Патриотизм и гражданственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Патриотизм……………………………………………………………………….7
Гражданственность…………………………………………………………13
Формирование гражданственности и патриотизма…………..18
Заключение……………………………………………………………………..20
Литература………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика государственного служащего»

на тему «Патриотизм и гражданственность»

 

 

 

Выполнил: студент 4-го курса  очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа ДС-05 В.В.Костив

Подпись____________________

 

Проверил: Р.П.Жирков

Подпись____________________

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Патриотизм……………………………………………………………………….7

Гражданственность…………………………………………………………13

Формирование  гражданственности и патриотизма…………..18

Заключение……………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………………………22

 

Введение

 

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой  событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и  трагические события Великой  Отечественной войны, но живут в  нашей памяти имена тех, кто ценой  своей жизни отстоял честь, свободу  и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих  сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность  за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит  от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время  бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто  насмерть стоял у истоков этого  ратного и трудового подвига.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике  и культуре России подтверждают очевидность  все более заметной утраты нашим  обществом традиционного российского  патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и  гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс  позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует  обновления духовных начал, глубокого  познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой  самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая  деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно  направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств  на все случаи жизни, требует постоянного  поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей  психологически необычайно сложен и  в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с  интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Героическая история нашей  Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир  современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал  в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время  Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского  народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в  сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у  подростков моральные качества, соответствующие  достойному гражданину Родины, которые  традиционно взращиваются на более  благодатной почве. Причины здесь  ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого  в отдельности человека, в том  числе и школьника. Сегодняшние  достижения новой России пока еще  не столь значительны, чтобы на них  воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое  дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России —  это в значительной мере история  войн, в которых россияне проявляли  героизм и мужество, переносили неимоверные  тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов  Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших  направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость  разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и  основополагающих принципов гражданского воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Патриотизм

 

Патриотизм и гражданственность  — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом  взаимоувязанных феномена. Они проявляются  как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают  на качество их социального развития.

В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) — среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии "'Родина ", имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.

Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую  через их отношение к правам и  обязанностям, закрепленным в соответствующих  нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.

Данные два понятия  реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой  является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению  к другим. В реальности все эти  понятия — патриотизм, гражданственность и этничность— взаимоувязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.

Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и  государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько  основных подходов к его исследованию.

Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской  литературе и публицистике, можно  назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.

Второй подход трактует патриотизм как общественное явление

Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливаются особенностями  исторического развития общества, государства  и его правящей элиты.

Третий подход, сложившийся  в 60-х — начале 80-х гг. XX века, рассматривает  патриотизм как явление общественного  сознания, причем с середины 80-х годов  стала преобладать тенденция  осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.

Четвертый подход— государственнический или этатический — характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.

Пятый подход — личностный. В нем первостепенная роль отводится  личности как высшей ценности. А  проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное  творчество и национальное напряжение собственных сил».

Шестой подход— духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.

Патриотизм по своему характеру  консервативен и выполняет следующие  функции:

1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.

2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется  формирование и развитие того, что определяется как национальная  безопасность.

3. Стабилизирующую, то  есть придающую прочность и  устойчивость социальной, этнонациональной  и государственной системам во  всех их основных звеньях (языке,  культуре, стереотипах поведения,  нравственных и правовых нормах  и т.д.).

4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.

5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.

Исследования убедительно  показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью  выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.

Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена  с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь  через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более  сильных, либо находили свою нишу, которая  обладала необходимыми для нормального  развития характеристиками. И здесь  вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что "...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное  или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые  имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности"(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие "Родина". В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.

Информация о работе Патриотизм и гражданственность