Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Превентивная дипломатия (англ. preventive diplomacy) — меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, использование демилитаризованных зон как превентивной меры и т. п.
По существующим ныне взглядам составным элементом превентивной дипломатии является превентивное развертывание войск (сил) (англ. preventive deployment) — развертывание войск по поддержанию мира или миротворческих сил (ООН или региональных организаций и соглашений безопасности) в зоне потенциального конфликта.

Файлы: 1 файл

Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

 

Высокопоставленные чиновники  ООН Лахдар Брахими\Lakhdar Brahimi и Салман Ахмед\Salman Ahmed подготовили серию аналитических докладов о деятельности миротворцев. В одном из них они сформулировали "семь смертных грехов" миротворческих операций, способных похоронить любую из них. Среди этих "грехов": "невежество" (незнание местных условий, "политической", "этнической" и пр. карт умиротворяемой страны), "грубость" (принятие решений на основе своего мнения или мнения, одной из заинтересованных сторон, нежелание учитывать нюансы ситуации), "пристрастность" (оказание поддержки одной из враждующих сторон), "бессилие" (неспособность выступить в роли беспристрастного и конструктивного посредника), "поспешность" (стремление решить краткосрочные задачи, не обращая внимания на долговременные последствия и стратегические цели), "отсутствие гибкости" (неспособность следить за изменяющимися условиями и адекватно реагировать на них) и "ложные обещания" (неспособность убедить враждующие стороны в необходимости компромиссов, попытки заключения заведомо невыполнимых сделок). 
  
Дэвид Рифф\David Rieff, автор книги "Постель на Ночь. Кризис Гуманитаризма"\A Bed for the Night. Humanitarianism in Crisis, подчеркивает, что в современном мире миротворческие операции - занятие крайне рискованное. Самые благие намерения часто приводят к трагедиям. Причиной, по его мнению, является то, что миротворцы вольно или невольно занимают сторону одной из враждующих сторон или становятся игрушкой в руках держав, преследующих какие-то свои интересы в зоне конфликта. Рифф подчеркивает, что лично он не видит света в конце туннеля и не знает, как решить эту задачу.  

 

Провалы миротворцев

 

Миротворческие операции часто завершаются фиаско. В некоторых  случаях провалы миротворцев  оказывают долговременное и весьма разрушительное воздействие.  

 

В резолюции 50 от 29 мая 1948 года Совет  Безопасности ООН призвал к прекращению  военных действий в Палестине  и постановил, что за перемирием будет наблюдать посредник ООН, которому будет помогать группа военных  наблюдателей, которые прибыли на место событий в июне. Эта был  первый в истории миротворческий контингент (UNTSO), который впоследствии наблюдал за соблюдением заключенных  между Израилем и его арабскими  соседями многочисленных соглашений о  перемириях и прекращениях огня. По сей день UNTSO оперирует на территории пяти государств - в Египте, Израиле, Иордании, Ливане и Сирии. Как известно, после появления "голубых касок" в этом регионе прошло шесть войн и несколько десятков мелких вооруженных конфликтов.  

 
Ливан 
 

В 1975 году в Ливане началась кровопролитная гражданская война, унесшая жизни, по меньшей мере, 150 тыс. человек. В 1978 году Совет Безопасности ООН направил в Ливан миротворческий контингент (UNIFIL), который должен был обеспечивать режим прекращения огня и помочь властям страны в установлении контроля за территорией.  
  
Эффективность действий "голубых касок" оказалась невысокой. В 1982 году они оказались бессильными свидетелями израильского вторжения - израильская армия вела войну с палестинскими структурами, которые использовали Ливан в качестве основной базы для операций против еврейского государства. Позднее миротворцы получили задание наблюдать за эвакуацией палестинских формирований из Ливана. Миротворцы постоянно подвергались нападениям. Кульминацией стал взрыв казарм, которые занимали миротворцы США и Франции, в результате чего погибли сотни солдат (1983 год). В итоге, США, Франция, Италия и Великобритания немедленно вывели свои миротворческие контингенты. Миротворческий контингент ООН, усиленный и обновленный после войны Израиля и "Хезболлы" 2006 года, действует в Ливане по сей день. 
  
В 1989 году в городе Таифе (Саудовская Аравия) было подписано соглашение о достижении мира. Гарантами мира выступили Сирия и Саудовская Аравия. Кроме установления рамок примирения между враждующими ливанскими группировками, Таифское Соглашение предусматривало официальное признание за сирийскими войсками, контролировавшими значительную часть ливанской территории, миротворческого статуса (юг Ливана тогда контролировал Израиль, который вывел свои войска в 2000 году). 
  
