразили позицию морального абсолютизма. Они разделили добродетельные и надлежащие действия как действия, в которых проявляются нравственные мотивы, и действия, направленные на достижение какого-либо оправданного разумом результата. Так, надлежит, например, заботиться о собственном здоровье, но к морали это не имеет никакого отношения.

Неоплатонизм. Крупнейшим представителем этого течения является Плотин (204—270 гг. н. э.). Он строит многоуровневую модель бытия, в которой все существующее объявляется созерцанием, и в этом смысле, несомненно, завершает античную традицию. Уровни бытия выглядят в концепции Плотина следующим образом: 1) Единое; 2) Ум; 3) Мировая душа; 4) многообразие конкретных вещей.

Человек, согласно Плотину, находится на самом низшем уровне бытия. Его душа связана с материальным телом. Последнее бренно. В силу этого жизнь заканчивается смертью.

 

§ 3 Этика средневекового общества

Несмотря на обилие различных нравственных систем, особые кодексы чести, цеховые правила, разные орденские уставы, католическая церковь оказалась способной объединить все это многообразие общей моральной доктриной. В центре этой доктрины находится тезис о первородном грехе, порожденном свободной волей первого человека Адама, нарушившего установленный Богом запрет. Нарушение запрета привело к изменению всей природы человека, появлению таких свойств (например, похотливых влечений), которые вышли из-под контроля человеческого разума и составили основание тяги к греху, то есть к уклонению от действительного предназначения человека, уклонению от добра. Последнее в самом общем плане выражает идею единства людей, показывает необходимость ограничения эгоистических мотивов деятельности. Зло, наоборот, связывается со своеволием, неумеренным возвышением своей единичности, проявлениям эгоизма, что неизбежно приводит к разрушению порядка бытия, толкает человека в небытие.

Начало этих представлений можно обнаружить в общих тенденциях развития культурной жизни Древнего Ближнего и Среднего Востока, в которых, в отличие от интеллектуальной традиции, идущей от Древней Греции, можно увидеть высокую оценку человеческой чувственности, высокую оценку ремесленного труда и идею истории.

Эпохе средневековья характерна религиозная этики: зороастризм, Христианство, Декалог, Нагорная проповедь, Августин, Фома Аквинский и т.д.

 

§ 4 Этика эпохи Возрождения

Гуманизм. Наиболее важно при изучении гуманистических идей данной эпохи обратить внимание на принципиально новый подход к пониманию места человека в космической иерархии. В отличие от христианской концепции, в которой божественный и земной миры противопоставляются, а суть человеческого греховного бытия мыслится дуалистически (как противостояние заложенной Богом способности быть бессмертным и вызванного первородным грехом падением в небытие), философы эпохи Возрождения пытаются (хотя в основном и в рамках того же канона) придать земному бытию иной онтологический статус, а именно представить его в качестве необходимой для самоопределения человека стадии развития. Например, Лоренцо Валла в работе «Об истинном и ложном благе» признает необходимость как земного, так и небесного счастья, причем последнее считает выше. Выдающимся мыслителем эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1469—1536). Он обращается к конкретному человеку, показывает, что без человеческих пороков и слабостей, собственно, нет и самого человека. Эразм понимает, что обладание универсальным знанием, если бы оно было возможно, лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому одну из своих работ он оригинально называет «Похвала глупости».

Реформация, механицизм 17-го в., просвещение, философия Канта и Гегеля в значительной степени свернули эту тенденцию, снова призвав человека в царство абстракций и универсальных сущностей.

Наиболее радикально активно-преобразующее отношение к действительности было выражено в эпоху Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). Это достаточно поздний по времени жизни мыслитель названной эпохи. Он был, если так можно выразиться, старшим современником Галилея, и если бы церковная инквизиция не прервала его жизнь — мог бы даже познакомиться с опубликованными в 1609 и 1619 гг. законами Кеплера, которые математически подтверждали положение Бруно о вращении Земли вокруг Солнца. Галилей, как известно, публично отрекся от своих воззрений. Бруно отказался это сделать. Кроме того, он представлял для церкви большую опасность помимо своих чисто научных воззрений, так как высказывался еще за секуляризацию церковных земель, объявлял традиционные христианские догматы суевериями.

В идейном столкновении с христианской этикой зародились этические теории эпохи Возрождения, создавшие предпосылки для развития этической мысли в ряде европейских стран «Гуманисты освободили мораль из рабства теологии». Появляется огромное количество произведений, принизанных гуманизмом, идеями духовного раскрепощения человека. Ф. Петрарка, Дж. Манетти, П. Браччолини и другие проложили дорогу от средневековой морали к морали Нового времени.

