Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:02, реферат
Тема патриотизма как качества, присущего гражданам того или иного государства, является непреходяще актуальной в любом обществе и во все времена. В изменяющемся российском обществе тема патриотизма резко актуализируется на уровне государственной политики. Это подтверждается, например, принятием постановления Правительства от 11 июля 2005 г. № 422 Государственная программа "патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006- 2010 годы".
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.
Введение………………………………….…………………...…………3
1.Патриотизм……………………………………………….……………5
2.Гражданственность.Проявления гражданственности в повседневной жизни. Преимущества гражданственности………….. 6
3.Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей………………...………………………………..…9
4. Молодежный патриотизм в современной России……………..…..10
5.Формирование патриотизма и гражданственности в таможенной среде…………………………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………15
Содержание.
Введение………………………………….………………….
1.Патриотизм………………………………………………
2.Гражданственность.Проявления гражданственности в повседневной жизни. Преимущества гражданственности………….. 6
3.Патриотизм и гражданственность
как комплекс социокультурных и духовных
ценностей………………...………………………………
4. Молодежный патриотизм в современной России……………..…..10
5.Формирование патриотизма
и гражданственности в таможенной среде…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………15
Тема патриотизма как качества, присущего гражданам того или иного государства, является непреходяще актуальной в любом обществе и во все времена. В изменяющемся российском обществе тема патриотизма резко актуализируется на уровне государственной политики. Это подтверждается, например, принятием постановления Правительства от 11 июля 2005 г. № 422 Государственная программа "патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006- 2010 годы".
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.1
Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Государственная программа"патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006 - 2010 годы"
(в ред. Постановления правительства рф от 13.11.2006 N 677)
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Программа является продолжением Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1)продолжить создание системы патриотического воспитания;
2)продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
3)шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
4)повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
5)проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Патриотизм- это социальное чувство ,содержанием которого является любовь к Отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями своей Родины, желанием сохранить её характер и культурные особенности.
Играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.
Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.
Второй подход трактует патриотизм как общественное явление.
Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливаются особенностями исторического развития общества, государства и его правящей элиты.
Третий
подход, сложившийся в 60-х —
начале 80-х гг. XX века, рассматривает
патриотизм как явление
Четвертый подход— государственнический или этатический — характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.
Пятый
подход — личностный. В нем
первостепенная роль отводится
личности как высшей ценности.
А проявления патриотизма, по
словам Г.Флоровского,
Шестой
подход— духовно-религиозный,
Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:
1. Интегрирующую, то есть
направленную на объединение
большинства нации на основе
приоритета интересов общества
и государства и ответственную
за формирование образа
2. Охранительную или защитную.
В ее рамках осуществляется
формирование и развитие того,
что определяется как
3. Стабилизирующую, то
есть придающую прочность и
устойчивость социальной, этнонациональной
и государственной системам во
всех их основных звеньях (
4. Регулирующую, то есть
определяющую характер реакций
на внешние воздействия и
5. Воспитательную, воздействующую
на целенаправленную
Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.3
2.Гражданственность.Проявления гражданственности в повседневной жизни. Преимущества гражданственности.
Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.4 Гражданственность-это свойство поведения гражданина, проявляющееся в его готовности способности участвовать в делах общества.
Патриотизм
и гражданственность — два
разных по своей природе, но
в тоже время теснейшим
Преимущества гражданственности.
Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культур.
Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения. Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях
Проявления гражданственности в повседневной жизни.5 Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.6
Информация о работе Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей