Патриотизм и гражданственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Патриотизм……………………………………………………………………….7
Гражданственность…………………………………………………………13
Формирование гражданственности и патриотизма…………..18
Заключение……………………………………………………………………..20
Литература………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Искусственно вырванные  из среды под воздействием чаще всего  внешних обстоятельств, представители  этих народов и переселившиеся (или  насильно переселенные) в иную, отличную по характеристикам среду, в первом поколении в массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические  переживания, вплоть до болезненных, психопатологических  по своей природе состояний.

Кроме того, следует учитывать  и еще один немаловажный момент: доминанту постоянства и стабильности в этногенезе. Это стремление соотносится  с генетически закрепленной в  большинстве людей склонности к  постоянству и стабильности и  естественно находит выражение  в более сложных чувствах, выполняющих, к тому же, охранительную функцию, — таких, как патриотизм, за которым  стоит издревле сложившаяся привязанность  к месту своего жительства, стремление к покою и уравновешенности жизненного уклада.

Таким образом, закрепление  на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение  в понятии патриотизма, уже как  нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и  относительный покой.

Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху  имеет различное социальное, в  том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той  же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом — родной край (малая родина) — ареал обитания народа — страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.

Кроме того, с формированием  вследствие интеграционных процессов  общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить  вопрос о проявлении в будущем  таких феноменов, как европейский  или, скажем, латиноамериканский патриотизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гражданственность

 

Среди многих понятий, которые  античный мир оставил нам в  наследство, понятию "гражданин" по праву принадлежит одно из самых  значительных мест в нашей жизни. А целые века последующие за этим интереснейшим периодом человеческой истории можно смело назвать  процессом постижения смысла данного  понятия и освоения всего связанного с ним комплекса отношений. В  античном мире словом "гражданин" (греч. polites; лат. civis), называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом, существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию и т.д.

Применительно к личности и социальным группам в их повседневной жизни, данное понятие находит выражение, прежде всего, в терминах "гражданское  сознание" и "гражданское поведение" в первом случае, имеется в виду некая особая форма индивидуального  группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и  образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ  мысли человека (сообщества людей  — граждан государства) и на характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания.

Гражданское сознание и поведение  формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят  от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени  влияния лидирующих групп, взаимосвязи  с мировым сообществом и т.д.

Сейчас Россия оказалась  без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого  придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в  современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность  и суверенитет в ближайшей  перспективе остаются не только под  вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил. Вот почему следует крайне серьезно относиться к высказываниям З.Бжезинского о России как "лишней стране» и видеть за его словами отнюдь не только игру воспаленного воображения одного из ее патологических ненавистников.

А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и  патриотизма представляется важнейшим  на сегодня и на нижайшую перспективу  действием, способным начать процесс  консолидации россиян и создать  противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием  дела и цивилизованно.

Мало сказать, что критерии гражданственности, особенно в переходное время, в критические периоды  истории, следует искать в особом ощущении, или с позволения, угадывании, объективных законов развития общества, этноса, как живой метасистемы, в соотнесении с ними своих помыслов и действий. Здесь важно схватить ключевое, системообразующее понятие, через которое и "прорезается" это самое ощущение. И, кажется, лучше всего выразил суть сказанного выше А.Сахаров, давший толкование Родины переломного времени именно в гражданском смысле: "Родина не национальное и географическое понятие. Родина — это свобода!"

В поисках критериев гражданского поведения следует учитывать, что  связь "человек (личность) — государство  предполагает вполне определенные отношения человека свободного, с одной стороны, и системы, с другой. Человек свободный, как субъект неотчужденных прав, — понятие относительно стабильное. А вот государство (система) может иметь совершенно различные качественные характеристики (демократическая республика или националистическая диктатура, например). Отсюда гражданственность поведения или позиции личности (если она действительно созрела до уровня человека свободного и уже обладает определенным, зафиксированным в истории знанием, опытом) может выражаться в поддержке, либо в несогласии с какими-то действиями системы, либо в отрицании системы целиком и в борьбе с нею. Человек свободный всегда будет в оппозиции диктатуре, а при наличии определенных личных качеств перейдет в лагерь активных борцов за демократию (из "кухни" на "баррикады").