Таифское Соглашение установило, что между Ливаном и Сирией существуют "привилегированные отношения" и что сирийская армия помогает ливанским властям разоружать враждующие милиции. Также было предусмотрено, что будущее сирийских миротворцев будет определяться в результате двусторонних переговоров между Бейрутом и Дамаском. Сирийские миротворцы сыграли двойственную роль. С одной стороны, они помогли разоружить вооруженные формирования христианских фалангистов, друзой и суннитов. С другой, крупнейшая и наиболее мощная организация шиитов "Хезболла", которая пользовалась поддержкой Ирана и Сирии, не отказалась от своих арсеналов. Всех необходимых ливанских подписей Таифское Соглашение не получило и полностью не было выполнено. Тем не менее, основные его положения работали: сирийцы упрочили свой контроль над значительной частью ливанской территории, сирийские разведывательные службы использовали Бейрут в качестве базы для операций, просирийские вооруженные формирования (в том числе "Хезболла", признанная США и рядом других государств террористической организаций) получали от сирийских военных оружие, инструкции и проходили обучение на сирийских военных базах в Ливане. 
  
Сирия отказалась перебазировать своих миротворцев как обещала ранее, а после вывода израильских войск из Ливана отказалась обсуждать вопрос о выводе своих солдат. Более того, Сирия активно вмешивалась во внутреннюю политику Ливана. В 2004 году Совет Безопасности ООН проявил редкое единодушие и потребовал немедленного вывода сирийских миротворцев. В 2005 году в Бейруте был убит популярный политик, известный своими антисирийскими настроениями. Сирию немедленно обвинили в организации этого убийства (эти обвинения были впоследствии подтверждены специальной комиссией ООН). В 2005 году в Ливане произошла "кедровая революция", участники которой требовали вывода сирийских миротворцев: в итоге Сирия согласилась с этим требованием и вывела 15 тыс. солдат. 

 

В 2005 году "Хезболла", до этого активно обстреливавшая Израиль, похитила двух израильских солдат - это стало поводом для вторжения израильских войск. Война продемонстрировала, что "Хезболла" обладает мощным военным потенциалом, в том числе, значительными запасами современных противотанковых вооружений, по всей видимости, полученных от сирийских миротворцев.  

 
Руанда 
 

В Руанде проживают две основные этнические группы - земледельцы хуту и кочевники тутси, представители которых долгое время правили страной. В 1972 году власти (тогда в Руанде правили тутси) организовали убийства около 200 тыс. хуту.   

 

С 1993 года в этой стране действовал миротворческий контингент ООН (UNAMIR). "Голубые каски" были направлены в Руанду, чтобы проследить за тем, как соблюдается заключенное при посредничестве ООН мирное соглашение между властями страны (в основном, хуту) и повстанцами (тутси). При планировании этой операции не предусматривалось, что миротворцы будут принимать какие-либо меры для предотвращения геноцида: "голубые каски" должны были способствовать мирному процессу, ведущему к созданию переходного правительства Руанды. Контингент имел меньшую численность, чем изначально было рекомендовано, и страдал от дефицита персонала и техники.  

 

В конце 1993 года командование миротворцев  начало получать многочисленные сообщения  о том, что власти страны намереваются учинить массовую резню тутси. Миротворцы не остались равнодушными к этим сообщениям и известили свое непосредственное руководство. Майкл Барнетт\Michael Barnett, автор книги "Свидетель Геноцида"\Eyewitness to a Genocide", который собрал детальную информацию о произошедших событиях, подчеркивает, что бюрократы ООН - наиболее высокопоставленным из них был будущий генеральный секретарь ООН Кофи Аннан - не обращали на эту информацию внимания. Это объяснялось тем, что они опасались нападений на миротворцев (незадолго до этого американские миротворцы понесли тяжелые потери в Сомали) и были уверены в том, что еще одна подобная неудача вообще похоронит миротворческую деятельность. Поэтому доклады UNAMIR клались под сукно, генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали и Совет Безопасности не информировались или получали искаженную информацию.  

 

Ситуация осложнялась тем, что  правительство Руанды пользовалось поддержкой постоянного члена Совета Безопасности - Франции, которая потенциально могла заблокировать любое кардинальное решение. Впоследствии это и произошло: в результате действий французских  дипломатов, в семи резолюциях Совбеза  по Руанде, приятых в 1994 году, слово "геноцид" вообще не фигурировало, несмотря на то, что реальное положение  дел в этой стране было хорошо известно.  

 

Весной 1994 года вспыхнула резня. Кампания геноцида была четко организована. Списки подлежащих убийству представителей тутси и лидеров оппозиции были составлены заблаговременно. Солдаты UNAMIR охраняли периметр своих баз и в большинстве случаев не пытались положить конец массовым убийствам, хотя и смогли спасти несколько десятков человек. 

 

Первоначально Совет Безопасности вообще отверг возможность военного реагирования на руандийский геноцид. Правительства, выделившие воинские контингенты  для UNAMIR, отозвали их, когда те понесли  первые потери. Спустя две недели посла  начала массовых убийств, Совет Безопасности проголосовал за сокращение численности  миротворцев с 2 тыс. до 270-ми военнослужащих. Лишь через полтора месяца после  начала геноцида, Совет Безопасности санкционировал отправку войск ООН  из примерно 5.5 тыс. солдат. Однако миротворцы опоздали - к моменту прибытия основного  контингента повстанцы тутси установили контроль над страной. К этому моменту регулярная армия Руанды и милиция хуту уничтожили 800- 940 тыс. (различные источники приводят разные данные). 

 

Миротворческий механизм  

 

Одной из серьезных проблем, которую до сих пор не удается  решить миротворцам ООН, является проблема кадровая и финансовая. С одной  стороны, достаточно сложно изыскать средства на финансирование дорогостоящих миротворческих операций, с другой - еще сложнее  найти солдат для комплектации частей "голубых касок".  

 

Все государства-члены юридически обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в  соответствии с особой формулой. Однако, как и в случае со многими другими  бюджетами ООН, эти деньги выплачиваются  несвоевременно, результатом чего является хронический дефицит миротворческого  бюджета.  
  
По состоянию на 1 января 2008 года львиную долю средств на содержание миротворцев выделяют индустриально - развитые государства. США обеспечили 26% этого бюджета, Япония - 17%, Германия - 9%, Великобритания - 8%, Франция - 7%, Италия - 5%, Канада, Испания и Китай - по 3%. Россия обеспечила 1% миротворческого бюджета. 

 

Старшие военные офицеры, штабные  офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссиях ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как  правило, на основе прикомандирования  от своих национальных вооруженных  сил. Миротворческие контингенты, более  известные как "голубые каски", участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, которые прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией этих правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН. 

 

Военнослужащие, проходящие службу в  составе операций ООН по поддержанию  мира, получают денежное довольствие  от правительств своих стран в соответствии со своим званием и шкалой окладов в национальных вооруженных силах. Страны, добровольно предоставляющие свои воинские контингенты и сформированные полицейские подразделения, получают компенсацию за понесенные при этом расходы от ООН. Для расчета размеров возмещения расходов на выплату окладов и субсидий всем военнослужащим и на дополнительные выплаты специалистам применяются стандартные ставки, утвержденные Генеральной Ассамблеей. Кроме того, страны, предоставляющие войска, получают компенсацию за используемое личным составом обмундирование, снаряжение и другое имущество, включая личное оружие. Действующие помесячные ставки возмещения, выплачиваемого ООН странам, предоставляющим войска, за каждого миротворца составляют примерно $1 тыс. на денежное довольствие и субсидии, около $300 на выплату надбавок специалистам; $70 за амортизацию стоимости личного обмундирования, снаряжения и другого имущества и пр. 

 

Это относительно небольшие суммы, которые, тем не менее, являются весьма значительными для "бедных" государств. Материальная заинтересованность и  позволяет объяснить следующий  факт: на протяжении последних трех десятилетий большую часть "голубых касок" предоставляют развивающиеся страны. По состоянию на 1 января 2008 года, в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили: Пакистан, Бангладеш, Индия, Нигерия, Непал, Гана, Иордания, Руанда, Италия и Уругвай. При этом численность итальянского миротворческого контингента в пять раз меньше, чем пакистанского. Традиционно на развивающиеся страны приходится более 65% всего военного и полицейского персонала ООН. Лишь 5-13% "голубых касок" предоставляют страны Европейского Союза, примерно 0.2-0.5% - США. 

 

Ныне численность миротворческих контингентов ООН составляет 88 тыс. человек, в том числе 74 тыс. военнослужащих из 119-ти стран мира. Миротворческая армия ООН является достаточно крупной  структурой. Так, в 2007 году на ее вооружении состояли 210 самолетов и вертолетов, более 18 тыс. автомобилей различных  классов, 20 госпиталей. Ныне "голубые каски" участвуют в проведении 17 миротворческих операций (в том числе и в Грузии - UNOMIG), старейшая из которых была развернута в 1948 году, и наблюдает за ходом выполнения мирных соглашений на Ближнем Востоке (UNTSO). Крупнейшие контингенты размещены в Конго (MONUC, 16 тыс. человек), Ливане и Либерии (UNFIL и UNMIL - по 12 тыс.). В период с середины 2008 до середины 2009 года на содержание войск ООН будет потрачено $6.8 млрд. - это составляет примерно 0.5% от совокупных военных расходов государств мира. 

Информация о работе Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру