Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:02, реферат
Тема патриотизма как качества, присущего гражданам того или иного государства, является непреходяще актуальной в любом обществе и во все времена. В изменяющемся российском обществе тема патриотизма резко актуализируется на уровне государственной политики. Это подтверждается, например, принятием постановления Правительства от 11 июля 2005 г. № 422 Государственная программа "патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006- 2010 годы".
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.
Введение………………………………….…………………...…………3
1.Патриотизм……………………………………………….……………5
2.Гражданственность.Проявления гражданственности в повседневной жизни. Преимущества гражданственности………….. 6
3.Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей………………...………………………………..…9
4. Молодежный патриотизм в современной России……………..…..10
5.Формирование патриотизма и гражданственности в таможенной среде…………………………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………15
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.
Сейчас Россия оказалась без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность и суверенитет в ближайшей перспективе остаются не только под вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил.
А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и патриотизма представляется важнейшим на сегодня и на нижайшую перспективу действием, способным начать процесс консолидации россиян и создать противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием дела и цивилизованно.7
3.Патриотизм
и гражданственность как
Современная Россия оказалась в сложной ситуации в связи с тем, что многие патриотические ценности разрушены. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей утрачена, а новые ориентиры – пока не выработаны.8
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущего в лице российской молодежи.
Жизнь
в современном обществе, процессы
и явления во всех его сферах
становятся все более сложными,
противоречивыми, быстро
Таким образом, необходимость духовно-нравственного, граждански активного, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Вследствие этого идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.9
Патриотизм – это, по определению, Любовь к Родине, а Любви нельзя научить. Можно лишь помочь людям раскрыть в себе этот безграничный и искренний потенциал Любви. «Патриотические» действия многие годы и многими людьми выполнялись на чисто автоматическом, механическом уровне – в силу слепого копирования, подражания той моральной среде, в которой они жили, либо из страха быть не таким, как все, и попасть в опалу со стороны государства. Это – не патриотизм, а его жалкое и лицемерное подобие. Прошли те времена, когда был актуален «Моральный кодекс строителя коммунизма» (официально закрепленный на XXI съезде КПСС в 1961 году), теперь мы имеем дело с культурно-идеологическим плюрализмом в стране. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, у общества нет единого консолидирующего стержня на уровне моральной идеологии, что негативно отображается на развитии социально значимой культуры, с другой, – налицо, кто – патриот, а кто – продажный предательский подонок. Как правило, нет родительского давления над личностью, нет страха перед правящей партией, нет гнёта религии, и т.д. Более или менее многие социальные факторы выражают себя искренно. Единственная, продолжающая оставаться актуальной мотивация для вранья и лицемерия, – желание обогатиться. Ради этого – материального или символического – обогащения люди (или уместнее именовать их иначе?) изворачиваются, как только могут. 10
Критические суждения Бердяева о русском патриотизме остаются верными и для наших дней. По-прежнему мало действенны наши слова о Родине. Мы много говорим, но мало делаем. Если что и делаем, то при этом исходим, как правило, не из национальных интересов, а из собственных, часто эгоистических потребностей .
В чем же Должен проявиться подъем национального духа? Какие патриотические идеи должны разбудить российское общество и подвигнуть его на позитивные преобразования? Должны ли они иметь радикальный «оранжевый» характер? Можно сказать, что президент В.В. Путин предложил в качестве ответа на эти вопросы четыре приоритетных национальных проекта (образование, здоровье, доступное жилье и АПК).11
5.Формирование патриотизма и гражданственности в таможенной среде.
Национальные интересы России требуют , чтобы социальные государственные институты оказывали большее воздействие на формирование системы патриотического воспитания в таможенной среде, помогали лучше ориентироваться в проблемах и тенденциях развития общества и его организации , отличать истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели – от недостойных.
Цель формирования патриотизма в таможенной среде соотносится с тенденциями развития таможенной службы, с задачами по обеспечению национальной безопасности , укреплению самих таможенных органов и требований, предъявляемых к сотрудникам таможенных органов.
Главная цель ,сформулированная в соответствии с пониманием обусловленности и направленности может быть сформулирована следующим образом: формирование у сотрудников таможенных органов патриотизма , готовности к достойному служению , защите национальных интересов России в рамках деятельности таможенных органов. Формирование патриотической идеи предназначено для использования всех условий для социализации позитивно направленной личности гражданина – патриота России , способной самореализоваться в процессе решения проблем , преодоления негативных явлений и тенденций , характерных для современного этапа развития нашего общества , главным образом , в его таможенной сфере , того духовно-нравственного, идеологического и, особенно, патриотического вакуума , который глубоко отразился на сознании и чувствах сотрудников таможни , на улучшении его качественных характеристик .
Из общей цели формирования патриотизма вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности, значительному повышению уровня гражданственности , патриотизма и готовности к достойной защите интересов государства в таможенной сфере:
информационно-
создание конкретных условий для проявления гражданственности , патриотизма достойного выполнения долга сотрудника таможенных органов;
формирование уважения к закону, нормам коллективной жизни , развитие социальной и гражданской ответственности , проявляющейся в активной жизненной позиции , стремлении лично участвовать в обеспечении таможенной защите интересов общества и государства ;
формирование и развитие потребностей в духовной жизни , нравственно-здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьёй , близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе , рабочем коллективе;
формирование положительного
отношения к труду как
Главной же задачей формирования патриотизма ,определяемой его целью, является повышение эффективности таможенной деятельности, особенно за счет более целенаправленного формирования сотрудников в духе высокой социальной активности, гражданственности, патриотизма, мобилизация патриотических сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для развития патриотизма.12
Заключение .
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений.
Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего, духовными нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории , когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан(войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения ,обострение кризисных явлений , борьба за власть и т.д.)Проявление патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.
Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание народа будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития. Одним из результатов реализации направлений оптимизации патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства.
Если , таким образом , подвести итоги то , можно утверждать, что патриотизм это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений , убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.
Наш якорь спасения – восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма , верности идеалам Отечества.
Список использованной литературы.
1.Постановление От 11 июля 2005 г. N 422 О государственной программе "патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006 - 2010 годы" (в ред. Постановления правительства рф от 13.11.2006 n 677)
2. Борис Туманов, Необременительный патриотизм ,gazeta.ru
2008, ИТАР-ТАСС
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация – М., 2007
4. Учительская газета | www.ug.ru
5. Этика. Шпаргалка 2007 Зубанова С.Г
6. Этика: методические рекомендации / сост. И.М. Бормотова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
7. Фролов С.С. Социология Издательство М.: Логос, 2007
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006
9. Ярская В.Н. Социология молодежи 2009
10. Гуреев, М. В.
10 заповедей патриота [Электронный ресурс]
/ М. В. Гуреев. – Режим доступа : http://www.proza.ru/2009/07/
11. http://filosofika.ru
12. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010
1 Постановление От 11 июля 2005 г. N 422 О государственной программе "патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006 - 2010 годы" (в ред. Постановления правительства рф от 13.11.2006 n 677)
2 Борис Туманов, Необременительный патриотизм ,gazeta.ru
2008, ИТАР-ТАСС
3 Ионов И.Н. Российская цивилизация – М., 2007
4 Учительская газета | www.ug.ru
5 Этика. Шпаргалка 2007 Зубанова С.Г
6 Этика: методические рекомендации / сост. И.М. Бормотова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
7 Фролов С.С. Социология Издательство М.: Логос, 2007
8 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006
9 Ярская В.Н. Социология молодежи 2009
10 Гуреев, М. В. 10 заповедей патриота
[Электронный ресурс] / М. В. Гуреев. – Режим
доступа : http://www.proza.ru/2009/07/
11 http://filosofika.ru
12 Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010
Информация о работе Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей