Особенности профессиональной деятельности в неврологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

Работа с больными детьми неврологического профиля требует большого напряжения физических и эмоциональных сил, и может сопровождаться определёнными трудностями в общении как с ребенком, так и с его родителями, которые ввиду невозможности его самообслуживания и самоконтроля находятся рядом с ним. В некоторых случаях может возникнуть необходимость консультации больных детей и их родителей у психиатра. Следует отметить также действие стрессовых факторов при необходимости быстро принимать решения, переключаясь с одной патологии на другую, и, соответственно, повышение вероятности ошибки.

Файлы: 1 файл

Особенности профдеятельности.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

В этическом регулировании выделяются императивные и рефлексивные составляющие. Первые представляют собой обязательные, деонтологические требования, отражающиеся в кодексовой культуре. Вторая составляющая связана с рефлексией, творчеством индивида, с процессом сопоставления, переоценки, переакцентирования в системе существующих ценностей и идеалов личности, профессиональной деятельности и общества в целом. Следует отметить, что профессиональная этика в наше время перестаёт быть уделом только корпорации профессионалов, разрабатывающих нормы и принципы этики, исходя из потребностей и интересов той или иной профессиональной корпорации. Само общество в лице своих новых институтов и общественных организаций становится регулятором, монитором, «экспертом» при оценке этических аспектов и оснований той или иной профессиональной деятельности.

Этика, также как и право, ограничивает поступки человека, но он действует так, а не иначе не потому, что опасается наказания, а потому, что не может поступить иначе в силу своих внутренних убеждений или в силу поддерживаемых тем или иным профессиональным обществом моральных ценностей. Русский философ В.Соловьёв писал, что «интерес собственно нравственный относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом» (Соловьев В., 1988).

Следует отметить, что медицинская деонтология (от греч. деон — долг) получила наибольшее распространение во времена СССР, что было обусловлено рядом причин. В то время как в большинстве других стран понятие «деонтология» обозначало моральную теорию И. Канта — «учение о должном», в советской традиции оно стало синонимом медицинской этики, понятием для обозначения некоторых «канонов» поведения врача, носящих императивный характер.

Согласно И. Канту, главным основанием человеческой природы является разумная способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за его существование. Эту способность Кант называет «моральной автономией». «Автономия, — пишет он, — есть основание достоинства человека и всякого разумного естества» (Кант И., 1965). В идее моральной автономии утверждается право и ценность духовной свободы человека. Непосредственно же из этики И. Канта вытекают три важных положения, необходимые для рассмотрения практических аспектов этики и права (закона) в медицине и, в частности, в детской неврологии: а) мораль и закон могут совпадать, но и не совпадать и входить в противоречие; в) при расхождении и морали, и закона в оценке поступков приоритет остаётся у закона; с) личная и общественная мораль могут не совпадать или даже входить в противоречие.

Если врач и, в частности врач-невролог, не ограничивается в своей профессиональной деятельности механическим исполнением законов, а стремится выполнить свой профессиональный долг осмысленно, то освоение морально-этического знания помогает ему в этом. Мораль не может основываться только на пользе и сиюминутной выгоде, а должна учитывать перспективу, требует накопления моральных ценностей, что, в конечном итоге, даёт благо наибольшему числу людей. Также следует указать и на необходимость правильного и осознанного выбора специальности, в частности, специальности врача-невролога, поскольку подготовка медицинских работников к общению с людьми, проблемы профессиональной ориентации и отбора специалистов, являются очень уязвимыми местами в процессе обучения. В этой связи уместно привести слова выдающегося украинского философа-гуманиста ХVIII в. Григория Сковороды (1722–1794) о необходимости правильного выбора специальности: «Не входить в несродную стать, не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден. Многие, презрев природу, избирают для себя ремесло самое модное и прибыльное, а потом сильно обманываются. Если же отнять у человека сродное действие, тогда ему смертная мука» (Сковорода Г., 1973). Человек только тогда может обрести гармонию, когда занимается тем, что сообразно его природным наклонностям, в «сродном труде». Стремление же человека к превышению своих подлинных потребностей является, по мнению философа, источником несчастий. При этом «…правильно использовал время тот, кто познал, чего следует избегать и чего добиваться» и «сердце человеческое не может быть без упражнения; если удаляется от него мысль священная, понятия Истины, то оно мгновенно повергается в занятия подлые, и чтит, и величает, и боготворит презренное, ничтожное, суетное» (Сковорода Г., 1973).

Таким образом, у врача-невролога для его успешной профессиональной деятельности, помимо моральных ценностей, должны присутствовать внутренний контроль, терпение и ответственность. Отсутствие этих качеств не могут компенсировать ни знания, ни самая совершенная аппаратура и оснащение. Врач-невролог должен уметь быстро улавливать суть проблемы и принимать решение, а для этого ему также нужны исчерпывающие знания в своей профессии, постоянное изучение появляющихся научных материалов и совершенствование практических навыков с соблюдением этических принципов в его профессиональной деятельности. При этом для своей успешной и долгой работы он должен быть физически и психоэмоционально здоровым.

Ещё в XVII в. голландским врачом Ван Тюльпом была предложена символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча. Девиз «Светя другим, сгораю сам», предполагает высокое служение и самоотдачу всего себя профессии и другим людям с приложением всех своих физических и нравственных сил. Однако в данном случае сгорание не означает исчезновение этих сил. Они постоянно возобновляются от осознания своего места в профессии, повышения мастерства и получения удовлетворения от своего дела, что и должно быть при гармоничном сочетании профессиональных навыков и этических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : 

    • Швейцер А. (1990) Этика сострадания. Проповеди 15 и 16-я. Человек 
    • Кант И. (1965) Основы метафизики нравственности. Сочинения в 6 т. Москва, 
    • Bass C., Adshead G. (2007) Фальсифицирование и вызывание заболевания у детей: психопатология жестокого обращения с детьми. Обзор современной психиатрии
    • ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии» АМН Украины, отделение детской психоневрологии Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАОУ СПО НСО Новосибирский Медицинский Колледж

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине : «Этические аспекты профессиональной деятельности»

На тему: «Особенности профессиональной деятельности в неврологии»

 

 

 

 

 

 

 

                        Выполнила : П.С. Шилова

                           Проверила : Ж. В. Жулябина

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2014


Информация о работе Особенности профессиональной деятельности в неврологии