И здесь снова противоречивая связка гражданственности и патриотизма. Любовь "к отеческим гробам", безотносительно, каков характер системы, чревата формулой безоглядного служения отечеству. Грань здесь весьма тонкая и прозрачная: от служения отечеству  до сотрудничества с режимом, даже ненавистным, расстояние до того малое, что невольно (так уж устроена жизнь) грань эту  постоянно переступаешь. И тем  самым, каждый раз оказываешься в  ситуации труднейшего нравственного  выбора.

С развитием общества, как  уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он по своему характеру консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось в первой главе.

Гражданственность же более  динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и  вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственно-правовое отношение органически связанное с векторными тенденциями развития человечества. И если исторически подтверждено, что таковыми являются демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок, — то это и есть глубинные критерии гражданственности. Вот поэтому-то возможна оценка декабристов, как провозвестников свободы, с упреждением исполнивших свой гражданский долг. Поэтому, в целом, гражданским отношением можно считать решение большинства народа России, отвернувшегося от замаранного кровью и окончательно доказавшего свою нереформируемость советского режима. Именно здесь, а не в формальном выполнении предписаний, живая душа гражданственности. Но каковы же функции гражданственности?

Первую из них можно  назвать мобилизующем, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом.

Вторая функция — направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.

Наконец, третья функция  — регулирующая, то есть определяющая характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение  или силовую экспансию) и воздейсвующая на характер вновь складывающихся связей и отношений. Причем вплоть до отвержения и слома отживших отношений и систем, в том числе и государственной.

Все три функции своеобразно  проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды и т.д. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим. Более того, учитывая, что в революционные эпох борьба, и подчас ожесточенная, носит отчетливо выраженный классовый характер, знамя патриотизма зачастую оказывается руках сходящих с арены социальных слоев и политических групп. В этом случае консервативный характер патриотизма резко усиливается и приобретает выраженный реакционный оттенок. Ярким примером является знаменитая Вандея во Франции, понятие, ставшее нарицательным. В предреволюционные годы в России патриотические лозунги не сходили с уст черносотенцев, которым откровенно симпатизировала одряхлевшая монархия. Патриотическая идея ярко проявлялась в белом движении в годы гражданской войны в России, явлении во многом уникальном, безысходно трагическом и, в отличие от предыдущих примеров, безусловно, позитивном, сконцентрировавшем в себе тех, кого в большинстве можно назвать честью и совестью нации.

Наконец, следует остановиться еще на одном важном факторе становления  и развития гражданского сознания. Речь идет о социально-профессиональной структуре общества и перипетиях ее исторического развития, а также  о роли социально- профессиональных групп. Исторический опыт показывает, что социально-профессиональное положение человека, равно как и развитие самой социально-профессиональной структуры общества оказывают немалое воздействие на перспективу демократического и правового развития человеческого общества в целом. На эту особенность уже давно обратили внимание западные социологи, работая над концепциями постиндустриального, технотронного и т.д. обществ, отслеживая становление их на практике.

 

 

 

 

 

 

3.Формирование гражданственности и патриотизма

 

В воспитании патриотизма  и гражданственности большое  значение имеет осознание учащимися  сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное  переживание. Именно на этой основе у  школьников крепнет чувство любви  к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения  и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так  различных форм внеклассной и  внеурочной работы. Но что бы эта  работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к  осмыслению различных сторон патриотизма  и гражданственности.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о  героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его  безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню  Победы,23 февраля. Нельзя забывать также  об интеллектуальных и развивающих  играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и  участниками войн, тесном общении  с ними.

Патриотизм включает в  себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и  революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный  французский просветитель Шарль  Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что  «лучшее средство привить детям  любовь к Отечеству состоит в  том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью  А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиках «серебряного» и «золотого» века, все это дает учащимся представление о патриоте, носителе передовой идеи.

 

Заключение

 

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение  гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что  чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как  ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство  любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и  школой.

Информация о работе Патриотизм и гражданственность