Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:17, реферат
Превентивная дипломатия (англ. preventive diplomacy) — меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, использование демилитаризованных зон как превентивной меры и т. п.
По существующим ныне взглядам составным элементом превентивной дипломатии является превентивное развертывание войск (сил) (англ. preventive deployment) — развертывание войск по поддержанию мира или миротворческих сил (ООН или региональных организаций и соглашений безопасности) в зоне потенциального конфликта.
Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру.
Напечатать
Превентивная дипломатия (англ. preventive diplomacy) — меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, использование демилитаризованных зон как превентивной меры и т. п.
По существующим ныне взглядам
составным элементом
Поддержание мира (англ. peacekeeping) предполагает проведение операций по поддержанию мира (англ. peacekeeping operations) с использованием военных наблюдателей, или многонациональных вооруженных сил, или миротворческих сил государств — членов ООН (по решению Совета Безопасности, в отдельных случаях — Генеральной Ассамблеи), или государств — членов региональных соглашений (по решению соответствующего органа). Эти операции должны обеспечивать соблюдение условий прекращения огня и разъединения сил уже после заключения соглашения о перемирии. В документах ООН они обычно определяются следующим образом: «Операция по поддержанию мира — это действия с участием военнослужащих, не имеющих права прибегать к использованию принудительных мер, предпринимаемые Объединенными Нациями с целью поддержания или восстановления международного мира и безопасности в районе конфликта. Для проведения ОПМ требуются добровольное согласие и сотрудничество всех заинтересованных сторон. Задействованный в операции военный персонал выполняет поставленные задачи, не прибегая к силе оружия (кроме как в целях самообороны; в случае попыток со стороны отдельных лиц/групп помешать миротворцам осуществлять задачи, оговоренные в мандате операции; для защиты гражданского персонала миротворческой миссии или других международных, региональных, общественных и т. п. организаций, действующих в районе конфликта), чем операции по поддержанию мира отличаются от принуждения к миру, предусмотренного в ст. 42 [главы VII] Устава ООН»[1].
В начале 1990-х годов традиционная
модель операций по поддержанию мира
трансформировалась в комплексную
модель, вобравшую в себя многочисленные
военные и гражданские
Постконфликтное миростроительство (англ. post-conflict peace-building) — термин, возникший не так давно и предполагающий постконфликтную деятельность с целью устранения причин конфликта и воссоздания нормальной жизни. Миростроительство включает — но отнюдь не ограничивается этим — разоружение и реинтеграцию бывших комбатантов в гражданское общество, восстановление разрушенных в ходе конфликта экономических, общественно-политических, коммуникационных и иных структур, возвращение беженцев и перемещенных лиц, укрепление правопорядка (например, через подготовку кадров и реформирование структуры местной полиции, проведение реформ судебной и пенитенциарной систем), обеспечение соблюдения прав человека, оказание технической помощи в демократическом развитии, а также поощрение мирных методов урегулирования конфликтов, ликвидации причин и условий их возобновления.
Содействие миру, или миротворчество (в узком смысле) (англ. peacemaking) — действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров, посредничества, примирения, добрых услуг, арбитража и других мирных (невоенных) средств, предусмотренных в главе VI Устава ООН. Осуществляются, как правило, политиками, дипломатами, видными общественными и государственными деятелями, представителями Генерального секретаря ООН. Принуждение к миру (англ. peace enforcement) — форма вооруженного вмешательства, принятие принудительносиловых и иных мер по отношению к государству-агрессору или стороне конфликта, не желающей выполнять требования международных или региональных организаций безопасности и угрожающей международному (региональному) миру.
Принуждение к миру предполагает две формы: без использования вооруженных сил (экономические, правовые, финансовые санкции) и с использованием вооруженных сил (ООН, региональных организаций безопасности или коалиций стран) — так называемые операции по принуждению к миру (англ. peace enforcement operations). Принуждение к миру не предполагает согласия враждующих сторон. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника используются не только в целях самообороны, но и по прямому назначению: для уничтожения военных объектов и инфраструктур, вооруженных группировок (незаконных военизированных формирований, бандформирований и т. п.), препятствующих локализации конфликта, его урегулированию и разрешению. Подобные операции проводятся в рамках главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия (меры), только с санкции СБ ООН и под его контролем.
Справку подготовила Наталья Шепова.
[1] The Blue Helmets. A Review of United Nations Peace-keeping. 2nd ed. UN DPI. N.Y., 1990. P. 4–5.
[2] Даг Хаммаршельд был Генеральным секретарем ООН с апреля 1953 года по сентябрь 1961 года. Погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах в ходе проведения операции по поддержанию мира в Конго (1961).
