Особенности этики предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать на работе? В чём же секрет успешного бизнеса? Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением над поставленной задачей. Возможно, пришло время пересмотреть своё поведение - может это и есть тот самый Золотой Ключик.
Так что же такое «деловая этика» в понимании российских предпринимателей? Попытаемся разобраться с этим в представленной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………стр.2

Предпринимательская деятельность в России………стр.2
Сущность этики деловых отношений…………………стр.7
Этические стратегии……………………………………стр.11

Заключение……………………………………………………..стр.18

Список использованной литературы……………………….стр.19

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и  послевузовского образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

 

 

по дисциплине: Этика деловых отношений

 

Тема: « Особенности  этики предпринимательства»

 

Выполнил студент: Рубцова  Марина Викторовна

 

Адрес: Воронежская обл., г. Эртиль, ул. Ленина, 111

 

Группа: УПз-083у

 

Курс: 3               Шифр: 3083771

 

Специальность: Управление персоналом

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Эртиль 

2010

 

 

 

 

План.

 

Введение…………………………………………………………стр.2

 

  1. Предпринимательская деятельность в России………стр.2
  2. Сущность этики деловых отношений…………………стр.7
  3. Этические  стратегии……………………………………стр.11

 

Заключение……………………………………………………..стр.18

 

Список использованной литературы……………………….стр.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать на работе? В чём же секрет успешного бизнеса? Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением над поставленной задачей. Возможно, пришло время пересмотреть своё поведение - может это и есть тот самый Золотой Ключик. Почему-то многие люди не думают про элементарный этикет на работе и не придерживаются общепринятых норм. А ведь от этого зависит в настоящий момент очень многое. В западных странах деловой этикет играет очень важную роль в мире бизнеса. У нас в России менталитет совершенной другой и этике деловых отношений не уделяют должного внимания.

Так что же такое «деловая этика»  в понимании российских предпринимателей?  Попытаемся разобраться с этим в представленной работе.

 

 

  1. Предпринимательская деятельность в России.

 

 

По В.Далю "Предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек".

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этику предпринимательства  формируют, прежде всего, сами предприниматели, различные государственные институты, средства массовой информации и пр. Для того чтобы предпринимательская этика формировалась не в разрез с общественными нравственными принципами, идеология бизнеса должна основываться на таких понятиях, как свобода, право, пропаганда, стабильность, сотрудничество.

Как ни грустно, но отечественные  предприниматели еще не влились  в единую систему правил взаимоотношения  людей в сфере предпринимательства. Будем надеяться, что соотечественники-предприниматели возьмут на вооружение опыт зарубежных бизнесменов, включатся в правила рыночной игры, будут выполнять этический кодекс.

Развитие этических  норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного  нашим государством. Что касается нынешней экономической ситуации, то гораздо большее влияние,  оказали на этику российского бизнеса нравственные представления новейшего, социалистического периода нашей истории.

В период перестройки  система ценностей и этические  представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме.

Первая культура связана  с традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной  (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

2. Люди, пришедшие в  предпринимательство из «нормальной»  жизни. Они в целом характеризуются  высоким уровнем интеллекта и  достаточно высокими моральными  качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.

Вторая культура –  это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства  для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь  на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25–30 млн. чел. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм – единственный способ существования теневой экономики в любой стране).

По сути, все эти  группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке  поведенческих традиций этих групп  происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

Есть, однако, и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, в России не полностью действует главный  фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная  собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия  значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.

В-третьих, в современной  России сложилось своеобразное отношение  к закону и к роли государства. Этический парадокс российского  бизнеса состоит в том, что  этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

Разрешить этический  парадокс российского предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны.

Тем не менее, нравственные основы российского предпринимательства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Специалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребительский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравственных средств.

Все это обусловило пристальное  внимание российских организаций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной составляющей.

Соблюдение предпринимательского этикета, культура общения, доскональное знание своего дела, вежливость, корректность, чувство меры во всем и некоторые другие «атрибуты» делового человека — гарантия половины успеха в предпринимательской деятельности. Знание и соблюдение этического кодекса, заинтересованность в успехе не только личного, но и отечественного бизнеса и здоровый азарт в делах привлекут внимание зарубежных предпринимателей, стремящихся расширить сферу своего бизнеса, станут тем «элементом», который поможет нашей стране приобрести экономическую стабильность

 

 

  1. Сущность этики деловых отношений.

 

Этика деловых  отношений (Business ethic) - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности.  В основе этики делового общения   должна быть координация,  а по возможности и гармонизация интересов.

Этика деловых отношений  включает:

- этическую оценку  внутренней и внешней политики  организации; 

- моральные принципы  членов организации; 

- моральный климат  в организации; 

- нормы делового этикета частного делового человека.

 Этика деловых отношений  является  профессиональной этикой, регулирующей систему  отношений  между     людьми в сфере   бизнеса. 

Бизнес делается не только на экономической, но и на этической основе. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели  должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе, одним из необходимых элементов вашего профессионализма.

Мировые экономические  связи обязывают деловых людей  знать правила хорошего тона и  других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта. Правила делового этикета со временем меняются, некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине. Сегодня такие правила не являются обязательными. Современный деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее случаются затруднения, мужчина обязан помочь ей.

Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В  деловом этикете общие принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных правилах:

* Будьте во всем пунктуальны

* Не говорите лишнего

* Думайте не только о себе, но и о других

* Одевайтесь как принято

* Говорите и пишите хорошим языком

Поговорим подробнее  об этих правилах этики делового общения.

Первое правило  делового общения - будьте во всем пунктуальны

Опоздания любого сотрудника мешают работе, они свидетельствуют о том, что на этого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения  задания. К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем предполагали; и главное, как только вы наконец-то принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.

Второе правило  деловой этики общения - не говорите лишнего

Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к разговорам сослуживцев об их личной жизни.

Третье правило  этики бизнеса - думайте не только о себе, но и о других

Нельзя успешно вести  дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха становятся проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам, чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь терпеливо выслушивать собеседника, учитесь уважать и понимать чужое мнение, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Известна древняя мудрость: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

Информация о работе Особенности этики предпринимательства