 

§ 5 Этика эпохи Реформации 

Эпоха реформации конкурирует с эпохой Возрождения и частично совпадает с ней по историческому времени. Один из последних и выдающихся представителей Возрождения Эразм Роттердамский вел открытую дискуссию с начавшим Реформацию Мартином Лютером (1483—1546) и был побежден им, хотя аргументы Лютера, кажется, совершенно не укладывались в логику разума. Но разум, как оказалось, и не был нужным для данной эпохи. Победа Лютера была обусловлена тем, что он выражал национальную идею и нашел мощную социальную базу в лице ущемленного немецкого бюргерства.

Ко времени выхода Лютера на историческую сцену католическая церковь во многом потеряла свой авторитет за счет практики индульгенций, да и вообще, за счет нейтрального нравственного отношения к труду как таковому. Ценился не сам труд, а лишь завещание Богу его результатов, т. е. пожертвования католической церкви, монастырям, благотворительная деятельность.

Согласно Лютеру, человек не должен стремиться к изменению своего социального положения, ведь подтвердить его избранность может успех любого труда. Даже любая служанка, хорошо выполняющая свое дело, может получить через это подтверждение своей избранности.

Сторонник более радикальной реформации Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что человек может выйти за пределы отведенной ему при рождении сферы бытия. Бытие под благодатью развивается, с его точки зрения, как расширяющееся, приводящее ко все новым успехам существование. Связь такой позиции с развитием капиталистической формации очевидна.

Поведение Лютера как пророка, чувствующего Бога в своей душе, вызывало решительный протест со стороны Эразма Роттердамского, который высмеивал Лютера в «Диатрибе о свободе воли», говоря, что Христос и Ветхозаветные пророки творили чудеса, поэтому им верили. Вдруг появляется какой-то Лютер. Он не творит чудес и не собирается этим заниматься, но осмеливается утверждать, что действует от имени Бога.

Тем не менее, именно представление протестантизма о том, что каждый может чувствовать Бога непосредственно в своей душе, привело к возвеличиванию человека, несмотря на провозглашаемое реформаторами ничтожество последнего. Это умение принять ответственность на себя, пусть со ссылкой на руку Бога, привело к выходу на историческую арену независимой личности, опрокидывающей устои старого общества, и даже сказалось на позиции ученого нового времени, решительно отбрасывающего старые авторитеты.

 

§ 6 Этические теории Нового времени

Философы-моралисты.  Эпоха Нового времени связана с активным поиском философами путей легитимации «новой морали». Представители этико-философской мысли Новой эпохи Р. Декарт (1596–1650), Т. Гоббс (1588–1679), Б. Спиноза (1632–1677), Д. Юм (1711–1776), И. Кант (1724–1804) и другие возвращают этике идею человеческой рациональности как основе нравственности. 

Автономная этика И. Канта. Творчество Канта разделяется на докритический и критический периоды. В первый период творчества он интересовался естественными науками, высказал (наряду с Лапласом) гипотезу о вихревом происхождении солнечной системы, о замедлении скорости вращения Земли, вызванном приливным трением. В критический период мысли Канта сосредоточились на вопросах познания и практического поведения человека, которые он осмыслил с точки зрения пределов того, что именно человек может знать и на что он может рассчитывать в плане практического поведения. Новая постановка вопросов по данной проблематике требовала критически рассмотреть предшествующую традицию.             Этому периоду отвечают три знаменитые критики: «Критика чистого разума» (1781), где рассматривается теория познания, «Критика практического разума» (1788), где рассматриваются вопросы нравственности и формулируется оригинальное этическое учение, «Критика способности суждения»(1790), где рассматривается комплекс вопросов, связанных с эстетическим отношением человека к миру, показывается единство этики и эстетики, высказываются мысли о перспективах исторического развития человечества.

Кант в противовес дедуктивно-формальным методам мышления обосновывает этику из априорных форм сознания. По мнению Канта, всякое познание начинается с опыта; иначе, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на чувства и отчасти сами производят представления, пробуждают рассудок сравнивать их, связывать или разделять. Таким образом, утверждал И.Кант, перерабатывается грубый материал чувственных впечатлений в познании предметов, что и является опытом. Следовательно, приходит к выводу Кант, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.

И. Кант в своих размышлениях о нравственных добродетелях ставит под сомнение библейское утверждение о их божественном даровании. В своих произведениях он пытается доказать самостоятельность морали, настаивая на том, что мораль не зависит от религии. Кант видит человека по природе несовершенным, ни добрым, ни злым, склонным к различного рода порокам. И из-за несовершенства своей природы человек не в состоянии осуществлять нравственный закон, соблазны постоянно перетягивают его то в одну, то в другую сторону. Выводя мораль из «практического разума», Кант утверждает, что нравственное поведение человека – это его выбор. Злой человек только потому является злым, что не желает выполнять определенные нравственные требования, а посредством самопринуждения человек может начать совершать добрые поступки и встать на путь нравственного совершенствования. Добродетель, таким образом, по мнению И. Канта, основывается на внутренней свободе человека.

Информация о работе Основные направления и школы в этике