Современное миротворчество. Коллекция фактов
В истории человечества
было много случаев, когда войны
удавалось остановить или предотвратить
с помощью вмешательства
Рамеш Тхакур\Ramesh Thakur, автор книги "ООН,
Мир и Безопасность"\The United Nations, Peace and
Security подчеркивает, что в мире сформировалась
новая идеология. Если ранее мир поддерживался
с помощью баланса сил и механизмов коллективной
безопасности, то после окончания Холодной
войны отдельные государства и международные
структуры все чаще декларировали свое
намерение защищать страдающее население
и останавливать войны, иногда с помощью
военной силы. Именно этим Тхакур объясняет
современный расцвет миротворчества.
В мае 2007 года силы ООН проводили 15 миротворческих
операций, в которых были задействованы
более 100 тыс. человек. Из них 310 были американцами.
Бюджет миротворческих операций ООН на
2007 год составил $5.5 млрд., из них США предоставили
$1 млрд.
По данным исследовательского Центра
Международного Сотрудничества\Center for
International Cooperation (действует в составе Университета
Нью-Йорка\New York University), в 2007 году "голубые
каски" ООН оставались костяком международных
миротворческих сил - на их долю приходилось
чуть менее половины (48%) солдат и офицеров,
размещенных в мире для выполнения подобных
задач (83 тыс. по состоянию на 31 октября
2007 года). Также значительное число миротворцев
было предоставлено НАТО (58 тыс. или 38%)
- большей частью эти солдаты служат в
Афганистане. В 2007 году свои миротворческие
контингенты также были у СНГ, Африканского
Союза, ОБСЕ, Европейского Союза, Экономического
Cообщества Западноафриканских Государств
и пр.
Большинство миротворцев носили военную
форму США - их насчитывалось более 17 тыс.
человек. Подобные операции также выполняли
около 9 тыс. солдат Пакистана, по 8.8 тыс.
военнослужащих Бангладеш и Италии, около
7 тыс. британских военнослужащих и пр.
Россия предоставила около 2.5 тыс. миротворцев,
заняв 15-е место по размерам своего миротворческого
контингента.
Сарджо Ба\Sarjoh Bah и Брюс Джонс\Bruce Jones, авторы
исследования "Миротворческие Партнерства"\Peace
Operations Partnerships. Lessons and Issues from Coordination to Hybrid
Arrangements, отмечают, что в последние годы
были созданы различные формы партнерства
между миротворцами. Их свели в три основные
группы.
В первую попали "сменяющиеся операции",
в рамках которых одни миротворцы
заменяют других. Так, сперва в Восточном
Тиморе высадились международные силы,
костяк которых составляли австралийские
войска, которых впоследствии сменили
"голубые каски" ООН. В Либерии сперва
поддерживали порядок войска Экономического
Cообщества Западноафриканских Государств,
которых заменили войска ООН. На Балканы
миротворцев последовательно поставляли
НАТО, ООН и европейский Союз.
Вторая группа объединяет "параллельные
операции" - различные структуры одновременно
действуют на одной и той же территории,
причем их действия не управляются из
единого центра. Подобная схема была применена
в Грузии (миротворцы ООН соседствуют
с миротворцами СНГ), Кот д'Ивуаре (ООН
и Франция), Конго (Европейский Союз и ООН),
в Косово (ООН и НАТО) и Афганистане (НАТО,
ООН и США).
В третью группу занесены "интегрированные
операции", которые производятся наиболее
редко. В этом случае различные миротворцы
получают единое руководство. Попытки
провести подобную операцию предпринимались
в Косово (ООН - Европейский Союз - Организация
по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
- Организация ООН по Делам Беженцев), Гаити
(ООН и Организация Американских Государств\Organization
of American States) и, в последнее время, в Дарфуре
(Судан), где пытались наладить взаимодействие
миротворцы ООН и Африканского Союза.
Высокопоставленные чиновники
ООН Лахдар Брахими\Lakhdar Brahimi и Салман
Ахмед\Salman Ahmed подготовили серию аналитических
докладов о деятельности миротворцев.
В одном из них они сформулировали "семь
смертных грехов" миротворческих операций,
способных похоронить любую из них. Среди
этих "грехов": "невежество"
(незнание местных условий, "политической",
"этнической" и пр. карт умиротворяемой
страны), "грубость" (принятие решений
на основе своего мнения или мнения, одной
из заинтересованных сторон, нежелание
учитывать нюансы ситуации), "пристрастность"
(оказание поддержки одной из враждующих
сторон), "бессилие" (неспособность
выступить в роли беспристрастного и конструктивного
посредника), "поспешность" (стремление
решить краткосрочные задачи, не обращая
внимания на долговременные последствия
и стратегические цели), "отсутствие
гибкости" (неспособность следить за
изменяющимися условиями и адекватно
реагировать на них) и "ложные обещания"
(неспособность убедить враждующие стороны
в необходимости компромиссов, попытки
заключения заведомо невыполнимых сделок).
Дэвид Рифф\David Rieff, автор книги "Постель
на Ночь. Кризис Гуманитаризма"\A Bed for
the Night. Humanitarianism in Crisis, подчеркивает, что
в современном мире миротворческие операции
- занятие крайне рискованное. Самые благие
намерения часто приводят к трагедиям.
Причиной, по его мнению, является то, что
миротворцы вольно или невольно занимают
сторону одной из враждующих сторон или
становятся игрушкой в руках держав, преследующих
какие-то свои интересы в зоне конфликта.
Рифф подчеркивает, что лично он не видит
света в конце туннеля и не знает, как решить
эту задачу.
Провалы миротворцев
Миротворческие операции часто завершаются фиаско. В некоторых случаях провалы миротворцев оказывают долговременное и весьма разрушительное воздействие.
В резолюции 50 от 29 мая 1948 года Совет Безопасности ООН призвал к прекращению военных действий в Палестине и постановил, что за перемирием будет наблюдать посредник ООН, которому будет помогать группа военных наблюдателей, которые прибыли на место событий в июне. Эта был первый в истории миротворческий контингент (UNTSO), который впоследствии наблюдал за соблюдением заключенных между Израилем и его арабскими соседями многочисленных соглашений о перемириях и прекращениях огня. По сей день UNTSO оперирует на территории пяти государств - в Египте, Израиле, Иордании, Ливане и Сирии. Как известно, после появления "голубых касок" в этом регионе прошло шесть войн и несколько десятков мелких вооруженных конфликтов.
Ливан
В 1975 году в Ливане началась кровопролитная
гражданская война, унесшая жизни,
по меньшей мере, 150 тыс. человек. В 1978
году Совет Безопасности ООН направил
в Ливан миротворческий контингент
(UNIFIL), который должен был обеспечивать
режим прекращения огня и помочь
властям страны в установлении контроля
за территорией.
Эффективность действий "голубых касок"
оказалась невысокой. В 1982 году они оказались
бессильными свидетелями израильского
вторжения - израильская армия вела войну
с палестинскими структурами, которые
использовали Ливан в качестве основной
базы для операций против еврейского государства.
Позднее миротворцы получили задание
наблюдать за эвакуацией палестинских
формирований из Ливана. Миротворцы постоянно
подвергались нападениям. Кульминацией
стал взрыв казарм, которые занимали миротворцы
США и Франции, в результате чего погибли
сотни солдат (1983 год). В итоге, США, Франция,
Италия и Великобритания немедленно вывели
свои миротворческие контингенты. Миротворческий
контингент ООН, усиленный и обновленный
после войны Израиля и "Хезболлы"
2006 года, действует в Ливане по сей день.
В 1989 году в городе Таифе (Саудовская Аравия)
было подписано соглашение о достижении
мира. Гарантами мира выступили Сирия
и Саудовская Аравия. Кроме установления
рамок примирения между враждующими ливанскими
группировками, Таифское Соглашение предусматривало
официальное признание за сирийскими
войсками, контролировавшими значительную
часть ливанской территории, миротворческого
статуса (юг Ливана тогда контролировал
Израиль, который вывел свои войска в 2000
году).
Таифское Соглашение установило, что между
Ливаном и Сирией существуют "привилегированные
отношения" и что сирийская армия помогает
ливанским властям разоружать враждующие
милиции. Также было предусмотрено, что
будущее сирийских миротворцев будет
определяться в результате двусторонних
переговоров между Бейрутом и Дамаском.
Сирийские миротворцы сыграли двойственную
роль. С одной стороны, они помогли разоружить
вооруженные формирования христианских
фалангистов, друзой и суннитов. С другой,
крупнейшая и наиболее мощная организация
шиитов "Хезболла", которая пользовалась
поддержкой Ирана и Сирии, не отказалась
от своих арсеналов. Всех необходимых
ливанских подписей Таифское Соглашение
не получило и полностью не было выполнено.
Тем не менее, основные его положения работали:
сирийцы упрочили свой контроль над значительной
частью ливанской территории, сирийские
разведывательные службы использовали
Бейрут в качестве базы для операций, просирийские
вооруженные формирования (в том числе
"Хезболла", признанная США и рядом
других государств террористической организаций)
получали от сирийских военных оружие,
инструкции и проходили обучение на сирийских
военных базах в Ливане.
Сирия отказалась перебазировать своих
миротворцев как обещала ранее, а после
вывода израильских войск из Ливана отказалась
обсуждать вопрос о выводе своих солдат.
Более того, Сирия активно вмешивалась
во внутреннюю политику Ливана. В 2004 году
Совет Безопасности ООН проявил редкое
единодушие и потребовал немедленного
вывода сирийских миротворцев. В 2005 году
в Бейруте был убит популярный политик,
известный своими антисирийскими настроениями.
Сирию немедленно обвинили в организации
этого убийства (эти обвинения были впоследствии
подтверждены специальной комиссией ООН).
В 2005 году в Ливане произошла "кедровая
революция", участники которой требовали
вывода сирийских миротворцев: в итоге
Сирия согласилась с этим требованием
и вывела 15 тыс. солдат.
Информация о работе Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру